Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30408 специалистов из 983 городов
Скрыть

Делаем уроки с учетом особенностей восприятия первоклассника

 

С проблемой выполнения домашних заданий сталкиваются в каждой семье первоклассника. Но лишь немногие из родителей задумываются над тем, в чем заключается их роль. С одной стороны, не правы родители, которые с первых дней дают ребенку полную самостоятельность в этом новом для них виде деятельности. Подобное отношение часто обижает ребенка равнодушием со стороны близких, и, нередко, страдает качество домашних работ. С другой стороны, не правы и те родители, которые сами достают учебники и тетрадки, и практически вместо школьника выполняют всю работу. Здесь дело чревато развитием безответственности, снижением мотивации к выполнению домашних заданий.

Как родителям найти «золотую середину»?

Как долго надо учить уроки вместе с ребенком?

Какие индивидуальные особенности детей необходимо учитывать при этом?

Родитель – в данном случае является наставником, другом и помощником.

Во-первых, надо вместе с ребенком откорректировать распорядок дня так, чтобы в нем было достаточно времени на выполнение домашней работы (не стоит приступать к заданиям сразу после школы или ждать, когда за окном стемнеет). Затем надо научить школьника правильно организовывать свое рабочее пространство (на просторном хорошо освещенном столе должны отсутствовать отвлекающие первоклассника предметы).

Приступая к выполнению домашних заданий, стоит проанализировать учебный материал: что проходи в школе, что было задано, какие уроки дети сделали в группе продленного дня, и что осталось доделать. Последовательность выполнения домашней работы зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Кому-то проще работать, начиная с более сложных заданий и заканчивая более простыми, а кто-то лучше справится с работой, чередуя простые и сложные задания. Продолжительность непрерывной работы не должна превышать 25 минут, к концу начальной школы – 40-45 минут. В небольшой перерыв, 5-10 минут, стоит размяться или сделать гимнастику.

Желательно выполнять домашнюю работу в тот же день, когда она была задана, так как у ребенка остались более свежие воспоминания о пройденном материала. Кроме того, это позволяет своевременно устранять пробелы в знаниях. Если такая возможность в семье отсутствует, можно выполнять уроки в выходной день на всю следующую неделю (за исключением ежедневных предметов). Это уменьшает ежедневную нагрузку на ребенка и значительно экономит вечернее время работающих родителей.

Первое время мама или папа будут вынуждены сидеть рядом в течение всего периода кропотливой работы первоклассника. Постепенно контроль за деятельностью ребенка необходимо уменьшать: сначала присутствовать только при его подготовке к работе, подходить изредка или по просьбе школьника, а затем – только для проверки домашней работы. К концу начальной школы дети должны научиться делать уроки самостоятельно, а родители – только проверять готовый результат. Процесс выполнения домашнего задания необходимо заканчивать сбором портфеля на следующий день. Этому первоклассника тоже надо учить!

Помощь родителей должна сводиться к подбадриванию, похвале и объяснению непонятого материала, но не к работе за ребенка. Научите его рассуждать, искать правильное решение, контролировать ошибки. Первое время не стоит требовать чрезмерной аккуратности, заставлять переписывать сделанное с помарками или ошибками задание, требовать только положительных отметок. И, конечно, нельзя использовать в качестве наказания дополнительные задания по «хромающему» предмету.

Если есть проблемы с учебой, поиграйте «В школу»: пусть ребенок научит вас складывать и вычитать, напишет слова с ошибками и проверит вашу работу, расскажет, как буквы соединяются в слова. Можно по очереди почитать книжку или рассказать поучительную ситуацию из жизни и обсудить, какие школьные знания помогли в этом случае. Но это уже не должно относиться к домашнему заданию. Это – игра!

При выполнении домашней работы, к сожалению, не многие родители учитывают особенности восприятия своего ребенка. Все люди в зависимости от способов получения и переработки информации условно делаться на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов:

-        аудиалы воспринимают информацию через слух. Они хорошо запоминают услышанное; в речи часто используют слова, отражающие их восприятие мира (слышал, обсуждать, тихий, громкий, молчаливый и др.); в общении смотрят прямо на собеседника; легко отвлекаются на звуки. Во время урока школьник-аудиал общается с учителем или отвлекает детей разговорами, для отдыха ему необходимо поговорить, пошуметь. Записывая домашнее задание, аудиал часто переспрашивает соседа по парте или, придя домой, обзванивает одноклассников.

Во время выполнения домашней работы родителям школьника-аудиала стоит организовывать ребенка при помощи голоса (говорить спокойно, переходить на шепот), использовать слова «послушай», «прислушайся», своевременно делать паузы. Такие дети лучше запоминают стихи, воспринимают условия задач на слух, хорошо пишут под диктовку. Не делайте замечание ребенку, если во время домашней работы, он издает звуки или шевелит губами – так у него легче идет процесс запоминания. Хорошо организовывает работу таймер: установите его на начало выполнения домашней работы, на начало и конец отдыха. За удачи хвалите ребенка вслух!

-        визуалы воспринимают информацию об окружающем мире через зрение. Хорошо помнят то, что видели, запоминают картинками; в речи используют такие слова, как: видел, смотреть, красочный, яркий, картина и др.; во время общения чаще смотрят вверх; на шум практически не отвлекаются; хорошо решают задачи. На уроке визуала привлекает яркая наглядность и учебный материал на доске, если же ребенок отвлекся, то он будет тихо рассматривать окружающие его предметы, детей, учителя. Домашнее задание будет аккуратно списано с доски в дневник, так как школьник-визуал предпочитает владеть письменной информацией, чем спрашивать у одноклассников. Во время перемены, ребенок-визуал предпочитает оставаться в классе, молча наблюдать за другими детьми или рисовать.

Для выполнения домашней работы ребенку-визуалу хорошо иметь под рукой листок бумаги, где он может нарисовать условие задачи, составить схему пересказа или просто рисовать, размышляя над заданием. Объясняя ребенку непонятный материал, скажите: «Посмотри!», нарисуйте схему на листочке, так он лучше и быстрее усвоит его. Во время организации самостоятельной подготовки к урокам для школьника-визуала стоит прикрепить у рабочего стола схему последовательности выполнения работы. Лучше, если вы нарисуете ее вместе с ребенком. Похвалой для визуала может быть звездочка на обложке тетради, яркий рисунок у рабочего стола – он должен видеть похвалу.

-        кинестетики воспринимают мир через движение и собственные ощущения (осязание, обоняние, вкус). Использую в речи слова, описывающие действие или чувства (схватить, понюхать, вкусный, теплый, мягкий и др.). В общении, как правило, смотрят вниз. Кинестетикам трудно сконцентрировать внимание, они запоминают, двигаясь, помнят лишь общие впечатления, отвлекаются на все что угодно. Дети-кинестетики требую повышенного внимания, как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Записывая домашнее задание, они чаще всего обводят в учебниках нужный материал, а на переменах много двигаются.

Во время подготовки домашней работы не заставляйте ребенка-кинестетика долго сидеть на одном месте. Он нуждается в движении больше, чем другие дети. Учите стихи руками (для каждой фразы – свой жест), решайте задачи при помощи подручного материала, пусть ребенок складывает карандаши, рвет бумагу на количество частей, указанное в задаче. Чем больше способов выполнения домашней работы в движении придумаете вы, тем легче будет ему учиться в школе. В общении с ребенком чаще используйте жесты: похвалив, обнимите его, погладьте по голове, поцелуйте, а если хотите остановить отвлекающегося малыша – спокойно положите руку на плечо.

-        дискреты – это люди, воспринимающие информацию через ее логическое осмысление, при помощи установки причинно-следственных связей, логических доводов, через цифры и знаки. Таких людей немного, а среди школьников младших средних классов вообще нет, так как подобный способ восприятия информации им не свойственен.

Разумеется, в чистом виде не встречаются ни аудиалы, ни визуалы, ни кинестетики, ни дискреты. Все мы воспринимаем мир через разные каналы восприятия. В школе педагоги стремятся разнообразить преподаваемый материал: рассказать, показать, дать потрогать. Чем больше у ребенка открыто каналов для восприятия мира, тем качественнее идет процесс обучения. Если вы затрудняетесь в определении ведущего канала восприятия – предложите первокласснику разные способы выполнения заданий. Со временем и он, и вы поймете, что для него более приемлемо.

 

Психолог - г. Йошкар-Ола
Опубликовано: , 254 просмотра
Подписаться3
Подписаться3
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 13766 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз