Психоанализ фильма "Мальчик и птица" Миядзаке. Параноидно-шизоидная позиция Часть 1

Прежде чем перейти к фильму, пара слов о контексте.

Мультфильм — это продукт творческой и психической деятельности его автора, Хаяо Миядзаки. Миядзаки родился в 1941 году, в разгар Второй мировой войны. Эти события оставили свой отпечаток на его личности и сделали его убежденным пацифистом и противником фашизма. Его отец работал на фабрике, производившей детали для военных самолетов. Сам Миядзаки с детства восхищался летательными аппаратами, поэтому мы часто видим в его фильмах самолеты и летающие корабли. Но он принципиально отвернулся от войны в сторону мира, отказавшись от работы  в сфере авиаконструкции и стал создавать анимацию, доказывая делом свою позицию. Его мать в течение десяти лет тяжело болела туберкулезом, из-за чего семье приходилось постоянно переезжать. Несмотря на это, Миядзаки получил хорошее образование и еще в студенчестве понял, что хочет заниматься анимацией. В 1985 году он основал студию Ghibli, которую в 2024 году наградили каннской пальмовой ветвью. А «Мальчик и птица» в том же году получил премию «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».

Психоанализ фильма Мальчик и птица Миядзаке Параноидно шизоидная позиция Часть 1

Название мультфильма на русском и английском языках звучит как «Мальчик и птица». Однако оригинальное название — «Как ты живёшь», и оно совпадает с названием книги, написанной японским писателем в 1937 году. Ёсино Гэндзабуро написал эту книгу и пришел к писательской деятельности после того, как освободился из тюрьмы. Он был лишен свободы, так как продвигал пацифистские идеи, которые противоречили законам существовавшим в первой половине 20 века в Японии. А через писательство, он мог распространять свои идеи. Книга стала бестселлером среди подростковой литературы и представляла собой поучительное произведение о взрослении, человеческом опыте, добре и зле. Это любимая книга детства Хаяо Миядзаки. Однако он не стал переводить ее на язык анимации, а лишь позаимствовал название и общую идею.

Анализ фильма.

Фильм начинается с трагедии: главный герой, мальчик Махито, теряет свою мать. Действие разворачивается в военное время, и вместе с отцом он вынужден покинуть Токио и переехать за город. Там появляется Нацуко — новая женщина в жизни его отца, которая сообщает, что ждёт ребёнка.

Махито сталкивается с чередой утрат:

  • утрата матери,
  • смена места жительства,
  • потеря мирной жизни из-за войны,
  • потеря статуса единственного ребёнка в семье.

Как в Японии идет война, так и в психике Махито разворачиваются внутренние конфликты. Его стабильную жизнь подрывает приближающееся рождение нового ребенка и те изменения, которые ему предстоит переработать и интегрировать в психику. Он злится на родителей, но выражать и выдерживать эту злость сложно. Усиливается чувство зависти и ревности — Махито подглядывает как родители нежно приветствуют друг друга. Но если раньше ревность была только по отношению к родителям, то теперь появляется еще один конкурент, на которого направлена вся забота и внимание всех родственников. В новом доме есть бабушки, которые говорят Махито, о том что Нацуко устала, а беременность – это тяжело. И когда-то и его мать проходила через такой опыт. Все это актуализирует его переживания и фантазии, связанные с вопросами «откуда берутся дети?», «как я появился на свет?» и запускает депрессивные тревоги. Рождение ребенка – что оно с собой несет? Махито идентифицируется с сиблингом и это вызывает противоречивые чувства.

Как замечает сам Махито, Нацуко очень похожа на его мать. В какой-то момент она говорит, что помнит его совсем еще маленьким. Нацуко и мать Ма́хито, погибшая в пожаре – это один и тот же человек. Но погибшая мать – это идеализированный образ матери, матери принадлежащей только ему, которую он убивает в своей фантазии, заменяя ее Нацуко. Тем самым он отрицает и родительскую пару.

Кроме этих переживаний, мальчику нужно адаптироваться в новой школе, где он чувствует себя чужим. Как в своей семье – будто он лишний. С одноклассниками происходит конфликт, и по пути домой Махито рассекает себе голову камнем — это акт селфхарма, чтобы получить внимание, заботу и опеку от родителей. Агрессия направляется на себя, так как у него нет возможности выразить агрессию обидчикам – в том числе к матери, за то что она оставила его, что будет еще один ребенок, так и на сиблинга, который скоро заберет мать. Это и о сиблинговой конкуренции и об эдипальных тревогах – он конкурирует с другими мальчиками, словно с отцом за внимание матери. Но есть и ревность к отцу, который все время как будто отправляет Махито к Нацуко справиться о ее здоровье.

Нацуко проявляет к Махито внимание, заботу, но он как будто не может принять ее любовь, бабушки кормят его невкусной едой и вызывают раздражение. Махито отстраняется и закрывается от внешнего мира, чтобы справиться с травмой. Он чувствует себя одиноко и брошено. А заколоченная башня, которую находит Махито, символизирует его психическое пространство. Желание убежать в волшебный мир – это попытка уйти к внутреннему идеализированному объекту. Уйти в фантазийный мир, избегая травмирующую реальность...

Можно сделать вывод, что в первой части фильма в функционировании Махито преобладают защиты характерные для параноидно-шизоидной позиции. Он отрицает потребность в любви и близости, отрицает существование матери и то, что ее нужно делить с сиблингом, убивая ее в своей фантазии и заменяя на Нацуко. Действуют механизмы идеализации и расщепления: идеализируемый образ матери и плохие и ненужные Нацуко и другие женские образы, бабушки. Он отрицает и родительскую пару. Агрессивные импульсы, связанные с желанием единолично обладать матерью, сиблинговая и эдипальная конкуренция усиливаются завистью, жадностью ревностью. Чтобы защититься от преследующий плохих объектов, он проецирует их в...

Продолжение в следующей части.


Данный анализ фильма был прочитан на встрече киноклуба "Психоанализ и Кино". На примерах из фильмов мы рассматриваем теорию Мелани Кляйн. Приглашаю к участию интересующихся коллег. 

Опубликовано на сайте: 18 февраля 2025,  400 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться8
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Психоанализ фильма "Мальчик и птица". Выход на депрессивную позицию. Часть 3
В фильме присутствует множество кровожадных и жестоких сцен, которые с одной стороны пугают, вызывают злость, отвращение и ненависть, а с другой стороны помогают понять устройство мира. Махито сталкивается ...
Психоанализ фильма "Мальчик и птица" Миядзаке. Первосцена. Часть 2
События, которые будут происходить в волшебном мире, происходят, когда Ма хито засыпает. То есть волшебный мир – это сон. Постепенно появляется птица – сначала она пролетает где-то в небе над ...
Зачем смотреть мультфильм «Мальчик и Птица» Миядзаке? О чем он?
"Мальчик и птица", конечно же, о любви. Но и о ненависти, о жизни и смерти, о боли и надежде, о взрослении и о том, что мир неидеален: ошибок не избежать, но их можно осознать и двигаться дальше. ...
Какие бессознательные мотивы движут нами при выборе профессии? Работа как компонент счастья
"Основа психического здоровья — это возможность любить и работать." З. Фройд. Любимая работа — это та деятельность, которая дает возможность раскрыться вашему потенциалу, таланту, ...
Рекомендуем почитать
ЧП в школе. Как реагировать родителям?
Нестандартные ситуации случаются в школе все чаще. И, как правило, они случаются не с нашими детьми, а с кем-то другим. Но и этого достаточно, чтобы выбить из колеи. Как реагировать? Что делать? Как защитить ...
Родионова Валентина
Сюрприз для Родителей: Как Решение Проблем СДВГ Может Начаться с Вас
Безусловно, при работе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в детском и подростковом возрасте важно одновременно работать как с ребёнком-подростком, так и с родителями или как минимум с одним ...
Александр Родин
Колесо жизни — не только для взрослых, но и для детей!
Колесо жизни — не только для взрослых, но и для детей! Все знают Колесо баланса – технику, которая помогает взрослым понять, что в жизни не так и что можно улучшить. Но что, если я скажу, что ...
Касапчук Инна
Развиваем Эмоциональный Интеллект у ребенка. ЗЛОСТЬ/ГНЕВ
Что мы знаем про "гнев" и "злость"? Чаще всего можно услышать, что это плохие эмоции и их не нужно показывать окружающим. А как же тогда быть??? А на самом деле, нет ничего плохого ...
Жанна Витальевна
О важности "отзеркаливания"
Когда малыш появляется на свет, одной из основных его потребностей (конечно, кроме физиологических), является потребность в отзеркаливании. Ребёнок ещё не имеет никаких представлений об окружающей действительности ...
Бородина Анна
524d9
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз