Данная лекция написана в соавторстве с заведующей отдела анализа и стратегического планирования, врачом - методистом БУЗ ВО "Воронежский областной клинический центр общественного здоровья и медицинской профилактики" Гнедневой Натальей Александровной.
Лекция может быть полезна в специалистам, занимающимся методической деятельностью в медицинских и образовательных учреждениях, специалистам сферы профилактики и междисциплинарных разработок.
Психофизиологические особенности поведения детей разного возраста в ситуации школьного стресса.
Структура лекции:
- Теория стресса.
- Школьный стресс.
- Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Стресс при адаптации к школе.
- Профилактика школьного стресса в младшем школьном возрасте.
- Психофизиологические особенности пятиклассников.
Профилактика школьного стресса в пятом классе.
- Психофизиологические особенности старших подростков.
Особенности переживания стресса в старшем подростковом возрасте.
- Профилактика школьного стресса в период подготовки к экзаменам.
- Направления профилактической работы для формирования стрессоустойчивости школьников.
- Теория стресса.
Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году и опубликована в 1950. Стресс – это реакция организма, возникающая вследствие воздействия на него различных факторов, вызывающая неспецифические реакции, ведущие к адаптации организма.
Виды стресса:
- Эустресс – это вид стресса, при котором организм мобилизуем все свои ресурсы, успешно преодолевает стрессогенный фактор, и движемся к развитию.
- Дистресс – это вид стресса, который возникает при длительном, непроходящем воздействии стрессогенного фактора и оказывает разрушительное воздействие на организм, ведущее к дезадаптации, нервным срывам, изоляции, депрессии.
Стадии стресса:
Стадия тревоги. Она возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии.
Стадия резистентности наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.
Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме. [1]
Физиология стресса:
Любой стресс, независимо от его причины переживается нами как состояние эмоционального напряжения. Раздражитель воздействует на организм, воспринимается органами чувств, направляется в ЦНС. Головной мозг обрабатывает информацию через два фильтра: объективный анализ раздражителя происходит в коре головного мозга, субъективный анализ, который придает раздражителю эмоциональную окраску, происходит в лимбической системе.
Если эта субъективная эмоциональная окраска имеет негативный характер, то она автоматически запускает последовательность неспецефическимх физиологических реакций, заложенных в организме в процессе эволюции. Далее распространение реакции идет по вегетативной нервной системе (регулирующей работу внутренних органов).
Как только органы чувств определяют опасность, миндалевидное тело запускает древнюю программу, позволяющую сражаться или убегать: сердечный ритм учащается, приток крови к мышцам увеличивается. Волосы на голове встают дыбом (устаревшая программа, которая позволяла животным казаться больше в глазах противника), тело принимает позу атаки или бегства (колени чуть согнуты, тело наклонено вперед). Вместе с тем по крови распространяется гормон кортизол, позволяющий справиться с болью при ранении. Одновременно с этим миндалевидное тело затормаживает работу неокортекса, ответственного за мышление.
Таким образом, реакция стресса проходит три составляющих: через органы чувств к мозгу, эмоциональная окраска, реакция тела. [2]
2. Школьный стресс.
Стрессогенные факторы встречаются практически во всех аспектах повседневной жизни. Для детей в качестве особого вида воздействий можно выделить школьный стресс. В школе ребенок вынужден решать множество задач, как учебного, так и личного характера. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребенка может стать причиной негативных психических состояний учащихся, различных школьных фобий.
Причины школьного стресса можно разделить на три больших категории:
- Социальные, связанные с взаимодействием со сверстниками.
- Педагогические, связанные с учебной деятельностью.
- Психо – возрастные, связанные с особенностями развития на определенном возрастном этапе.
Кроме того, школьный стресс неравномерно распределен в течение школьной жизни. Его пики приходятся на три основных этапа: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к выпускным экзаменам.
3. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста (7 – 9 лет).
В этот период происходит активное созревание организма. В частности, происходит интенсивное развитие лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для для осуществления активного целенаправленного поведения, планирования и выполнения программ действия. К 6—7 годам улучшается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют. В целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25—30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий.
3.1. Стресс при адаптации к школе.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Основных новообразований младшего школьного возраста выделяются произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий.
Период адаптации к школе обычно составляет от 4 до 7 недель. В этот период некоторые дети становятся очень шумными, кричат, бегают на переменах, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно. Другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут.
Признаками школьного стресса в этот период могут быть:
- нарушения сна;
- нарушения аппетита;
- капризность, плаксивость;
- вновь возросший интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей;
- соматизация – возросшее количество заболеваний, в частности простудных.
Все эти нарушения (обычно их называют функциональными отклонениями), вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения. [3]
3.2. Профилактика школьного стресса в младшем школьном возрасте:
- Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом.
- Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе. Важно дать ребенку время для отдыха после школы.
- Не смотря на то, что ведущей деятельностью становится учебная, игра все еще занимает важное место в жизни ребенка. У него должна быть возможность реализовывать эту потребность.
- Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых. Крайне важно, чтобы родители демонстрировали безусловную любовь к ребенку, независимо от его школьной успеваемости. В ситуациях конфликта необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что родители на его стороне в любом случает. В случае если ребенок провинился в школе, наказание должно последовать дома, ни в коем случае не на глазах учителей и сверстников.
- Учителю важно выказывать одинаковое отношение ко всем детям. Нарушения поведения должны корректироваться педагогическими методами воздействия, а не просто криками и наказанием. Кроме того, важно помнить об индивидуальных особенностях детей.
- В случае сильного стресса у ребенка необходимо обращаться к школьному психологу, который обладает широким спектром методов и инструментов работы с этим явлением.
4. Психофизиологические особенности младших подростков (10 – 14 лет).
Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение. Подростки стремятся объединяться в группы. Для них огромное значение приобретает дружба со сверстниками. Взрослые теряют свой авторитет. Ребенок активно ищет новые авторитеты, которым будет подражать. Значительные изменения претерпевают интересы подростка. Меняется его ценностно – мотивационная сфера. Значительным образом может измениться поведение и стиль общения. Это связано с активным поиском новой идентичности. [3]
Ведущая деятельность старшего подростка – интимно – личностное общение отличается дуальностью. С одной стороны дети этого возраста стремятся к обособлению, индивидуализации. Ему важно найти свои отличия от других людей, понять особенности своей личности. С другой стороны, не менее важна потребность подростка в аффилиации – создании теплых, доверительных отношений. Подростку очень важно найти группу единомышленников, идентифицироваться с ними и построить прочные социальные связи. Обе эти тенденции являются частями единого процесса развития личности и психики человека. Однако подросток может воспринимать их, как конфликтующие, что приведет к развитию сильной тревоги.
Психика подростка еще несовершенна, она находится в процессе формирования. В период подростничества происходит развитие важных компетенций, одной из которых является целеполагание и планирование будущего. Подросток учится прогнозировать долгосрочные результаты своей деятельности и нести за них ответственность. Дети, у которых плохо сформированы эти сферы, больше подвержены стрессу.
Любые переходные периоды высвечивают специфические возрастные проблемы, которые казались ранее скрытыми. В частности, момент перехода ребенка из младшей школы в среднюю становится специфическим стрессором для него. Изменившиеся условия учебной деятельности предъявляют более высокие требования к ребенку.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Происходит перестройка всей познавательной сферы ученика. Происходит активное развитие теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. Чаще всего учебные трудности детей в 5 классе, вызваны именно недостаточным уровнем развития этих сфер. [4]
Причины школьного стресса при переходе в пятый класс:
- Процесс вхождения детей в пубертат. Начало серьезных психофизиологических изменений в организме. Этот процесс обусловлен индивидуальными особенностями развития и характеризуется сильным разбросом роста и других признаков созревания подростка.
- Кризис идентичности, который проявляется в изменении представлений ребенка о себе. Начинает формироваться чувство взрослости. Перестраивается ценностная сфера ребенка, меняются его интересы и увлечения.
- Изменения учебного процесса. Повышение нагрузки и смещение аспектов. Кроме того, значительно расширяется спектр социального взаимодействия ребенка. Постоянный учитель меняется на множество новых педагогов, каждый из которых имеет свои особенности.
- Все вышеперечисленное часто ведет к падению успеваемости ребенка, которая, однако, восстанавливается в случае успешного преодоления возрастного кризиса.
4.1. Профилактика школьного стресса в пятом классе.
- Оценки не должны быть главным приоритетом при общении с ребенком. Задача родителя и учителя поддержать подростка, показать ему свое участие.
- В то же время необходимо помочь ребенку научиться самостоятельности, демонстрируя высокую степень доверия к его навыкам самоорганизации.
- Возможна потеря ценности учебы в связи с тем, что дети данного возраста пока неспособны к долгосрочному планированию будущего и не понимают, важность учебы для дальнейшей жизни. Это важное направление работы для педагогов.
- Поскольку начало подросткового кризиса ставит перед детьми проблему утверждения собственной значимости, педагогам особенно важно акцентировать внимание на их уникальности, дать понять каждому, что его видят, ценят, замечают.
- Пятиклассники еще не знают, в чем заключаются особенности их индивидуального познавательного стиля, не осознают собственных возможностей. Их нужно научить воспринимать неудачи как обучающие моменты, требующие рационального подхода, показать, как нужно формулировать просьбу о помощи.
5. Психофизиологические особенности старших подростков (15 – 17 лет).
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику работы с ними.
Ведущей деятельностью становится учебно – профессиональная. Перед школьниками встает вопрос выбора профессии и жизненного самоопределения. Важное новообразование – собственное мировоззрение, система ценностей и ориентиров, на основе которых будут выстраиваться все жизненные приоритеты.
Каковы же основные особенности подросткового возраста:
- Физиологические: «Пубертатный скачек» – интенсивный и неравномерный рост и развитие организма. Индивидуальная вариативность темпов роста приводит к большим внешним различиям среди подростков одного возраста. Интенсивное половое созревания и формирование вторичных половых признаков. Гормональные изменения. Все это является причинами сильного стресса для подростка. Он находится в постоянном дискомфорте, связанным с изменениями его тела, пропорции которого нарушаются. Из-за этого может сильно страдать самооценка.
- Психические: значительно увеличивается количество энергии, вместе с чем возрастает утомляемость. Психические процессы протекают ярче и интенсивнее, ребенок становится более возбудимым. Меняется режим сна и бодрствования подростка. При этом подросток до конца не понимает, что с ним происходит, из-за чего может возникать тревога, представление о себе, как о неправильном, искаженном человеке.
- Социальные: круг интересов подростка становится более определенным, он находит себе постоянные увлечения, которые в последствии могут стать для него основанием для выбора профессии. Важно обращать внимание на склонности и способности ребенка, чтобы наилучшим образом реализовать их в жизни.
5.1. Особенности переживания стресса в старшем подростковом возрасте.
Огромное значение в формировании стрессоустойчивости старшего подростка имеет рефлексия – способность обращать внимание на свое же мышление и деятельность, анализировать свои собственные поступки и личность. Большое значение в этом процессе играет самооценка подростка. При адекватной самооценке, ребенок будет воспринимать неудачи, как часть процесса развития, понимаю, что он может обратиться за помощью к более компетентному человеку. Низкая самооценка, напротив, может приводить к торможению деятельности. Осознавание собственных недостатков и несовершенств будет являться не стимулом к развитию и изменения, а оправданием для пассивности и отказа от нового целеполагания. [4]
5.2. Школьный стресс в период подготовки к экзаменам.
Старшие подростки находятся на пороге выпускных экзаменов и выбора профессии. По сути, перед ними стоит задача определить направление своего профессионального развития на долгие годы вперед. Это влечет за собой массу сложных переживаний.
По некоторым исследованиям до 65% старшеклассников испытывают учебный стресс. При этом только 17% из них демонстрируют достаточно высокий уровень стрессоустойчивости. Сильный стресс, связанный с подготовкой к выпускным экзаменам препятствуют их успешной сдаче.
Учебный стресс провоцируют следующие факторы: трудности в понимании сложных предметов, отсутствие уверенности в успехе, отсутствие четкой цели на будущее, низкая способность анализировать свои мыслительные процессы и осознавать свои возможности в учебе. [5]
6. Направления профилактической работы для формирования стрессоустойчивости школьников.
В целях повышения уровня стрессоустойчивости школьников в образовательных организациях реализуются программы, основанные на здоровьесберегающих технологиях. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Факторы образовательной среды разделяются на три большие группы:
- гигиенические – все существующие условия учебного процесса, то есть все то, что подлежит гигиеническому нормированию;
- учебно-организационные – весь учебный и организационный процесс, то есть этапы и организация всего процесса обучения;
- психолого-педагогические факторы – процессы взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов учебной деятельности. [6]
Профилактическая работа по формированию стрессоустойчивости должна проводиться по всем трем направлениям.
- Гигиеническое направление профилактики подразумевает создание комфортной среды для учащихся. Возможность в любой момент обратиться за медицинской помощью. Большим плюсом будет наличие в образовательной организации комнаты психологической разгрузки или иного пространства для отдыха. Важным фактором будет организация дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности.
- Грамотная организация самого учебного процесса так же сильно влияет на уровень стресса учеников. Учет возрастных особенностей в распределении учебной и факультативной нагрузки влияет на снижение уровня учебного стресса. Важно формировать культуру отдыха у детей, учить их распределять свое время правильно.
- Педагоги должны обладать всеми необходимыми психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками для построения уважительных, конструктивных отношений с детьми. Важен индивидуальный подход к преодолению трудностей у разных детей. Все сотрудники, задействованные в организации учебного процесса должны занимать позицию объективного наблюдателя, а не субъективного судьи.
Кроме того, важно организовать диалог с родителями, так как зачастую атмосфера в семье может в значительной степени влиять на уровень школьного стресса.
В заключении важно отметить, что в формировании навыков совладания со стрессом в школьной среде большую роль играет высокая санитарная культура учреждения и его сотрудников. Личность взрослого, совокупность его психологических особенностей и мотивационно – ценностной сферы в значительной степени оказывают влияние на формирование личности школьника.
Список литературы.
- Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Ромек В. Г.
- Стресс и патология. Методические рекомендации для студентов. Под ред. Г. В. Порядина.
- Рабочая книга школьного психолога. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М., и др. Под ред. Дубровиной И.В.
- Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте. Вестник санкт-петербургского университета. Научные результаты диссертационных исследований. С. А. Анохина.
- Исследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов. Педагогическая статистика. Сыманюк Э. Э., Оконечникова Л. В., Малова Е. С.
- Школьная среда и факторы, влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся. Обзорная статья. Амгалан Г., Погорелова И.Г.