Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22393 специалиста из 831 городa
Скрыть

Адекватность. I. Нужно помогать людям и делать добрые дела.

От автора: Адекватность. Дневник занятий математического кружка.

Часть I. "Нужно помогать людям и делать добрые дела"

Эпиграф

В 50-х гг. XXв. в морских и океанских просторах ежегодно гибло 200 тыс. человек. Поиск потерпевших кораблекрушение продолжался неделю (редко десять дней). 

"Весна 1951 года. Раннее утро. Я мирно сплю в своей комнате при госпитале в Булони, внезапно раздаётся телефонный звонок:
- Дежурный интерн?
- Да. Что случилось?
- Кораблекрушение у мола Карно!
- Сейчас иду.
Ещё не подозревая всего трагизма катастрофы, я, чертыхаясь, натягиваю на себя одежду и поспешно спускаюсь в приемный покой. Здесь ещё никого нет. Швейцар рассказывает мне, что траулер «Нотр-Дам-де-Пейраг» из маленького порта Экиэм заблудился в тумане и налетел на конец мола Карно. [...] Двойная дверь распахивается настежь и, весьма гордый своей ролью, я выхожу вперёд... Этого зрелища мне не забыть никогда! Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали передо мной - все босиком и все в спасательных поясах".
Ален Бомбар, За бортом по своей воле. - М.: Государственное издательство географической литературы, 1958 г., - с.5.

НЕадекватность_01. Действия vs Декларация. 23.05.2017г.

Устойчивый штамп, вкладываемый детям в голову, гласит: "Нужно делать добрые дела". Дети смотрят мультфильмы и фильмы, где добро побеждает зло, читают сказки, где добро вознараждается, и утверждаются в мысли, что "добрые дела" делать надо.

Опрос детей показал, что абстракция "добрые дела" и жизнь - несовместивые понятия. Вопрос о том, какие конкретно "добрые дела" необходимо делать, ставит детей в ступор. В ответ на этот вопрос дети впадают в отчаяние и истерику и не соглашаются с тем, что "добрые дела", оказывается, это какие-то конкретные действия, которые могут сделать обычные дети.

Взять хотя бы сказку В.П. Катаева "Цветик-семицветик": девочка Женя встречает добрую старушку с цветочком, транжирит лепестки, закрывая желаниями свою глупость и жадность, и только последний лепесток улетает с толком - мальчик выздоравливает.

Вспоминаем на занятии эту историю, спрашиваю мальчиков: какой главный смысл этой сказки?

И.: - Эта сказка про бумеранг. Надо делать добрые дела. Теперь девочка с мальчиком пойдут к старушке, и она им еще один цветок даст.

Т.: - Нужно помогать людям.

Отлично. Прекрасные ответы! Ни о чем. Количество информации в ответах = 0. Количество фантазий превышает допустимый уровень.

Я: - Какие добрые дела можно порекомендовать делать всем детям, которые прочитают сказку "Цветик-семицветик"?

Молчание становится ответом. После молчания дети пытаются мне объяснить, что добрые дела - это Добрые Дела, а вовсе не выбрасывание мусора в специальные, предназначенные для мусора, урны.

Я: - Что вы умеете готовить?

И.: - Я варил пельмени.

Т.: - Лимонад.

Я: - Задание: вам нужно накормить семью  пельменями / напоить семью лимонадом. Что будете делать?

И тут стратегии разделились.

Действия

И.: - Надо пойти в магазин, купить пельмени, принести их домой, поставить кипятиться воду в кастрюле, посолить воду, бросить в воду пельмени, ... потом все придут и поедят.

Разговор о действиях 

Т.: - Не знаю. 

Я: - Может быть, надо пойти к маме, и сказать ей: "Лимонад прекрасно утоляет жажду!", потом пойти к бабушке и сказать: "Во всех семьях должны пить лимонад!". Потом пойти к папе и сказать: "Лимонад очень полезен детям и взрослым!". Так можно напоить семью лимонадом?

Т.: - Надо подойти к маме и сказать: "Хочешь лимонада?"

Я: - И тогда вся семья будет пить лимонад?

Т.: - Да.

Я:  - Я все верно поняла? Ты подходишь к маме, спрашиваешь: "Хочешь лимонада?" - и сразу после этого вся семья будет пить лимонад?

Т.: - Да.

Я: -  Еще раз задам вопрос: какие конкретно добрые дела вы рекомендуете делать людям?

И.: - Добрые. Помогать людям. 

Я: - Как именно помогать? Если кто-то ест конфеты, нужно ему помочь. Это и есть доброе дело?

И.: - Нет.

Я: - Какое же тогда дело считается "добрым"?

И.: - Когда помогают людям.

Разговор зациклился. Кроме того, что людям надо "помогать" и надо делать "добрые дела", в этот раз мы дальше никуда не продвинулись.

Сама идея того, что "добрые дела" - НЕ агитация, НЕ декларация, а действия, зело мальчикам не понравилась.
В этот раз они не могли придумать ни одного примера, совмещающего сформированную у них в картине мира фантазию о "добрых делах" и настоящей жизнью, где кто-то кому-то помогает.
Заключение

В 1952 году Ален Бомбар пересёк Атлантический океан (от Канарских островов до Барбадоса - 4,4 тыс. километров) на надувном плотике под парусом за 65 дней, питаясь планктоном и сырой рыбой, пил выжатый из рыбы сок и морскую воду. Удочек и сетей у него не было.

65 дней без еды, один, на надувном плотике.

Итог: 10 тыс. потерпевших кораблекрушение написали Алену Бомбару: «Если бы не Ваш пример, мы бы погибли».

 

Начало дневника: Адекватность. Введение.

Братчикова Надежда Владимировна
Опубликовано на сайте: ,  114 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог, Преподаватель математики — г. Санкт-Петербург
Другие статьи автора:

Комментарии

Смородинская Ксения Сергеевна
Психолог, Семейный психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо за статью!
№1 | 24 мая 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов d5879 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз