Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30458 специалистов из 985 городов
Скрыть

ЕГЭ... уже не так страшно.

От автора: В этой статье я представляю обобщение своего опыта психологического сопровождения выпускников большой общеобразовательной школы на этапе подготовки к ЕГЭ.

                      ЕГЭ  уже не так страшно

                                     ЕГЭ.... уже не так страшно.

         Одиннадцатый класс – финишная прямая в марафоне школьной жизни. Он заканчивается государственной итоговой аттестацией в виде единого государственного экзамена - ЕГЭ.  Ответственный, волнующий момент и для учеников, и для их родителей, и для учителей…и  еще неизвестно – для кого больше! 

Несмотря на то, что ЕГЭ сдают в обязательном порядке уже с 2009 года,  для каждого нового выпускника этот момент  наступает впервые.  Кроме того,   каждый год  меняются  и уточняются требования к проведению экзамена, да и сама   ситуация проверки  является в принципе стрессогенной  для  любого человека. 

Настоящее время  внесло  свои изменения – сейчас к 11 классу ребята уже  хорошо  знают процедуру сдачи экзамена, многократно отработав ее на диагностических работах и пробных экзаменах.  Учителя-предметники  в школе уделяют достаточно времени и стратегической и тактической подготовке одиннадцатиклассников.  Поэтому сегодня на первый план выходит собственно психологическая личностная подготовка выпускников. В школах, где  существует психологическая служба (или хотя бы педагог-психолог в единственном числе), такая работа обязательно  включается в план.

         Так как ЕГЭ уже давно не новость,  можно было бы предположить, что эта процедура стала  для учеников обыденной, однако результаты диагностики показывают, что это не совсем и не для всех так.  Ежегодно в конце первого полугодия  проводится диагностика  тревожности по методике Спилбергера-Ханина во всех выпускных классах.

В 2013-2014 учебном году  была отмечена  высокая ситуативная тревожность в двух выпускных классах   у  51% и 72%;

 в 2014-2015 -  в трех классах – у 18%, 38%; 30%;

в 2015-2016 -  в трех классах – у 23%, 39%, 44% учеников.

Анализ (инвентаризация) предэкзаменационных страхов показал, что наиболее часто будущие выпускники боятся:

  • неудачи на экзамене «провалю экзамен, не сдам, не наберу нужное количество баллов,  не справлюсь с заданиями, не тот тип заданий; не напишу из-за страха; напишу хуже, чем могу»
  • ошибки «сделаю глупые ошибки, ошибки в вычислениях,  забуду что-то простое, элементарное, что всегда знал; испорчу бланк, не туда запишу ответы по невнимательности»;
  • огорчить родителей «расстрою, разочарую родителей, не оправдаю надежд,  не оправдаю того, что в меня вкладывали; зря потраченные время и деньги на репетиторов, будет стыдно перед родителями»;
  • некорректных заданий «каверзных, с подтекстом заданий, непонятных, незнакомых тем, несправедливости»;
  • будущего «ответственности перед будущим, неизвестности, непредсказуемости, неопределенности в будущем»;
  • крушения профессиональных планов «не поступлю в  ВУЗ, в выбранный, желаемый ВУЗ, не получу высшего образования,  не получу аттестат, крест на хорошем, престижном образовании, останусь бомжом без работы,  не смогу осуществить жизненные планы, получу не ту профессию,   нелюбимую, занудную работу»;
  • недостаточности подготовки «не уверен в качестве своей подготовки   сравнение с другими не в свою пользу; раздражает подготовка; не могу себя заставить подготовиться так, как нужно; волнение и стыд за годы ленивого обучения»;
  • страхи отсутствуют:  «процесс не страшен, не боюсь, выбрал несложные для себя экзамены, можно потом пересдать, сдам на 100 из 100, страх нерационален».

Таким образом,  целесообразным является  проведение  комплекса мероприятий, которые для высокотревожных детей  имеют психокоррекционную направленность, а для остальных – профилактическую.

Поделюсь примерным алгоритмом работы  психолога с выпускными классами.  В течение всего года психолог  консультирует учеников и родителей выпускных классов,  выдает  конкретные рекомендации педагогам,  выступает на методических объединениях и родительских собраниях.  Порой взрослые, родители и учителя, боятся экзамена не меньше , а то и больше детей. И очень важно на этом этапе  не сливать на школьников свою тревогу и страхи, а собраться и поддержать эмоционально, помочь организационно, кого- то успокоить, а кого- то мотивировать.

В школе психолог организует индивидуальное и групповое консультирование; я использую  когнитивно-поведенческий, гештальт-  подходы, методы арт-терапии, метафорические ассоциативные карты.

С классами во втором полугодии  проводится групповая психологическая работа, занятия включают:  организационную, информационную части, мини-диагностику, беседу по результатам, тренинговые или психокоррекционные   упражнения, релаксацию и рефлексию.  

Первый этап: предполагает работу с эмоциями и чувствами, отработку страха  экзамена на уровне образов, освоение приемов саморегуляции.  

 Второй этап: выявление  деструктивных мыслей, работа с негативными эмоциями и мыслями, рассмотрение множества вариантов выхода из трудных ситуаций, выбор (построение) индивидуальных формул самовнушения.

Третий этап:  развитие внимания, самоконтроля,  планирования и организации  предэкзаменационной подготовки, закрепление знаний о  рациональном  режиме  труда и отдыха.

Четвертый этап: обобщение полученных знаний и умений, активизация собственных ресурсов, формирование положительного настроя и  выработка уверенного поведения на экзамене.

 Результаты итоговой диагностики показывают, что тревожность у ребят  стабильно снижается на 40-60%. Часть учеников (у большинства из которых также высоки и показатели личностной тревожности) получают опыт совладания с собственными страхами и учатся относиться к ним адекватно, не позволяя негативным эмоциям  выходить за приемлемый, рабочий уровень.  Кроме того, сама возможность расслабиться, поиграть, порисовать, посмеяться и  получить положительные эмоции на занятиях  является дополнительным  ресурсом стрессоустойчивости.

Можно по-разному относиться к ЕГЭ.  Я, кстати,  не являюсь его ярой сторонницей. Но это наша реальность уже в течение многих лет, причем, реальность, заданная «сверху», не зависящая от нас.  И  конечно же, постоянные изменения условий,  отсутствие стабильности не идут на пользу…Тем не менее, наша общая задача – в любом случае благополучно адаптироваться!

Наш опыт подтверждает, что психологическая подготовка к государственной аттестации вносит свой определенный  вклад  и позволяет ребятам  более  комфортно и эффективно показывать результаты своего многолетнего труда. По ежегодным опросам выпускников, подавляющее большинство сдает экзамены  на уровне своих ожиданий, а некоторые – даже лучше.  Ведь может кому-то еще и повезти!

                                    

 

 

Психолог, Онлайн-консультант - г. Зеленоград
Опубликовано: , 196 просмотров
К автору уже обратились 15 человек с сайта
Провела 3 онлайн консультации на сайте
Подписаться24
Подписаться24
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Андриевская Ульяна Ростиславовна
Психолог, Консультант - г. Москва
Согласна, что к егэ необходимо адаптироваться. И можно это сделать прямо в семье, последовательно отрабатывая свои родительские страхи и по взрослому планируя жизнь вместе с ребенком...от родителей требуется только спокойствие, вера в свое чадо и помощь в организации.
№1 | 9 октября 2016
Жукова Ирина Валерьевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Зеленоград
Спасибо за отзыв, Ульяна Ростиславовна! Когда родители сохраняют спокойствие, верят в ребенка и помогают ему в организации - вместе они преодолеют не только егэ, но и любые трудности!
№2 | 9 октября 2016
Александр Усольцев
Психолог, РЭПТ-терапевт - г. Ростов-на-Дону
Благодарю за ценный материал! Приятно читать статьи, основанные на многолетнем опыте!
№3 | 18 мая 2017
Жукова Ирина Валерьевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Зеленоград
Александр, спасибо за Ваш отклик, мне очень приятно!
№4 | 18 мая 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий c965d Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз