Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30091 специалист из 978 городов
Скрыть

Как стресс бьет по карману предпринимателя

От автора: Готовлюсь к выступлению на бизнес-форуме. И решил выложить свой спич в виде статьи. Предполагается диалоговый формат, так что и статья местами подразумевает диалог. Который, кстати, будет вполне уместен в комментариях под статьей.

Как стресс бьет по карману предпринимателя

В каких ситуациях вы испытываете стресс? Конфликты между собственниками и сотрудниками. Конфликты с клиентами. Экономические и юридические проблемы, угрожающие безопасности бизнеса. Кредиты… Давление конкурентов. Большой объем срочных дел и невозможность их делегировать, банальная рабочая перегрузка.

Как вы себя при этом чувствуете? Усталость, раздражительность, снижение мотивации. Хочется послать все далеко и надолго. Все и всех. Для каких задач и процессов такое ваше состояние может стать помехой?

Как влияет стресс на качество управленческих решений, результаты переговоров, мотивацию сотрудников, обслуживание клиентов?

Один из эффектов высокого уровня стресса – склонность принимать решения быстро, импульсивно – чтобы поскорей избавиться от задачи. Это ухудшает качество решений. А негативное эмоциональное состояние так же влияет на результат. Например, находясь в стрессе, предприниматель скорее отбросит проект, который потребует от него дополнительных усилий, и может упустить отличную возможность.

Другой эффект ­– более острые эмоциональные реакции в деловых коммуникациях – портят имидж, ухудшают отношения, могут вызвать конфликт там, где все могло быть решено мирным путем. Например, конфликт с сотрудником – особенно с увольняющимся сотрудником… или увольнение сотрудника как результат конфликта. И ценного сотрудника можем потерять, и... все может закончиться судебным иском от этого сотрудника и тем самым увеличить стресс. Претензия клиента, отработанная на негативных эмоциях – аналогично. Плохое сарафанное радио или судебный иск, или и то, и другое.

Кроме того, нервозность шефа передается сотрудникам. А это очень опасно для сотрудников, работающих на передовой – работающих с клиентом. Ведь там они работают своими эмоциями. Не секрет, что самые эффективные продавцы – эмоциональные люди. Но чтобы это преимущество использовать, их эмоциональность должна работать в плюс. Тогда они заражают своим оптимизмом и уверенностью клиентов, вызывают доверие и симпатию. Это позволяет сгладить даже какие-то острые ситуации, недоработки и промахи компании. Но если такой эмоциональный сотрудник сам в стрессе или в негативе каком-то, то и клиенты это сразу чувствуют. Такие сотрудники или супер-эффективны (когда у них все хорошо), или даже опасны (когда в негативе). Они не могут управлять своими эмоциями, их эмоции управляют ими, а иногда и всеми, кто вокруг. А руководитель может и должен «контейнировать», «амортизировать» их негатив. Или корпоративный психолог – если не руководитель. А иначе таким «контейнером» станут клиенты и коллеги. А это сразу будет бить по выручке и слаженности работы.

Как можно снизить негативное влияние стресса? В долгосрочном плане здесь работают не столько психологические приемы, сколько эффективный менеджмент. Тайм-менеджмент, структурирование бизнес-процессов, выстраивание организационной культуры, где нормой становится исполнительность, лояльность компании, клиент-ориентированность, порядок… Это выходит за пределы данной публикации. Что касается экстренных мер – вот тут как раз можно обращаться к психологу.

Крайняя степень стресса – это паническая атака. Когда стресс переходит уже ту границу, когда мы еще можем управлять собой и контролировать свое состояние. Тогда подключаются острые эмоциональные и соматические реакции: паника, сильное сердцебиение, давление или боль в груди, сильная головная боль, немотивированный страх, часто страх смерти. Будто у вас случился или вот-вот случится инфаркт или гипертонический криз…

Почему я сразу говорю про паническую атаку, ведь статья о стрессе…. Да потому что все способы, которые работают при панической атаке – при стрессе сработают и подавно.

Экстренные меры – заземление. Почувствовать опору под ногами, почувствовать свое тело. Сосредоточиться на простых физических ощущениях. Осмотреться вокруг – осознать цвета, формы, движение… Замедлить дыхание. Выдох должен быть длиннее вдоха. Если есть возможность уединиться для медитации – вообще отлично.

Лучше взять выходной. И вообще нормализовать как-то ситуацию с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Регулярно питаться, высыпаться. Включить в расписание физическую активность. Это позволяет оперативно «сжигать» в организме избыток адреналина. Кардио-тренировка, кроссфит, игровые виды спорта, единоборства – отличная профилактика стресса.

Ну а дальше, на прием к психологу )) Потому что стресс и паника – это не столько про сами внешние факторы, сколько про то, какой смысл мы придаем происходящему, как все интерпретируем, как реагируем на давление обстоятельств. Какие-то свои потребности игнорируем, не соблюдаем жизненный баланс, и организм таким образом притормаживает нас – чтобы не помереть совсем от нагрузки.

Чаще всего стресс-факторы бьют по ощущению безопасности. Проблемы бизнеса воспринимаются очень лично – как свои собственные проблемы. Риск банкротства воспринимается как угроза собственной безопасности и физическому выживанию. И здесь важно эмоционально отделиться от бизнеса. Смоделировать худший сценарий и убедиться, что и он не ударит реально по вашему выживанию. Даже если бизнеса не станет – вы останетесь. У вас достаточно знаний, опыта, ресурсов, чтобы обеспечить свою семью, сгруппироваться, если придется – начать заново.

Еще по ощущению безопасности бьют конфликты. Здесь, тоже важно смоделировать самые худшие сценарии и посмотреть – есть ли угроза физическому «Я». Изобьют? Убьют? Посадят в долговую яму? Продадут в рабство? Посадят в тюрьму? Если везде ответ «нет», то физической опасности нет. Опасность только экономическая. И если от экономической опасности бросает в холодный пот или вы на грани потери сознания, то здесь уже надо на психотерапию. Где-то в вашем детстве или даже в вашем роду подобная ситуация оказалась очень травматичной и вы эмоционально проваливаетесь в ту ситуацию, реагируете на ту травмы, а не на реальные сегодняшние проблемы. Реальность обычно не столь травматична. Особенно для взрослого человека (в отличие от ребенка). И что-то решать надо не столько с реальностью, сколько с нашими эмоциями. Все на психотерапию! ))

Психолог - г. Комсомольск-на-Амуре, г. Хабаровск, г. Амурск
Опубликовано: , 373 просмотра
К автору уже обратились 42 человека с сайта
Провел 54 онлайн консультации на сайте
Подписаться68
Подписаться68
Поделиться10СохранитьЕщё...

Комментарии

Спасибо за статью,всегда читаю Ваши статьи с удовольствием!
№1 | 16 мая 2017
Федяева Наталия Леонидовна
Врач-психотерапевт, Гештальт терапевт - г. Москва
Очень полезная статья)
Спасибо!
№2 | 16 мая 2017
Любимкин Роман Андреевич
Психолог - г. Комсомольск-на-Амуре
Бензин 4, Спасибо
№3 | 16 мая 2017
Карпенков Юрий Витальевич
Организатор тренингов - г. Москва
Любимкин Роман Андреевич писал(а):
руководитель может и должен «контейнировать», «амортизировать» их негатив.
Одна из его компетенций
№4 | 16 мая 2017
Мальцева Ирина Александровна
Психолог - г. Ростов-на-Дону
Роман Александрович, благодарю, что раскрыли важную тему!
№5 | 16 мая 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 88e66 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз