
В этой статье мы продолжим рассматривать коррекционный процесс, направленный на развитие речи у детей. Эта статья может быть полезна для психологов и нейропсихологов, занятых в сфере образования. При коррекции речи важно, чтобы у ребенка хорошо было развито чувство ритма. Это работа, связанная с наблюдением за дыханием и движением+дыханием. Ориентация на внешний ритм-это следующая задача. Ребенку предлагают разные упражнения на повтор ритмического "рисунка" (постукивание, хлопанье в ладоши). Также в предыдущей статье по этой теме уже шла речь о том, что при формировании речи ребенка важно развитие фонематического слуха. Это умение различать речевые звуки. Важно, чтобы ребенок умел различать в речи определенные звуки. Чтобы умел дифференцировать гласные и согласные. Вообще развитие фонематического слуха лучше начинать с прослушивания ребенком неречевых звуков, например, звуков природы, таких как шум ветра, моря, звук пламени и т.д. Кроме этого могут быть звуки, которые издают животные. Начать можно с домашних животных, а затем постепенно переходить к диким животным. Если это совсем маленький ребенок до 3 лет, то мы можем включать запись этих звуков фоном. То есть ребенок что-то делает, а мы при этом включаем звуки. Если это дети более старшего возраста (дошкольного или младшего школьного), то в коррекционном процессе мы можем предлагать ребенку угадывать звуки какого животного он слышит. Это также могут быть бытовые звуки: скрип двери, звук стиральной машины, каких-нибудь бытовых приборов и т.д. После того, как ребенок уже будет достаточно неплохо ознакомлен с неречевыми звуками и сможет их дифференцировать, то мы можем постепенно переходить к речевым звукам. Если от родителей поступает запрос о развитии речевых способностей у ребенка в начальной школе, то мы предлагаем ребенку разные упражнения для дифференциации звуков. Например, мы говорим слово, а ребенок должен выделить в нем только гласные или согласные звуки, только мягкие или твердые и т.д. Или мы читаем предложение или текст, а ребенок при этом хлопает в ладоши, когда слышит определенный звук.
Межмодальная интеграция -это умение не только умение услышать и угадать, но и подобрать соответствующий рисунок или игрушку, нарисовать, изобразить движением. Также задания желательно объединять с музыкальными занятиями, если психолог проводит коррекцию детей в группе. Формируя речевой слух, можно предлагать ребенку объединить звуки с цветами, запахами, тактильными ощущениями. Эта межмодальная связка будет залогом формирования слухового гнозиса (восприятия)