«Вдруг пригодится»: с чем связано накопительское поведение и почему человек не выбрасывает ненужное

Школьная форма и газеты лет 20 пылятся в дальнем углу шкафа. Ковёр советского стиля, который вроде как не нужен, но выбрасывать жалко. Куча баночек, ленточек, крышек, наклеек — половину можно было бы спокойно выбросить, за последние 10 лет до применения не дошли, но «вдруг сейчас выброшу, а потом понадобится».

Эти предметы захламляют шкафы, ящики и антресоли, но выбросить рука не поднимается. Такое поведение, привязанность к вещам и нежелание их выбрасывать, не от неорганизованности или внутренней свинки. За накопительством стоит логика.

«Вдруг пригодится», «Потом можно будет из этого сделать что-то полезное» — о чём говорят эти фразы? О страхе дефицита и боязни неопределённости. Человек пытается обезопасить себя на все возможные случаи. Даже если эти случаи за последние лет 5 не произошли. Но накапливая, он снижает тревогу.

К накопительному поведению склонны те, кто жили в бедности или нестабильном детстве. А также те, чьи родители приговаривали «Выбрасывать жалко» и копили. Старые вещи становятся простым способом имитировать предсказуемость. Человеку требуются гарантии, что выбрасываемая вещь точно никогда не понадобится. Но может ли кто-то их дать? Нет. Поэтому вещь остаётся.

Однако если вещи прибывают быстрее, чем используются, это говорит о неспособности человека справляться с неопределённостью.

Есть и другая распространённая причина накопительства — привязанность к прошлому.

Школьные дневники и тетради — «Когда-то я сидела на уроках, я была маленькой и ходила в школу, там были друзья, контрольные, ответы у доски…» Ковёр советского стиля — «От бабушки достался. Помню, как гостила у неё и сидела у этого ковра, чай пила». Пустой флакончик от духов, которым девушка пользовалась в юности — «Этими духами я пользовалась на первом свидании».

Все эти предметы — части прошлого. У каждой вещи своя история и свои воспоминания. Это якоря, доказательства, что человек проживал определённые события. А выбросить их — значит забыть.

Такое поведение говорит о боязни утрат. Люди, которые цепляются за прошлое, испытывают трудности с эмоциональным отпусканием. Они могут страдать от нестабильности в настоящем, и поэтому ищут опору в прошлом.

Накопительское поведение говорит о внутренних страхах, тревогах, конфликтах. Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.


Записаться на индивидуальную консультацию:
+7 (903) 373-36-00, WhatsAppTelegram.
Опубликовано на сайте: 1 июля 2025,  678 просмотров
Поделиться2В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться2K
Комментарии
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
с чем связано накопительское поведение
А что, если всё зависит от страны? 🙋‍♀️
Психолог, Аддиктолог - г. Челябинск
№1 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Накопительское поведение говорит о внутренних страхах, тревогах, конфликтах. Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
Осознание этого помогает понять себя глубже и начать работать над внутренним освобождением. Благодарю за статью.
Психолог, Подростковый психолог - г. Солигорск (Беларусь)
№2 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим

Ох!!! Как мощно и хлестко сказано!
Спасибо за статью.
Психолог, Супервизор - г. Майкоп
№3 | 1 июля 2025 | Ответить
Татьяна Викторовна, спасибо за размышления о накопительском поведении)
Откликается)
Психолог, Онлайн и очно - г. Могилёв (Беларусь)
№4 | 1 июля 2025 | Ответить
Татьяна Викторовна, благодарю за статью! Действительно, иногда очень сложно расстаться с какими-то вещами. Но затем приходит момент, когда начинаешь избавляться от всего ненужного и после этого чувствуешь себя обновлённым. Мы за свою жизнь покупаем, приобретаем очень-очень много вещей как полезных, так его уже отслуживший свой век. Поэтому важно вовремя избавляться от старого хлама, чтобы освободить место для чего-то нового.
Психолог, Сексолог Гипнолог - г. Иркутск
№5 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций
Доброе утро ☀, Татьяна !☕🧁
Такие некие эмоциональные якоря .
Желаю солнечного дня и чудесного настроения!
Психолог, Коуч - г. Харьков (Украина)
№6 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за внимательное изучение такого трудного вопроса! Читал с огромным интересом.
Психолог, Медицинский психолог - г. Новосибирск
№7 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Человеку требуются гарантии, что выбрасываемая вещь точно никогда не понадобится. Но может ли кто-то их дать? Нет. Поэтому вещь остаётся.
Навело на размышление о том, чтобы начать путь к разхламлению человеку следует начать с вещей, которые он способен купить в будущем. Например, кучу формочек, обычную мягкую игрушку, ковер. При этом покупка при необходимости может быть лучше старой вещи.
Ну а что не купить, так это срез истории и воспоминания, которые за частую можно уместить на фото и видео, затем компактно раскидать по папкам
Благодарю за интересную тему
Психолог - г. Самара
№8 | 1 июля 2025 | Ответить
О, местами моя тема. Есть такое, что и вправду жалко выбросить. Хотя расхламлением периодически занимаюсь. Для меня это про дефицит и смекалку больше, когда раньше что-то можно сделать из подручных, приладить и пр. Очень это было в семье развито...
Психолог, Отношения Кризисы Родительство - г. Воронеж
№9 | 1 июля 2025 | Ответить
Непростой вопрос про
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
К накопительному поведению
Иногда что-то остается не по тому что страшно за будущее, а потому что это память, воспоминание, и чаще о светлых моментах жизни.
Как пример:
"Вот в этом платье я..."
"А вот этот сервиз мне подарили на..."
Молодость легко, чаще всего, расстается с "хламом", как они называют, а с возрастом многое видится в другом свете.
Поэтому я за разумное расхламление.
Психолог - г. Казань
№10 | 1 июля 2025 | Ответить
Интересная публикация, благодарю! Накопительское поведение связано с страхом утраты, безопасностью, памятью, эмоциональной привязанностью, избеганием перемен.
Психолог, Семейный КПТ терапевт - г. Москва
№11 | 1 июля 2025 | Ответить
Иногда к такому собирательству склонны люди, кто занимается рециклингом вещей.
Хотя это тоже про непринятие смерти в каком-то смысле, если уж совсем заморачиваться.
Психолог, ЛОРПт Психоанализ Краткосрочная - г. Ростов-на-Дону
№12 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
«Вдруг пригодится»: с чем связано накопительское поведение и почему человек не выбрасывает ненужное
Татьяна Викторовна, спасибо за статью, которая предоставляет полезное понимание сложной проблемы накопительства, подчеркивая важность внутренних факторов и психологических корней этого поведения. Она помогает взглянуть на проблему не как на простую неорганизованность, а как на симптом более глубинных психологических процессов.
Психолог, Построение здоровых отношений - г. Москва
№13 | 1 июля 2025 | Ответить
№10 | Дмитриева Нина Борисовна писал(а):
Непростой вопрос про

Иногда что-то остается не по тому что страшно за будущее, а потому что это память, воспоминание, и чаще о светлых моментах жизни.
Как пример:
"Вот в этом платье я..."
"А вот этот сервиз мне подарили на..."
Молодость легко, чаще всего, расстается с "хламом", как они называют, а с возрастом многое видится в другом свете.
Поэтому я за разумное расхламление.
№10 | Дмитриева Нина Борисовна писал(а):
Непростой вопрос про

Иногда что-то остается не по тому что страшно за будущее, а потому что это память, воспоминание, и чаще о светлых моментах жизни.
Как пример:
"Вот в этом платье я..."
"А вот этот сервиз мне подарили на..."
Молодость легко, чаще всего, расстается с "хламом", как они называют, а с возрастом многое видится в другом свете.
Поэтому я за разумное расхламление.
Согласна на 100 %
№14 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за статью о том, что накопительство является отражением внутренних страхов, тревог и конфликтов, где хранящиеся предметы становятся материальными воплощениями невысказанных эмоций!
Психолог - г. Йошкар-Ола
№15 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
О страхе дефицита и боязни неопределённости.

точно! не хочется испытывать нужду, вот все эти негативные чувства
Психолог, Гештальт - терапевт - г. Пхукет (Таиланд)
№16 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за внимание к скрытым причинам накопительства. Ваша статья — как мягкий путь к себе настоящей.
Психолог, Психоаналитик - г. Иркутск
№17 | 1 июля 2025 | Ответить
Ирина, спасибо за поддержку темы
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№18 | 1 июля 2025 | Ответить
Наталья, спасибо за комментарий, заходите еще)
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№19 | 1 июля 2025 | Ответить
Анастасия, спасибо за ваш отклик. Для меня очень ценно получать поддержку от коллег :)
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№20 | 1 июля 2025 | Ответить
Наталья, благодарю за проявленный интерес и отклик
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№21 | 1 июля 2025 | Ответить
Нина Борисовна, вы очень точно написали о " разумное расхламление" .
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№22 | 1 июля 2025 | Ответить
Татьяна, спасибо за внимание к статье
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№23 | 1 июля 2025 | Ответить
Максим Сергеевич, рада поддержке, спасибо вам
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№24 | 1 июля 2025 | Ответить
Мне очень приятно, что Вы читаете материал, Дмитрий Львович
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№25 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за такой подробный отзыв и что делитесь своими мыслями, Ирина Сергеевна.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№26 | 1 июля 2025 | Ответить
Благодарю за Ваше внимание к статье и комментарий, Дина Александровна
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№27 | 1 июля 2025 | Ответить
Анастасия Александровна, признательна за поддержку
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№28 | 1 июля 2025 | Ответить
Благодарю за обратную связь, Марина Александровна.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№29 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.

А не может быть такое, что это про связь времен?
Я, например, рада, что мама сохранила что-то бабушкино-дедушкино
И это как семейные реликвии
Может и моим внукам это будет интересно ....
Психолог, Психология ОТНОШЕНИЙ - г. Москва
№30 | 1 июля 2025 | Ответить
Юлия Анатольевна, спасибо за такой теплый отзыв. Приятно))
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№31 | 1 июля 2025 | Ответить
Юрий, спасибо вам за поддержку. Рада вашему отклику
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№32 | 1 июля 2025 | Ответить
Виктор Николаевич, рада поддержке)
благодарю Вас от души
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№33 | 1 июля 2025 | Ответить
Юлия Станиславовна Кульпина, думаю есть разница между накопительством и реликвиями
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№34 | 1 июля 2025 | Ответить
Я стараюсь регулярно расхламляться.
Психолог, Cемейный Карьера - г. Москва
№35 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за статью на очень эмоциональную тему, Татьяна Викторовна!
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Все эти предметы — части прошлого. У каждой вещи своя история и свои воспоминания.
И выбросить их - это как выбросить часть себя.
Психолог, Практик Интегративный подход - г. Москва
№36 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за описание темы! С интересом прочел Вашу публикацию!
Психолог, Семейный психолог Супервизор - г. Санкт-Петербург
№37 | 1 июля 2025 | Ответить
Ольга , спасибо за ценный комментарий!
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№38 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
«Вдруг пригодится», «Потом можно будет из этого сделать что-то полезное»
Ведь в будущем, ничего из чего сделать полезное, словно бы не будет 🤷🏻‍♀️
Психолог, Клинический-Интегративный подход - г. Москва
№39 | 1 июля 2025 | Ответить
Я склоняюсь к тому, что накопительство это не странность, а как проявление внутренних страхов, тревог и неумения справляться с нестабильностью настоящего и будущего. Спасибо большое за интересную публикацию, Татьяна Викторовна!
Психолог, Уверенность-Деньги-Самореализация - г. Москва
№40 | 1 июля 2025 | Ответить
Понимание этого позволяет глубже познать себя и начать процесс внутреннего освобождения. Спасибо за статью.
Психолог - г. Челябинск
№41 | 1 июля 2025 | Ответить
Владимир Александрович, благодарю за отзыв и интерес
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№42 | 1 июля 2025 | Ответить
Галина Владиленовна, спасибо за комментарий, заходите еще)
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№43 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Накопительское поведение говорит о внутренних страхах, тревогах, конфликтах. Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
это точно, у меня так обувь, которую жалко выкинуть она новая, , потому что в институте копила на туфли
Психолог, Психосоматика - г. Москва
№44 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Такое поведение говорит о боязни утрат. Люди, которые цепляются за прошлое, испытывают трудности с эмоциональным отпусканием. Они могут страдать от нестабильности в настоящем, и поэтому ищут опору в прошлом.

Накопительское поведение говорит о внутренних страхах, тревогах, конфликтах. Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
Особенно врезалась мысль про "имитацию предсказуемости". Правда же? Мир катится в тартарары, а у меня есть коробка с пуговицами! Какое облегчение... И какая ловушка.
Психолог, Психосоматолог ГНМ EMDR - г. Саранск
№45 | 1 июля 2025 | Ответить
Елена Петровна, спасибо за поддержку темы
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№46 | 1 июля 2025 | Ответить
Юлия, благодарю за проявленный интерес и отклик
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№47 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
«вдруг сейчас выброшу, а потом понадобится».

№44 | Мартынюк Галина Валерьевна писал(а):
это точно, у меня так обувь,

Спасибо Татьяна Викторовна. И Вам спасибо Галина Валерьевна.
Всё как про сегодняшний день. Выбросил старые ботинки ,кожаные ,на двух замках,думал всё .А они пригодились ,грязной работой заниматься сегодня. Раз жалко выбрасывать ,особенно когда близко познакомился с советским прошлым,предлагаю технологию.
Называется технология "предварительная утилизация".Сначала в коридор,через неделю в сарай,потом через месяц на мусорку,в кусты рядом с мусоркой,так на всякий случай. :-)
Психолог, НЛП-КПТ- финконсультант - г. Липецк
№48 | 1 июля 2025 | Ответить
Елена , спасибо за внимание к статье
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№49 | 1 июля 2025 | Ответить
Галина, знакомо)) Но как то набралась сил и отнесла к мусорке
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№50 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна, какая молодец!
Психолог, Психосоматика - г. Москва
№51 | 1 июля 2025 | Ответить
Светлана , да, да. А коробочка, как символ стабильности.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№52 | 1 июля 2025 | Ответить
Не зря говорят - захламленность в доме - показатель незавершённых эмоций в душе
Психолог, Канд-пси-наук - г. Москва
№53 | 1 июля 2025 | Ответить
Геннадий , хорошая практика. Я все прошлое лето занималась расхламлением дома на даче, после прошлых хозяев)) Двор еще впереди))
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№54 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций.
Моя бабушка была склонна к накопительству, всего и порой доходило до абсурда, когда жили вместе, приходилось воевать за то, чтобы что-то выбросить. Потом она переехала и жила отдельно и заполнила 3 комнатную квартиру. А вот когда она умерла, то дядя выбросил всё с легкостью и помню как мне было грустно. Мы что-то копим, а потом нашим детям совсем это неважно и ненужно, и это про то, что пользоваться надо пока мы живы, а не откладывать детям
Психолог, Индивидуально-Пары EFT-EMDR-КПТ - г. Москва
№55 | 1 июля 2025 | Ответить
№54 | Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Геннадий , хорошая практика. Я все прошлое лето занималась расхламлением дома на даче, после прошлых хозяев)) Двор еще впереди))
№48 | Геннадий Ануфриев писал(а):
в кусты рядом с мусоркой,так на всякий случай. :-)
🤣 или срок чуть увеличить до мусорки)
Психолог, Индивидуально-Пары EFT-EMDR-КПТ - г. Москва
№56 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
Благодарю за очень полезное объяснение непонятной многим другим привычки человека!
Психолог - г. Саратов
№57 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за статью, Татьяна Викторовна!
Согласна, за «вдруг пригодится» часто стоит вовсе не бережливость, а страх утраты и неопределённости.
Психолог, ЭОТ терапевт - г. Прага (Чехия)
№58 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Накопительское поведение говорит о внутренних страхах, тревогах, конфликтах. Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
Логическое разумное объяснение, интересно поразмышлять над этой стороной накопительства и пересмотреть, перебрать некоторые вещи :) спасибо за материал)
Психолог, КПТ Коучинг - г. Москва
№59 | 1 июля 2025 | Ответить
Татьяна Алексеевна, да. Точно! Так и есть!
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№60 | 1 июля 2025 | Ответить
Виктория, вы напомнили мне примерно такой же случай у меня в жизни.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№61 | 1 июля 2025 | Ответить
Наталия, спасибо Вам за интерес и внимание
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№62 | 1 июля 2025 | Ответить
Гюльнара, рада, что Вы оценили! Спасибо Вам за интерес и внимание.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№63 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна, во благо!
Психолог - г. Саратов
№64 | 1 июля 2025 | Ответить
Татьяна, спасибо большое! А вот я наоборот жалею, что столько всего выбросила))
Психолог, Онлайн-расстановщик - г. Волгоград
№65 | 1 июля 2025 | Ответить
Надежда, почему?
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№66 | 1 июля 2025 | Ответить
№66 | Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Надежда, почему?
Старею, поностальгировать иногда хочется)
Психолог, Онлайн-расстановщик - г. Волгоград
№67 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Накопительское поведение говорит о внутренних страхах, тревогах, конфликтах. Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций. Слой пыли на старых вещах — это слой страха перед будущим. Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
О, это прямо очень интересная тема, как мы взаимодействуем с вещами, как проживаем или вспоминаем через контакт с ними определенные события, эмоции, этапы. И как умеем или не умеем отпускать. Натолкнули на столько размышлений, Татьяна, спасибо) В психологии финансов накопительство, собирательство, неготовность расставаться с вещами регулярно встречается.
Психолог, Финансовый психолог - г. Санкт-Петербург
№68 | 1 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна, благодарю за обратную связь
Психолог, Психосоматолог ГНМ EMDR - г. Саранск
№69 | 1 июля 2025 | Ответить
У самого куча старой одежды.. А вдруг ремонт начнем или еще чего-то, как рад старую можно одеть не жалко. . Но ремонта всё меньше, а одежды всё больше;)
Психолог - г. Истра
№70 | 1 июля 2025 | Ответить
То, что вы описываете в своей статье является часто встречаемым у людей постсоветского и советского воспитания. Всё было в дефиците! Конечно и личные особенности каждого человека важный, но у таких семьях это встречается часто.
Психолог, Аналитический Спортивный психолог - г. Гомель (Беларусь)
№71 | 1 июля 2025 | Ответить
Александра, рада поддержке, спасибо вам
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№72 | 1 июля 2025 | Ответить
Накопительство — не про «ленивых» или «неряшливых», а про эмоциональную регуляцию, про страхи и нехватку безопасности. Иногда вещи становятся якорями памяти, подтверждением того, что «я жил(а), что-то чувствовал(а), был(а) частью чего-то тёплого».
У самой в шкафу стоят пара флаконов из-под духов)))))

Добавлю, что накопительство часто маскирует непрожитые потери. Мы боимся не только будущей нехватки — мы боимся признать, что что-то уже ушло, и нет другого способа удержать это, кроме как сохранить вещь.
Спасибо за статью — она как бережный взгляд в тот шкаф, который давно не открывали.
Психолог, Карьерный эксперт - г. Москва
№73 | 1 июля 2025 | Ответить
Елена , как вы правы! Ради одного такого отзыва стоило писать статью. Спасибо
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№74 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за полезную, информативную статью! Прочитала с интересом.
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
№75 | 1 июля 2025 | Ответить
Отличная публикация, спасибо Вам большое, Татьяна Викторовна, очень важную и нужную тему Вы затронули! очень люблю расхламляться, делаю это регулярно, одежду и обувь в хорошем еще состоянии отдаю нуждающимся, всегда делаю это с душой.
№76 | 1 июля 2025 | Ответить
AllAH, как же это здорово. И расхламление и благое дело
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№77 | 1 июля 2025 | Ответить
Спасибо за статью.
Очень точно и по-человечески объяснено, почему мы так часто храним «ненужное» — не из лени, а из тревоги и желания сохранить часть себя и прошлого.
Психолог, Аспирант кафедры психологииРУДН - г. Москва
№78 | 2 июля 2025 | Ответить
Благодарю, Татьяна Семеновна. Рада что вы оценили
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№79 | 2 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Каждая коробка с «ценными» безделушками — это попытка удержать прошлое, которое уже ушло.
У меня в таких случаях возникает вопрос (риторический и в никуда) - а зачем удерживать прошлое, если в силах организовать интересное настоящее и будущее.
Спасибо за интересную тему, Татьяна Викторовна!
Психолог, КПТ - г. Краснодар
№80 | 2 июля 2025 | Ответить
Эверита Борисовна, отрезвляющий вопрос. Спасибо.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№81 | 2 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Предметы, которые мы копим, — это материальные воплощения невысказанных эмоций.
Согласна! Замечаю, что в разные периоды жизни хочется накапливать или расхламляться)))
Психолог, Психодраматист Детский психолог - г. Рязань
№82 | 2 июля 2025 | Ответить
Татьяна Викторовна, есть такое)) Когда комлю не замечаю, а вот когда расхламляюсь очень замечаю))
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№83 | 2 июля 2025 | Ответить
Спасибо за Вашу версию разъяснений, Татьяна Викторовна!
Психолог, Очно и Онлайн - г. Омск
№84 | 2 июля 2025 | Ответить
Лариса Васильевна, спасибо за комментарий, заходите еще)
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№85 | 2 июля 2025 | Ответить
Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Все эти предметы — части прошлого. У каждой вещи своя история и свои воспоминания. Это якоря, доказательства, что человек проживал определённые события. А выбросить их — значит забыть.
Действительно - есть такие вещи, выбросить которые рука не поднимается...Но усилием воли продолжаем расхламляться).
Психолог, Проблемы Отношений - г. Самара
№86 | 3 июля 2025 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Чем полезны разговоры самого с собой вслух
Для некоторых разговоры с собой вслух кажутся «чудаковатыми». И если они происходят в общественных местах, то это и правда настораживает и отвлекает. Но в одиночестве отказываться от таких ...
О погоде
Друзья, добрый день! Хочу поделиться странным ощущением от погодных условий. Сильные дожди, неожиданное похолодание и даже град, или невыносимая жара - ко всему этому мы уже стали привыкать. Почему-то ...
«Моя беременность — не ваша тема»: про «добрые» советы, которые нарушают границы
(Разрешение на публикацию получено.)У меня вот какая история.Я хочу детей, но никак с мужем завести не получается, сейчас по врачам ходим. Одна из моих коллег, как-то узнав про это, зациклилась на этой ...
Почему люди болезненно реагируют даже на конструктивную критику
Мозг эволюционно заточен на выживание. А что долгое время было важно для выживания? Быть в группе. В свою очередь критика воспринимается как риск быть отвергнутым, как обвинения, сомнения в компетентности. ...
Заметки непутёвого дачника. У нас пополнение
В пятницу поехала на дачу. В этот день обещали дождь и ураган. Но разве это помеха?! Порывы ветра были до 24 м/сек. И он выл. Я впервые слышала, как летом ветер завывает. С веток черешни падали тяжелые ...
Рекомендуем почитать
Почему символдрама — это эффективно?
Если вам интересно узнать, почему символдрама занимает особое место в арсенале психологов, давайте разберёмся в этом вместе. Это не просто методика «закрой глаза и представь», а глубокий, научно ...
Александра Илюшникова
Готовность как действие: Не ждать и не сдаваться, а идти с тем, что есть
В ACT (терапии принятия и ответственности) слово «готовность» звучит часто. Но почти всегда его понимают неправильно. Путают с терпением: «Ладно, подожду, пока отпустит». С покорностью: ...
Петров Александр
Романтики и идеалисты
Как это романтично - быть идеалистом! Чистая душа, высокие устремления. Вся литература, особенно поэзия пропитана романтикой. Ночной зефирСтруит эфир.Шумит,БежитГвадалквивир. Какая картина сразу рисуется ...
Шмелева Светлана
Суррогатное отцовство: когда эмоции важнее логики
История клиента демонстрирует сложность современных отношений, где границы между дружбой, любовью и родительством размываются. Психологические мотивы «донора» — Желание помочь близкому ...
Сергей Бессонов
Истинное желание или страх: как отличить?
Одна из главных проблем современного человека — неумение отделить свои истинные желания от страхов. Мы часто думаем "не хочу", когда на самом деле "боюсь". Признаки страха под ...
Сергей Бессонов
596a7
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз