Фильм «Мой мальчик» (2002). Материнское и отцовское

 В фильме «Мой мальчик» (США, Великобритания, 2002) показано взаимодействие материнского и отцовского начал в развитии и адаптации 12-летнего подростка.

Фильм Мой мальчик  2002  Материнское и отцовское

Мы видим грустную историю мальчика по имени Маркус, мать которого (Фиона) не способна установить границы между собой и сыном. Она не отличает свои потребности от потребностей сына, точнее подменяет второе первым.

 Поглощение ребенка

Фиона (Тони Коллетт) пребывает в слиянии с сыном и не готова встречаться с его индивидуальными отличиями.

Фиона страдает депрессией, о причинах которой зрителю ничего не известно. Можно предположить, что причина – это страх перед сепарацией взрослеющего ребенка, к которой она не готова.

Поведение Фионы можно назвать поглощением, нехваткой дифференциации. Выходом из такой ситуации может быть вмешательство отца, позволяющее сыну отделиться. Эти функции в фильме начинает выполнять одинокий бездельник Уилл (Хью Грант).

Фиона пребывает в иллюзии, что, любя сына, она дает ему ровно то, в чем он нуждается, и что ему подходит все то, что подходит ей – такая же одежда (нелепая), такая же еда (вегетарианская), такие же песни (Killing me softly).

В чем нуждается ее сын как отдельный и отличающийся от нее -  Фиону не интересует. А главное, ее не интересуют его школьные проблемы, т.к. она сама в депрессии. Маркус меняет уже вторую школу, однако и здесь его начинают буллить.

 

Родительская слепота

Фиона одевается как клоунесса (видимо, по старой хипейской традиции) и схожим образом одевает сына. Проблема не в том, что Маркус одет бедно, а в том, что он одет нелепо, и это делает его фриком среди школьников. Однако Фиона этого не замечает, а сын не может ей об этом сказать, т.к. она слишком психически неустойчива, и он боится ее расстроить.

Когда Маркус просит не провожать его в школу, Фиона отказывается удовлетворить его просьбу, говоря – Но мне это нравится! Фиона не может допустить, что то, что нравится ей, может не нравиться ее сыну.

Нелепый вид Фионы, провожающей Маркуса в школу, делает его положение уязвимым. Мать уверена, что поддерживает сына, а на самом деле она понижает его статус среди сверстников и делает его мишенью буллинга.

Фионе нравится громко говорить сыну, как сильно она его любит. Она не замечает, что сентиментальное публичное общение неуместно. Это тоже ставит Маркуса под удар и вызывает насмешки.

Фиона как бы отказывается видеть, что ее сын уже не маленький ребенок, и что он имеет другой пол. Возможно, это вызывает у нее страх одиночества, ненужности, а также инаковости, и она защищается депрессией.

 

Необходимость мужской фигуры

Маркус боится расстраивать Фиону и не дает ей увидеть эти несоответствия, принимая нужную матери форму и подстраиваясь под нее, как подстраиваются под неадекватных или тяжело больных людей.

При этом Маркус очень сильно переживает из-за своих проблем, но ему не с кем их обсудить. Только с появление собеседника в лице Уилла он получает возможность осознавать что с ним происходит, а также впервые получает валидацию своих чувств, когда Уилл, совершенно по-мужски, говорит: «Это сучья жизнь».  

С Уиллом Маркус получает возможность не только начать психически отделяться от матери, но и идентифицироваться со своим полом, осознавать себя как мальчика, мужчину, отличающегося от женщины.

В итоге ему удается влюбиться, хотя пока что в старшеклассницу, с которой у него мало шансов на взаимность. У многих мальчиков, воспитываемых матерями, нет такой возможности, и их мужская идентичность не может сформироваться.

 

Жертвоприношение Маркуса

Один из самых тяжелых моментов фильма – когда Фиона предпринимает попытку суицида и как будто не сознает, что переживает ее сын, брошенный на произвол судьбы.

В отчаянии Маркус говорит:

- Я не могу приглядывать за тобой постоянно.

На что Фиона отвечает:

- Мы оба должны приглядывать друг за другом.

Так она легализует парентификацию, превращение сына в своего родителя и опекуна (роль которого он и так по факту играет).

Фиона забирает у сына тот ресурс, который должен был пойти на его развитие, на совершенствование его эго-функций и навыков. Вместо этого все силы Маркус вынужден инвестировать в свою мать.

Апогеем парентификации становится решение Маркуса спеть любимую песню матери «Killing me softly» на школьном рок-концерте.

Когда у Фионы снова начинается депрессия, Маркус в панике ожидает, что она повторит попытку суицида. Не зная, чем ей помочь, Маркус вспоминает её слова: – Когда ты поешь, это делает меня счастливой.

И Маркус хватается за эту идею как за соломинку, при том что он боится сцены и не обладает вокальными данными. Но в отчаянии он говорит себе: «Я сделаю так, даже если это перечеркнет мою жизнь».

Решение выступить на концерте по сути является жертвоприношением. Он понимает, что шансов на успех у него ничтожно мало, однако во что бы то ни стало хочет сделать приятное матери, по-детски веря, что это спасет ее от нового витка депрессии и от суицида.

 

Школьный концерт и активация отцовской функции

В этом эпизоде, пожалуй, наиболее ярко показано отличие отцовской функции от материнской.

Фиона, узнав, что Маркус будет петь на школьном концерте, очень рада.

Ведь это проявление любви к ней, а подпитываться поддержкой сына - для нее необходимо. При этом она не задумывается, какую социальную цену сын заплатит за свое выступление. Фиона игнорирует социальный контекст.

А Уилл, узнав о решении Маркуса, очень встревожен за него.

Будучи мужчиной, Уилл понимает, каковы будут социальные последствия для Маркуса. Уиллу понятно, что Маркус жертвует собой ради матери и по сути идет на уничтожение своей репутации в школе, т.к. не обладает ни вокальными данными, ни музыкальной подготовкой, и результатом станет его провал, осмеяние и повторение буллинга.

Когда Фиона говорит: – Он же выражает себя! -  Уилл резко возражает ей:

- Не себя, а тебя.

Это ключевая фраза – Маркус не развивает собственное Я, а инвестирует Я матери.

Прибежав спасать Маркуса от роковой ошибки, Уилл пытается за кулисами объяснить ему очень сложные вещи – что он не в силах сделать мать счастливой, что счастливым может сделать себя только сам человек. Но Маркус отвечает ему, что так не работает.

Для Маркуса законом является желание матери, и он отчаянно выходит на сцену.

Его выступление вызывает громкий смех в зале. Он стоит на сцене, как распятый Иисус, которого осыпают хулой и поношениями. Уилл не выдерживает, выходит с гитарой и спасает Маркуса от позора.

 

Различие материнской и отцовской функций

 Материнское желание валидно в контексте родственных отношений.

Иначе говоря, если ты не умеешь петь, то это можно делать в семейном кругу, рассчитывая на снисхождение близких.

Отцовский закон валиден в контексте социальных отношений.

Если ты хочешь выступать на публике, требуется иметь подготовку, в противном случае ты будешь оценен отрицательно. Уилл умел играть на гитаре, что и спасло ситуацию.

Такова взрослая/социальная реальность, в которую Маркуса вводит Уилл, в отличие от детской/семейной ситуации, в парадигме которой остается Фиона.

Фиона игнорирует социальные требования и подталкивает сына к провалу в масштабах школы, т.к. ее тщеславие и психических голод требуют публичных доказательств самоотверженной любви сына.

 

Мужчина в роли отца - возможность самотрансформации

 Эпизод концерта может также служить метафорой того, как мужчина, беря на себя отцовскую роль, открывает возможность личной трансформации.

На сцене Уилл входит во вкус и не может остановиться, продолжая играть и петь. Возможно, он сам регрессирует в ребенка, который испытывал сильную робость в самоутверждении.

В отличие от Маркуса, Уилл имел отца и обладал техническими навыками. Но по-видимому,  Уилл находился под гнетом чрезмерного отцовского величия и подвергся чрезмерной психической кастрации.

Хеппи-энд

В результате этих событий у зрителя появляется надежда, что Фиона сумеет  взять под контроль деструктивные поглощающие тенденции, а Уилл сумеет высвободить свою созидающую патерналистскую активность. 

Таким образом, оба начала – материнское и отцовское – вошли в некий баланс на этом витке жизни Маркуса и дали ему шанс здорового развития вместо фиксации в слиянии с матерью и дальнейшей стагнации.

Опубликовано на сайте: 8 марта 2025,  161 просмотр
Подборки:Кино
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться421
Комментарии
Благодарю, Ольга Борисовна, за познавательный разбор фильма. С праздником! Всего самого наилучшего!
Психолог, ЕМДР терапевт - г. Иркутск
№1 | 8 марта | Ответить
Басмурова Жанна Владимировна, И Вас с праздником!
Психолог, Сексолог - г. Екатеринбург
№2 | 8 марта | Ответить
Неповзрослевшие женщины рожают себе игрушки, тогда как такие же мужчины пытаются сделать их из 'подруг'.
№3 | 8 марта | Ответить
Спасибо за статью! Как важно признать в маленьком человеке отдельную свободную личность. А в роли отца Хью Грант, я не ошиблась?
Психолог - г. Москва
№4 | 8 марта | Ответить
Дарчук Жанна Борисовна, у Маркуса нет отца, Хью Грант в роли Уилла, который становится другом мальчика
Психолог, Сексолог - г. Екатеринбург
№5 | 8 марта | Ответить
Спасибо за подробный и познавательный обзор. Мальчику все-таки повезло, что в его жизни появился Уил, который, надеемся, поможет его сепарации. Печаль, когда такого мужчины рядом с ребенком нет. А еще некоторые женщины отчаянно борятся бывшими мужьями, всеми силами стремясь, чтобы отцы не общались с собственными сыновьями.
Психолог, Очно и онлайн - г. Новосибирск
№6 | 10 марта | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Распределение энергии: экономическая парадигма психики
Помимо аналитической, у Фрейда существовала экономическая парадигма психики. Ее суть в том, что у индивида есть конечное количество энергии, которое он может потратить. Это можно сравнить с количеством ...
Проработка и нормальный мазохизм
Проработка своих чувств и переживаний – это позиция, которая предполагает важное допущение, что всё, что во мне - моё. А раз оно моё, то мне и нести за него ответственность - разбирать, упорядочивать, ...
Опоры - ограничения - отцы
Все хотят иметь внешние опоры, но никто не хочет внешних ограничений. Однако любая опора является одновременно ограничением (по крайней мере, с той стороны, на которую ты опираешься). На ленте Мёбиуса ...
Параноидно-шизоидная позиция и адреналиновый ответ в контакте
Параноидно-шизоидная позиция, которая по сути воспроизводит пограничное функционирование, неизбежно возникает как в практике обычного общения людей, так и в практике психоаналитической терапии. Для многих ...
Мелани Кляйн и Иисус Христос
Мелани Кляйн накрепко связала любовь и вину, и тем самым ввела в психоанализ христианский катарсис. Речь идет о либидо – главном понятии психоанализа. Будучи мужчиной, Фрейд понимал либидо прежде ...
Рекомендуем почитать
Как говорить так, чтобы гиперактивный ребёнок вас услышал?
Хочу поделиться наблюдением. При работе с гиперактивными детьми и с их гиперактивными родителями, я не раз замечал один интересный момент. Гиперактивному ребёнку проще усваивать информацию, когда он является ...
Александр Родин
Чего не хватает детям?
Без рамок и границ невозможно эффективное воспитание ребёнка любого возраста. В психологической литературе очень много указаний, что ребёнку в первую очередь нужны близость и любовь. Это определенно так. ...
Березин Илья
Работа с самоповреждающим поведением
В своей статье от 01.03.2025 года о самоповреждающем поведении, я рассказывала возможные причины появления. И конечно встает вопрос, как с этим работать? Я думаю каждый психолог, имеет свой арсенал методов ...
Татьяна Воронина
Развитие самостоятельности и ответственности у детей
Самостоятельность и ответственность — важные качества, которые помогают детям успешно адаптироваться в жизни, принимать решения и справляться с трудностями. Эти навыки не формируются сами по себе, ...
Юлия Жигрина
Оценочное мнение - не надо (продолжение...)
Какой же выход может быть из банальной ситуации не оценивать других. Другими могут быть не только знакомые, малознакомые люди, а близкие и очень даже зависимые от Вас и Вашего мнения. Но, редко, кто задумывается, ...
Белякова Елена
d9e95
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз