Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30472 специалиста из 985 городов
Скрыть

Постмодерн и трансценденция

От автора: Альтернативный взгляд
Во многих из нас впивается жало постмодерна, заставляя разочаровываться и отказываться от традиционных ценностей и переживать свое бытие как нечто вопросительное, проблематичное. Жизнь из единого, предсказуемого процесса разбивается на множество процессов, не связанных между собою. Вместо одного уровня восприятия мы можем охватывать своим сознанием сразу несколько и перемещаться между ними. Уровень саморефлексии увеличивается и знакомство с дебрями своего внутреннего мира становится неизбежным. Это знакомство приводит к осознанию определенных задач, стоящих перед индивидуумом, - задач личного развития. Постепенно вырисовывается некий путь; осознается точка, характеризующая теперешний этап, и зона ближайшего развития. На этом пути могут оказаться полезными многие системы саморазвития и исцеления, и становится необходимым погружение себя в атмосферу соответствующих смыслов, в общество людей со сходными целями. Такое погружение рано или поздно происходит.


И вот, по достижении определенного эффекта, по достижении успеха в развитии внутри какой-либо системы, движение постепенно заходит в тупик, достигнутое состояние (гармоничное, целостное) становится привычкой, и новые вопросы, ответы на которые невозможны внутри системы, просятся в сознание. Может быть так, что ответы на эти вопросы уже в принципе невозможны в рамках любой из созданных систем, и требуется стать этой системой самому, родить из себя Ответ. Но к тому времени жизнь человека расцветает новыми красками, ее озаряет чувство общности, развивается чувство привязанности к коллективным смыслам и ощущение своей идентичности становится слишком тесно связанным с ролью приверженца этих смыслов. Вместо того, чтобы смотреть в Бездну, человек уютно обкладывается психологическими, эзотерическими, йогическими подушками и теряет остроту связи с Самостью, с Иным, которое не переставало быть ужасающе-непостижимым. Даже состояние любви и единства с миром может стать препятствием.

 

 
И на данном этапе возможен Переход, Переход пугающий и очень сложный. Сложность его состоит в том, что требуется отказаться от коллективных смыслов, не отказываясь от них. Нужна не половинчатость, а полный радикализм, полный отрыв от любой определенности, - позволение Самости выстраивать эту определенность так, как это необходимо в данный момент. Здесь существует опасность инфляции, опасность отождествить себя с Самостью, опасность серьезная, поскольку грубый уровень путаницы между эго и Самостью уже проработан, а тонкие нюансы легко пропустить, не заметить вовремя. Можно стать этаким псевдо-божеством, Черным Братом, как это называется в оккультных системах. Это значит - отождествить себя со своим Мифом, вместо перехода к единению с Тем, что эти Мифы порождает и куда они все возвращаются. (на грубом уровне происходит идентификация человека с Героем своего Мифа, на тонком - с самим Телом Мифа, с его демиургом). При прохождении Перехода Самость объединяется с не-Самостью, иначе говоря, становится невозможно сказать, что же не есть "Я". Вместо поглощения Бездной (что неминуемо при инфляции) происходит растворение того, что поглощается - неверной идентификации, ложного "я".


"Обложенность подушками" хороша тем, что при этом поглощение Бездной не грозит, а те, кто об этом твердят, кажутся сумасбродами. Самое интересное заключается в том, что человек САМ делает шаг из этих подушек, из этой плаценты, - когда приходит время. Система не заинтересована в том, чтобы его "выплевывать": она готова гипнотизировать бесконечно. Рождение просто происходит. Человек и сам не знает, почему он делает шаг наружу, шаг в никуда. Он делает это, потому что не может не сделать. А сам его уход в некоторых случаях порождает новый Миф.


Чем и прекрасно наше ужасное время - что такой Переход становится действительно возможным для очень большого количества людей. Правда, для этого нужно позволить себе как следует разочароваться. Позволить себе не получить то, чего так хочется, во что так верится. Позволить себе Утрату самого ценного - сначала это грубые смыслы толпы, затем (когда приходит время) тонкие смыслы индивидуальности и чувство возвышенной единенности с миром. После глубокого проживания и отпускания такой Утраты на пустое место приходит очень интересное состояние удивительной полноты, в котором единственное, что остается - это благодарить: благодарить за то, что эта Утрата произошла. За то, что ты - это ты, за то, что ты живешь, и живешь в такое замечательное время. И за то, что всё это, к счастью, не вечно.
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Опубликовано: , 132 просмотра
К автору уже обратились 235 человек с сайта
Провела 10 онлайн консультаций на сайте
Подписаться48
Подписаться48
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Свешникова (Ефимова) Ольга
Психолог - г. Санкт-Петербург
Какая прекрасная статья! Спасибо вам за нее.
№1 | 15 декабря 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 66a35 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз