Прежде чем перейти к фильму, пара слов о контексте.
Мультфильм — это продукт творческой и психической деятельности его автора, Хаяо Миядзаки. Миядзаки родился в 1941 году, в разгар Второй мировой войны. Эти события оставили свой отпечаток на его личности и сделали его убежденным пацифистом и противником фашизма. Его отец работал на фабрике, производившей детали для военных самолетов. Сам Миядзаки с детства восхищался летательными аппаратами, поэтому мы часто видим в его фильмах самолеты и летающие корабли. Но он принципиально отвернулся от войны в сторону мира, отказавшись от работы в сфере авиаконструкции и стал создавать анимацию, доказывая делом свою позицию. Его мать в течение десяти лет тяжело болела туберкулезом, из-за чего семье приходилось постоянно переезжать. Несмотря на это, Миядзаки получил хорошее образование и еще в студенчестве понял, что хочет заниматься анимацией. В 1985 году он основал студию Ghibli, которую в 2024 году наградили каннской пальмовой ветвью. А «Мальчик и птица» в том же году получил премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».

Название мультфильма на русском и английском языках звучит как «Мальчик и птица». Однако оригинальное название — «Как ты живёшь», и оно совпадает с названием книги, написанной японским писателем в 1937 году. Ёсино Гэндзабуро написал эту книгу и пришел к писательской деятельности после того, как освободился из тюрьмы. Он был лишен свободы, так как продвигал пацифистские идеи, которые противоречили законам существовавшим в первой половине 20 века в Японии. А через писательство, он мог распространять свои идеи. Книга стала бестселлером среди подростковой литературы и представляла собой поучительное произведение о взрослении, человеческом опыте, добре и зле. Это любимая книга детства Хаяо Миядзаки. Однако он не стал переводить ее на язык анимации, а лишь позаимствовал название и общую идею.
Анализ фильма.
Фильм начинается с трагедии: главный герой, мальчик Махито, теряет свою мать. Действие разворачивается в военное время, и вместе с отцом он вынужден покинуть Токио и переехать за город. Там появляется Нацуко — новая женщина в жизни его отца, которая сообщает, что ждёт ребёнка.
Махито сталкивается с чередой утрат:
- утрата матери,
- смена места жительства,
- потеря мирной жизни из-за войны,
- потеря статуса единственного ребёнка в семье.
Как в Японии идет война, так и в психике Махито разворачиваются внутренние конфликты. Его стабильную жизнь подрывает приближающееся рождение нового ребенка и те изменения, которые ему предстоит переработать и интегрировать в психику. Он злится на родителей, но выражать и выдерживать эту злость сложно. Усиливается чувство зависти и ревности — Махито подглядывает как родители нежно приветствуют друг друга. Но если раньше ревность была только по отношению к родителям, то теперь появляется еще один конкурент, на которого направлена вся забота и внимание всех родственников. В новом доме есть бабушки, которые говорят Махито, о том что Нацуко устала, а беременность – это тяжело. И когда-то и его мать проходила через такой опыт. Все это актуализирует его переживания и фантазии, связанные с вопросами «откуда берутся дети?», «как я появился на свет?» и запускает депрессивные тревоги. Рождение ребенка – что оно с собой несет? Махито идентифицируется с сиблингом и это вызывает противоречивые чувства.
Как замечает сам Махито, Нацуко очень похожа на его мать. В какой-то момент она говорит, что помнит его совсем еще маленьким. Нацуко и мать Ма́хито, погибшая в пожаре – это один и тот же человек. Но погибшая мать – это идеализированный образ матери, матери принадлежащей только ему, которую он убивает в своей фантазии, заменяя ее Нацуко. Тем самым он отрицает и родительскую пару.
Кроме этих переживаний, мальчику нужно адаптироваться в новой школе, где он чувствует себя чужим. Как в своей семье – будто он лишний. С одноклассниками происходит конфликт, и по пути домой Махито рассекает себе голову камнем — это акт селфхарма, чтобы получить внимание, заботу и опеку от родителей. Агрессия направляется на себя, так как у него нет возможности выразить агрессию обидчикам – в том числе к матери, за то что она оставила его, что будет еще один ребенок, так и на сиблинга, который скоро заберет мать. Это и о сиблинговой конкуренции и об эдипальных тревогах – он конкурирует с другими мальчиками, словно с отцом за внимание матери. Но есть и ревность к отцу, который все время как будто отправляет Махито к Нацуко справиться о ее здоровье.
Нацуко проявляет к Махито внимание, заботу, но он как будто не может принять ее любовь, бабушки кормят его невкусной едой и вызывают раздражение. Махито отстраняется и закрывается от внешнего мира, чтобы справиться с травмой. Он чувствует себя одиноко и брошено. А заколоченная башня, которую находит Махито, символизирует его психическое пространство. Желание убежать в волшебный мир – это попытка уйти к внутреннему идеализированному объекту. Уйти в фантазийный мир, избегая травмирующую реальность...
Можно сделать вывод, что в первой части фильма в функционировании Махито преобладают защиты характерные для параноидно-шизоидной позиции. Он отрицает потребность в любви и близости, отрицает существование матери и то, что ее нужно делить с сиблингом, убивая ее в своей фантазии и заменяя на Нацуко. Действуют механизмы идеализации и расщепления: идеализируемый образ матери и плохие и ненужные Нацуко и другие женские образы, бабушки. Он отрицает и родительскую пару. Агрессивные импульсы, связанные с желанием единолично обладать матерью, сиблинговая и эдипальная конкуренция усиливаются завистью, жадностью ревностью. Чтобы защититься от преследующий плохих объектов, он проецирует их в...
Продолжение в следующей части.
Данный анализ фильма был прочитан на встрече киноклуба "Психоанализ и Кино". На примерах из фильмов мы рассматриваем теорию Мелани Кляйн. Приглашаю к участию интересующихся коллег.