Вполне возможно, что вы переживаете достаточно сильные чувства, которые и держат вас запертыми в этой нездоровой модели. Обычно члены семьи испытывают некоторые или все из перечисленных ниже эмоций.
Страх. Вы переживаете из-за сиюминутного состояния и благополучия ребенка и поэтому помогаете ему в ритуале или компульсивном действии из чувства долга и в попытке защитить.
Вина. Вам кажется, что вы каким-то образом причастны к болезни ребенка, и поэтому вы думаете, что должны сделать все возможное и помочь ему почувствовать себя лучше. И даже если вы осознаете, что ОКР возникло не по вашей вине, вы все-равно боитесь испытать это чувство в будущем, если не вмешаетесь и не пойдете на поводу у подростка с ОКР.
Вы отождествляете себя с подростком. Вам трудно видеть эмоциональную боль ребенка, когда он лишен возможности осуществить ритуал или компульсию, которая временно облегчает эту боль. Вы чувствуете естественное побуждение и желание облегчить боль тем способом, которым можете. И если вы не поддадитесь этому импульсу, вас накроет чувство беспомощности и бессилия.
Попытки сохранить мир. Ритуалы и компульсии ОКР стали обычным явлением в повседневной жизни семьи. И, прекратив потакать подростку с ОКР, вы рискуете нарушить этот “порочный мир”. Такого рода чувства естественны; они встречаются в каждой семье, и это нормальная реакция на ОКР. Возможно, именно поэтому эмоции бывают такими коварными и легко захватывают власть в семье.
Как бы то ни было, эти чувства создают в поведении шаблоны, и семья оказывается их пленниками.
Лучшее, что вы можете сделать, сотрудничать с подростком с ОКР и придумать совместный план вашего постепенного ухода от ритуалов. В идеальном случае его необходимо сделать тогда, когда подросток идет в терапию. Именно в начале процесса терапии психолог проводит функциональный анализ, чтобы понять, какая помощь близких и какое поведение родителей будет полезно для терапии.
Вот несколько примеров того, что можно сказать, когда подросток с ОКР начинает требовать определенных действий или слов, чтобы нейтрализовать беспокойство. Члены семьи должны спокойно, логично и сдержанно объяснить, почему они не будут подчиняться.
Я не могу сделать то, что ты просишь. Это разрушительно для твоего здоровья. Подумай о будущем.
Поскольку я люблю тебя, я отказываюсь участвовать в твоих ритуалах.
Я могу помочь тебе сейчас и сделать то, что ты просишь. На некоторое время ты почувствуешь себя лучше. Но мои действия только навредят тебе: симптомы ОКР лишь усилятся.
Я знаю, что это трудно и может расстроить тебя, но будет лучше, если я не сделаю то, что ты просишь.
Твой психолог проинструктировал меня, чтобы я не вмешивался. Психолог знает, о чем говорит, и мы решили довериться его мнению.