Жили-были «мама прекрасная» и «мама ужасная»: от расщепления к зрелым отношениям

 Я люблю маму, но она меня бесит
Мама самая лучшая, но с ней невозможно жить
Она столько для меня сделала, а я такая неблагодарная - злюсь на неё.

Моя предыдущая статья говорила о том, как «отклеиться» от матери,сегодня я хочу поговорить о том, как «склеить воедино» противоречивые чувства к ней.

Доэдипальный раскол: когда мать то "Богиня, то «монстр, Баба Яга»

Томас Огден, современный психоаналитик, описывает "доэдипальную мать"*, когда ребенок не может удержать в сознании противоречивые части одного человека. Мать либо абсолютно хорошая (когда кормит, утешает, удовлетворяет потребности), либо абсолютно плохая (когда фрустрирует, отказывает, отсутствует).

Это  "защитный механизм психики". Младенец не может осознать, что тот же человек, который дает жизнь, может причинять боль, поэтому он "расщепляет" материнский образ:

Жили были мама прекрасная и мама ужасная  от расщепления к зрелым отношениям

 - "Мама прекрасная" - "солнце" в детском небе: всемогущая, всегда доступная, понимающая ребенка с полувзгляда.

- "Мама ужасная" -" грозная туча": отвергающая, злая, тоже всемогущая, наказывающая за любое неповиновение.

 Представьте детское сознание как "комнату с двумя дверями", которые никогда не открываются одновременно. Когда входит "хорошая мама", дверь к "плохой маме" наглухо заперта. И наоборот. 

 Мифологическая иллюстрация: Деметра и Персефона

 Древнегреческий миф о Деметре и Персефоне показывает нам доэдипальную динамику в действии. Деметра, богиня плодородия, находится в абсолютно симбиотических отношениях со своей дочерью Персефоной. Когда Аид похищает Персефону в подземное царство, Деметра впадает в такую скорбь, что вся земля становится бесплодной.

 В этом мифе мы видим классические доэдипальные элементы:

- Симбиотическое слияние: Деметра и Персефона существуют как единое целое

- Всемогущий контроль: Деметра использует свою божественную власть, чтобы принудить мир вернуть ей дочь

- Отрицание сепарации: отказ признать право дочери на собственную жизнь и отношения

- Архаичная месть: когда контроль утрачен, следует деструктивная ярость, направленная на весь мир

 Решение конфликта приходит через компромисс: Персефона проводит часть года с матерью, часть с мужем. Это символизирует переход к более зрелой позиции.

Роль "третьего"

Ключевую роль в переходе от расщепления к интеграции играет появление третьего - отца или любой другой значимой фигуры, которая нарушает диаду  мать и ребенок. "Третий" показывает ребенку, что мать- обычный человек с ограничениями и собственными отношениями.

 Эдипальная интеграция: рождение целостной любви

 Переход к "эдипальной позиции" Огден описывает этот процесс как движение к депрессивиной позиции (М. Кляйн):способности переживать амбивалентность без расщепления.

В эдипальной позиции ребенок совершает болезненное, но необходимое открытие: "мать одна, и она сложная". У матери есть отношения с отцом, свои потребности, свои желания и возможности. Она может любить и раздражаться, заботиться и уставать, быть мудрой и ошибаться - и это все одновременно.

 И тогда:

Формируется способность к амбивалентности- одновременному переживанию любви и злости к одному человеку и признание амбивалентности за другим человеком (и другими объектами).

Развивается эмпатия - понимание, что у матери есть свой внутренний мир

Возникает чувство вины за агрессивные фантазии и желание исправить отношения, благодарность.

Появляется способность к  прощению - не идеализации, а принятию недостатков

Когда интеграция не происходит корректно:

 Многие взрослые "застревают" в доэдипальном расщеплении. В практике может обнаруживаться несколько типичных паттернов:

  Качели идеализации-обесценивания

Как маятник, который не останавливается в середине. Сегодня мать - святая мученица, пожертвовавшая всем ради детей, завтра - эгоистичная манипуляторша, разрушившая жизнь . Никаких полутонов, никаких оттенков, отношения превращаются в "американские горки"

  Застывшая идеализация

Мать превращается в "экспонат на пьедестале".  "Мама лучшая, она всю жизнь посвятила детям". При этом живая связь, живой контакт отсутствуют. Особенность этого паттерна: отношения становятся односторонними. Человек много даёт матери (внимание, заботу, подарки), но ничего не получает взамен.

Вечное обвинение

Мать становится виноватой во всех труностях и неудачах. "Все мои проблемы от матери, она сломала мою жизнь". Фиксация на "плохой маме" без возможности увидеть сложность ситуации. Человек застревает в роли жертвы, отказываясь брать ответственность за свою взрослую жизнь. Мать превращается в источник всех зол, а любые попытки увидеть в ней что-то положительное расцениваются как предательство собственной боли.

Эмоциональная анестезия

"Я к маме равнодушна, мне всё равно" - защита от болезненной амбивалентности через отключение чувств. В душе нет ни любви, ни ненависти. Такое "равнодушие" больших энергетических затрат на подавление, в результате испытывает хроническую усталость и апатию.

Люди, не интегрировавшие материнский образ, часто переносят расщепление на все значимые отношения, примеры

В романтических отношениях:

- Партнер или идеализированный "принц на белом коне", или негативно окрашенное, обесцененное "чудовище-абьюзер"
- Любая ссора ощущается как конец,как разрушение отношений. Неспособность переживать конфликты без угрозы разрыва.
- Поиск "идеального" партнера, который никогда не разочарует, будет "читать мысли"

В профессиональной сфере:

- Начальник либо "мудрый наставник", либо "самодур-тиран"
- Сложности с обратной связью и критикой - каждое замечание воспринимается как удар кинжалом.
- Перфекционизм и/или обесценивание своих достижений - работа или "я заслуживаю самой высокой оценки", или "почему меня не уволили до сих пор"

Путь к интеграции: терапевтическая работа

 Проработка переноса

В терапии пациент часто переносит на психолога расщепленный образ матери. Как правило, сначала терапевт может идеализироваться ("Вы единственный, кто меня понимает"), затем обесцениваться ("Вы такой же, как все, не помогаете").

Задача терапевта - выдержать это расщепление, не превращаясь ни в "идеального родителя", ни в "плохой объект". Постепенно клиент учится видеть терапевта как ""сложного человека"- компетентного, но не всемогущего, заботящегося, но имеющего границы.

Работа с виной и скорбью

Интеграция материнского образа сопровождается "работой скорби" - оплакиванием утраты иллюзий.

- Скорбь по идеальной матери, которой никогда не было - "прощание с ангелами"

- Вина за агрессивные чувства к "плохой матери" - "примирение с демонами" внутри себя

- Принятие собственной ответственности за свою жизнь - взросление в самом глубоком смысле

Развитие ментализации

Ментализация - способность понимать психические состояния (свои и чужие) как основу поведения.

 "Мама кричала не потому, что я плохая дочь, а потому, что у неё была тяжёлая депрессия после развода с папой. Она не умела справляться со своей болью и выплёскивала её на меня. Это не оправдывает её поведение, но объясняет его."
" Я идеализирую маму, когда мне одиноко И обесцениваю её, когда злюсь на собственную зависимость. Мои чувства к ней больше говорят о моём внутреннем состоянии, чем о том, какая она на самом деле."

История наших отношений с матерью- это первая глава сценария нашей жизни о том, как мы учимся любить. Интеграция материнского образа позволяет стать редакторами собственной истории: при этом, не переписывая факты, но меняя их интерпретацию.

Повторюсь, это не означает оправдывать всё, что причинило боль.Это означает понимать, что любовь и боль могут исходить от одного человека, и это не делает ни боль менее реальной, ни любовь менее ценной.

В  психоаналитической практике я помогаю  интегрировать расщеплённые образы родителей и обрести способность к зрелой любви.

Ваш психолог-психоаналитик, Волошина Елена Владимировна, wa +79130121802

*Доэдипальная стадия (0-3 года)- период симбиотических отношений с матерью. Ребенок не воспринимает себя как отдельную личность, образ матери расщеплен. Мир состоит только из диады "мать-дитя". Эдипальная стадия (3-6 лет) - появление способности к триангуляции. Ребенок осознает существование отца, учится видеть мать как целостную противоречивую личность, развивается соперничество и идентификация с родителями.

Литература

Ogden, T.H. (1989) The Primitive Edge of Experience

Кляйн, М. (2007). *Зависть и благодарность*. СПб.: Б.С.К 

Винникотт, Д.В. (2002). *Игра и реальность*. М.: Институт Общегуманитарных Исследований.

Опубликовано на сайте: 22 августа 2025,  75 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться98
Комментарии
Спасибо за глубокий и интересный материал 👍
Психолог, ЖЕНСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ - г. Хабаровск
№1 | 22 августа | Ответить
Столько неправильных выводов о себе сделано на фоне материнских страданий.
Психолог, EMDR-терапевт травмотерапевт - г. Ставрополь
№2 | 23 августа | Ответить
Интересно и глубоко. Благодарю вас
Психолог, КПТ ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД - г. Красноярск
№3 | 23 августа | Ответить
Спасибо за глубокое погружение и раскрытие темы! Понравилось, как вы выделили последствия в отношениях и на работе
Психолог - г. Санкт-Петербург
№4 | 23 августа | Ответить
Горбачева Александра Вячеславовна,
Благодарю за обратную связь!
Психолог, Онлайн Психоаналитик - г. Новосибирск
№5 | 23 августа | Ответить
№2 | Вебер Ирина Васильевна писал(а):
Столько неправильных выводов о себе сделано на фоне материнских страданий.
Да, если мать не может адекватно отражать ребенка, то ему приходится помещать в себя "неправильные" интроекты, искать "другие" зеркала. Которым и может являться психолог)
Благодарю за отклик!
Психолог, Онлайн Психоаналитик - г. Новосибирск
№6 | 23 августа | Ответить
№3 | Ксения Двоеглазова писал(а):
Интересно и глубоко. Благодарю вас
Спасибо за внимание к статье и отклик!
Психолог, Онлайн Психоаналитик - г. Новосибирск
№7 | 23 августа | Ответить
№4 | Анна Рожкова писал(а):
Спасибо за глубокое погружение и раскрытие темы! Понравилось, как вы выделили последствия в отношениях и на работе
Большое спасибо за обратную связь, "расщепление" проявляется во всех типах отношений. Сейчас размышляю, что, например, жесткое разделение на нелюбимую, "подавляющую работу" и любимое, вдохновляющее хобби- из этой же темы.
Психолог, Онлайн Психоаналитик - г. Новосибирск
№8 | 23 августа | Ответить
Волошина Елена Владимировна писал(а):
Это означает понимать, что любовь и боль могут исходить от одного человека, и это не делает ни боль менее реальной, ни любовь менее ценной.
Такая простая мысль, но какая длительная работа стоит за тем, чтобы прийти к этой интеграции. Благодарю за ценный материал.
Психолог, Гештальт подход - г. Тольятти
№9 | 23 августа | Ответить
Спасибо за статью
Психолог - г. Москва
№10 | 4 сентября | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Жила-была "мать-тень": синдром “мёртвой матери” и его следы в «жизни»
В предыдущей статье я писала про расщепление материнского образа, когда мать воспринимается то как "прекрасная", то как "ужасная".Сегодня мы рассматриваем принципиально иную ситуацию ...
"Игра в кальмара" 3 сезон: почему создатель сериала устал от собственного хита
"Игра в кальмара" - южнокорейский сериал Netflix, созданный Хван Дон-хё, ставший глобальным феноменом в 2021 году. Название происходит от популярной корейской детской игры, где участники рисуют ...
Почему люди остаются загадкой даже для психологов?
Представьте, что вы пытаетесь поймать бабочку сачком из слов. Вы подбираете самые точные термины, выстраиваете безупречные формулировки, создаёте элегантные теории- а бабочка всё равно ускользает, оставляя ...
Жила-была «мать-и-девочка» : из ловушки материнской близости к себе
Как вы понимаете, я имею в виду, что речь идет о матери и её дочери, но в каком-то месте истории что-то пошло не так: две судьбы слиплись, как вареники в кастрюле, и вот уже трудно различить, где чьи края. ...
Голодная пустота внутри: Безликий Миядзаки как метафора кризиса
Сегодня хочу поговорить о персонаже Безликий из мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» как о метафоре кризиса идентичности, когда человек теряет ощущение собственного "я", ...
Рекомендуем почитать
Почему я боюсь конфликтов и всегда иду на уступки...
Ты когда-нибудь замечал, как твоё тело знает что-то раньше тебя? Я, например, стою в очереди в аптеке, и вдруг ладони ледяные. Сердце не бьётся, оно как будто замирает и потом резко стучит в горле. А всё ...
Юлия Петухова
Почему мне так трудно сказать «нет» близким людям
Знаешь, это как старая, заезженная пластинка. Вроде бы все понятно, а вот рука не поднимается, чтобы ее остановить. Или как будто вязнешь в киселе. Я про то самое «нет». Сколько раз мы его ...
Юлия Петухова
Почему «соберись» не работает, когда больно
Когда человеку плохо, он слышит от близких привычные слова: «Соберись! Перестань думать об этом! Возьми себя в руки! Всё будет хорошо».Кажется, что это должно помочь. Но чаще — становится ...
Марина Каржавина
Риски, связанные с участием в психотерапевтической группе
Риски, связанные с групповой психотерапией, я бы поделила условно на 2 группы. 1. Первую условно назову: “Ну, это нормально”. Сюда входят: - амбивалентные чувства, испытываемые на группе. Можно ...
Ирина Голыня
Ценность групповой психотерапии для клиента
Давайте поразмышляем, что групповая работа может дать клиенту. Я буду опираться на отзывы участников групп, а также на собственный опыт. В своем обучении я прошла более 750 часов групповой психотерапии. ...
Ирина Голыня
25f96
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз