Продолжая тему невроза, позволю себе поделиться своими наблюдениями.
Например, от обратившегося за психологической помощью взрослого, психолог слышит:
- Мне очень нравятся наши с вами сессии!
- Ребёнку очень нравится заниматься с вами!
Через несколько сессий противоположная реакция, например такая:
- Это всё не то. Я не за этим к вам пришла.
- Мы прекращаем занятия. Вы не оправдали мои ожидания.
- Я разочарована. Мы не сошлись характерами.
На что это похоже?
Ситуация из детства. Ребёнку пообещали игрушку, конфетку, развлечение. Он ждёт, он представляет себе как это будет, он уже держит эту игрушку в своих руках и чувствует вкус конфеты на языке.
Но, что-то объективно пошло не так. Невозможность справиться с собственными эмоциями, так как ещё не созрели волевые качества, выливается в истерику.
Действие родителей на подкрепление такого реагирования:
Отмахнулись:
- Проорётся и успокоится.
- Заткнись, а то хуже будет. Накажем за истерику.
Другая крайность - гиперопека.
- Не плачь, мы сейчас всё исправим. Вот тебе другая конфетка, игрушка. Хочешь мультик? Хочешь мой телефон? Что хочешь? Скажи, только успокойся.
Действие для приобретения нового опыта.
- Я вижу как ты горюешь. Я понимаю тебя и горюю вместе с тобой.
- Я злюсь вместе с тобой. Мне плохо так же как и тебе. Но сейчас это никак не возможно. Сейчас никак, даже если ты будешь плакать и кричать, это не произойдёт. Это обязательно для тебя я выполню ... , и родитель называет точное время выполнения своего обещания.
Ребёнок получил опыт того, что мир изменчив. Это норма. Что есть обстоятельства, которые вмешиваются.
Данное реагирование характеризует истерическую форму невроза. У ребёнка и выросшего из него взрослого высокая степень тревоги.
Приведённые в начале статьи реплики клиентов содержат невротический след истерической формы невроза.
- Я хочу от психолога! Я как вкус конфеты, чувствую вкус результата от сессий с психологом. Я как новую игрушку, вижу результат и держу его в руках.
- Почему не дали?! Почему не получил(а)?!
В детстве желаемый результат кто-то организовывал: родители, воспитатели, учителя. Это понимание закрепилось и как невротический след проявляется во взрослой жизни.
Он проявляется в отношениях в паре, с собственными детьми, на работе. Везде, где есть ожидания от других: "Они мне должны!"
Если есть схожее с вашей историей, то обращайтесь, вместе изменим ситуацию к лучшему.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Вы не оправдали мои ожидания.
Спасибо, Ирина!
Я вижу как ты горюешь. Я понимаю тебя и горюю вместе с тобой.
- Я злюсь вместе с тобой. Мне плохо так же как и тебе. Но сейчас это никак не возможно. Сейчас никак, даже если ты будешь плакать и кричать, это не произойдёт. Это обязательно для тебя я выполню ... , и родитель называет точное время выполнения своего обещания.
Ребёнок получил опыт того, что мир изменчив. Это норма. Что есть обстоятельства, которые вмешиваются.
В детстве желаемый результат кто-то организовывал: родители, воспитатели, учителя. Это понимание закрепилось и как невротический след проявляется во взрослой жизни.
Я злюсь вместе с тобой. Мне плохо так же как и тебе. Но сейчас это никак не возможно. Сейчас никак, даже если ты будешь плакать и кричать, это не произойдёт. Это обязательно для тебя я выполню ... , и родитель называет точное время выполнения своего обещания.
Спасибо, возьму в закладки.
Спасибо за стать! Очень актуальна для меня сейчас...
этот момент важно обсудить в начале сессии: напомнить человеку, что психолог - не волшебник.
Очень точно подмечен механизм формирования невротического следа.
Спасибо, Ирина!
Мне понравилась ваша статья, Ирина Родионова! Хорошие рекомендации. Лет с трёх примерно ребенок поймет , если с ним так договариваться. А до этого возраста, например в 1,5 года ?
можно это все, конечно, проговорить...но этого будет не достаточно..что с таким малышом делать?
Спасибо, Ирина Родионовна, важные мысли, полезные выводы.
Какая хорошая фраза!
Спасибо, возьму в закладки.
Ирина, спасибо за ценную статью! Неоправданно ожидания-это частые реакции и адаптации к такому есть не у всех в психике
Данное реагирование характеризует истерическую форму невроза. У ребёнка и выросшего из него взрослого высокая степень тревоги.
Благодарю вас за внимание и отклик.
Благодарю за ваше профессиональное мнение. Приятно быть полезной.
Согласна с вами. Говорим и информируем, но не всегда это проникает в сознание. И одна из причин этого в статье.
Благодарю вас за ваш отклик и профессиональное мнение.
Приведённые в начале статьи реплики клиентов содержат невротический след истерической формы невроза.
Благодарю за внимание и добрые слова.
Благодарю за ваше профессиональное мнение.