Кэрри Брэдшоу и Мистер Биг: Почему она вечно к нему бежала? Разбираем созависимость на культовом примере (и ищем себя!)

«Секс в большом городе» – сериал, который научил целое поколение женщин носить туфли Manolo Blahnik и пить «Космополитен».
А еще он научил их одной очень опасной вещи: романтизировать созависимость. На протяжении шести сезонов мы с замиранием сердца следили за историей Кэрри Брэдшоу и мужчины ее мечты. Того самого Мистера Бига.
Он исчезал. Она страдала. Он появлялся. Она прощала. Он женился на другой. Она рыдала. Он разводился. Она снова бежала к нему, роняя туфли за 1000 долларов. И миллионы женщин по всему миру вздыхали: «Вот это любовь! Вот это страсть!»
Я смотрю на это и вижу не великую любовь, а классический пример созависимых отношений.
Давайте разберем эту «зависимость» по полочкам.
Эмоциональные качели как наркотик.Что делал Биг на протяжении всей истории? Он создавал нестабильность. Сегодня он - идеальный мужчина: ужины в дорогих ресторанах, остроумные шутки, страстный секс. Завтра - не отвечает на звонки, избегает разговоров о будущем, держит на дистанции.
Эта схема «ближе-дальше» - самый эффективный способ подсадить человека на эмоциональную иглу. Мозг работает просто: когда Биг рядом и «хороший», у Кэрри происходит выброс дофамина - гормона удовольствия и предвкушения. Когда он исчезает, начинается «ломка». Тревога, паника, самокопание («Что я сделала не так?»). И в этот момент вся ее жизнь сужается до одной цели - получить новую «дозу». Дождаться его звонка.Ее «любовь» - это не любовь к реальному человеку. Это зависимость от этих эмоциональных скачков. Спокойный, надежный и предсказуемый Эйдан на этом фоне казался ей скучным. Пресным. Он предлагал овсянку, а ее организм требовал кокаин.
Иллюзия «особенной связи». Созависимый человек всегда верит в то, что между ним и объектом его зависимости существует некая уникальная связь, которую «никто не понимает»
Помните, как Кэрри объясняла подругам свое очередное возвращение к Бигу? «Вы не понимаете, у нас с ним всё по-другому», «Он такой один», «Между нами химия». Это классический механизм психологической защиты. Она не могла признаться (в первую очередь себе), что ее просто используют как удобный аэродром. Что она - запасной вариант, к которому можно вернуться, когда больше некуда
Признать это - означало бы признать, что никакой «великой любви» нет. Есть только ее унижение и его удобство. Поэтому ее мозг создавал эту красивую иллюзию «фатальной страсти». Эта иллюзия помогала ей оправдывать его поступки и собственное «безволие»
Самооценка, завязанная на другом.
Главный вопрос, который мучил Кэрри все эти годы, был не «люблю ли я его?». Главный вопрос был: «Любит ли он МЕНЯ?».
Ее ощущение собственной ценности напрямую зависело от его отношения. Если он выбирал ее - она была Королевой Нью-Йорка. Если он ее бросал (или, не дай бог, женился на другой) - ее самооценка падала ниже плинтуса. Она не существовала как отдельная личность. Ее ценность определялась только через его взгляд.
Она потратила годы не на то, чтобы построить отношения. А на то, чтобы доказать, что она достойна его любви. Чтобы он наконец-то «выбрал» ее. И в тот момент, когда он в финале прилетел за ней в Париж, это был не хэппи-энд. Это был триумф ее зависимости. Она победила. Она получила свою дозу. Занавес.
______
А теперь уберите из этой истории брендовые шмотки и виды Манхэттена. Что останется?
История женщины, которая годами ждала эмоционально недоступного мужчину. Которая позволяла ему появляться и исчезать, когда ему вздумается. Которая отказывалась от стабильных отношений ради призрачной надежды. Которая ставила его одобрение выше собственного достоинства.
Ничего не напоминает? Сколько таких «Мистеров Бигов» ходит по улицам наших городов? И сколько таких «Кэрри» прямо сейчас смотрят на телефон в ожидании звонка?
Кэрри - собирательный образ многих из нас, кто хоть раз попадал в ловушку любви, которая больше похожа на зависимость, а «Секс в большом городе» - это не только про моду и коктейли. Это еще и отличное пособие по тому, как НЕ НАДО строить отношения, если вы хотите быть счастливой, а не вечно страдающей Кэрри»