Дневник нейропсихолога. Коррекция речи у детей

 В этой статье мы продолжим рассматривать коррекционный процесс, направленный на развитие речи у детей. Эта статья может быть полезна для психологов и нейропсихологов, занятых в сфере образования. При коррекции речи важно, чтобы у ребенка хорошо было развито чувство ритма. Это работа, связанная с наблюдением за дыханием и движением+дыханием. Ориентация на внешний ритм-это следующая задача. Ребенку предлагают разные упражнения на повтор ритмического "рисунка" (постукивание, хлопанье в ладоши). Также в предыдущей статье по этой теме уже шла речь о том, что при формировании речи ребенка важно развитие фонематического слуха. Это умение различать речевые звуки. Важно, чтобы ребенок умел различать в речи определенные звуки. Чтобы умел дифференцировать гласные и согласные. Вообще развитие фонематического слуха лучше начинать с прослушивания ребенком неречевых звуков, например, звуков природы, таких как шум ветра, моря, звук пламени и т.д. Кроме этого могут быть звуки, которые издают животные. Начать можно с домашних животных, а затем постепенно переходить к диким животным. Если это совсем маленький ребенок до 3 лет, то мы можем включать запись этих звуков фоном. То есть ребенок что-то делает, а мы при этом включаем звуки. Если это дети более старшего возраста (дошкольного или младшего школьного), то в коррекционном процессе мы можем предлагать ребенку угадывать звуки какого животного он слышит. Это также могут быть бытовые звуки: скрип двери, звук стиральной машины, каких-нибудь бытовых приборов и т.д. После того, как ребенок уже будет достаточно неплохо ознакомлен с неречевыми звуками и сможет их дифференцировать, то мы можем постепенно переходить к речевым звукам. Если от родителей поступает запрос о развитии речевых способностей у ребенка в начальной школе, то мы предлагаем ребенку разные упражнения для дифференциации звуков. Например, мы говорим слово, а ребенок должен выделить в нем только гласные или согласные звуки, только мягкие или твердые и т.д. Или мы читаем предложение или текст, а ребенок при этом хлопает в ладоши, когда слышит определенный звук.

 Межмодальная интеграция -это умение не только умение услышать и угадать, но и подобрать соответствующий рисунок или игрушку, нарисовать, изобразить движением. Также задания желательно объединять с музыкальными занятиями, если психолог проводит коррекцию детей в группе. Формируя речевой слух, можно предлагать ребенку объединить звуки с цветами, запахами, тактильными ощущениями. Эта межмодальная связка будет залогом формирования слухового гнозиса (восприятия)

Опубликовано на сайте: 13 мая 2025,  29 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться9
Комментарии
С заботой и профессионализмом описан процесс коррекции речи у детей, акцентируя важность ритма, фонематического слуха и межмодальной интеграции. Спасибо за тёплый подход, вдохновляющий специалистов на комплексную работу с неречевыми и речевыми звуками, чтобы раскрыть потенциал каждого ребёнка!
Психолог, Психоаналитически ориентированный - г. Санкт-Петербург
№1 | 13 мая | Ответить
Спасибо!
Психолог - г. Киев (Украина)
№2 | 13 мая | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Дневник нейропсихолога. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
В этой статье мы рассмотрим особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста (от 3 до 6(7) лет). В любом возрастном периоде детей выделяют понятие "ведущей деятельности". В дошкольном ...
Дневник нейропсихолога. Коррекция речи у детей
В этой статье мы продолжим рассматривать коррекционный процесс, направленный на развитие речи у детей. Эта статья может быть полезна для психологов и нейропсихологов, занятых в сфере образования. При коррекции ...
Красота души. Внутренний мир и покой
Внутренняя красота человека очень важна. Она влияет и на судьбу человека и на качество его жизни. Человек мудрый заботится в первую очередь о своей душе, а потом уже и о теле. Он знает, что красота души-это ...
Дневник нейропсихолога. Развитие речи у ребенка
В этой статье мы рассмотрим особенности развития речевых процессов у детей и коррекционную работу психолога в этом направлении. В коррекции речевых процессов психолог ориентируется на артикуляционные процессы, ...
Рекомендуем почитать
Как помочь ребенку в период экзаменов и контрольных?
Здесь мы поговорим о детях разного возраста. Приведенные рекомендации актуальны для поддержки школьников и пишущих ВПР, и сдающих ОГЭ и ЕГЭ, и для поступающих в ВУЗы и колледжи. Май и июнь особенно напряженные ...
Степанова Екатерина
Упражнение "Я как страна". Случай из практики
Тема личных границ часто является краеугольной в моей работе с семьями. И часто именно она вызывает трудности в отношениях родителей и детей. Ниже описан пример работы с детско-родительскими отношениями ...
Сидоренко Екатерина
Этапы сепарации ребёнка
Сепарация — это процесс отделения ребенка от родителей, когда он постепенно становится самостоятельным и независимым. При этом его отношения с родителями из иерархических, в которых он занимает подчиненное ...
Екатерина Шумейко
Исцеляющий монолог матери в детской психотерапии
Дети всему верят, что родители говорят им - рассказам о дед морозе, зубной фее, многим историям и обещаниями родителей, верят и ждут. И так же дети верят в те обидные слова, которые родитель говорит в ...
Соколова Елена
Тревожиться за ребенка или оставить всё как есть и не переживать по пустякам?
Тревожиться за ребенка или оставить всё как есть и не переживать по пустякам? Очень тонкий и очень сложный вопрос. С ним так часто сталкиваются молодые родители, приходят в терапию и пытаются найти ту, ...
Анастасия Белогородская
89321
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз