Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27405 специалистов из 931 городa
Скрыть

Психолог-перевоспитатель или дети не по адресу

От автора: Откуда берутся хорошие дети? Просто повезло родителям, разумеется.

Вся неделя моя была очень насыщенной. Так выпало, что изо дня в день я погружалась в воспитательный аспект развития ребенка. Изначально противоречие в моей голове оформилось около года назад, когда в консультировании я столкнулась с подменой проблемы обычной невоспитанности ребенка, подмененной некими туманными психологическими сложностями.

Думаю, тут со мной согласятся, в большей мере, педагоги-психологи. Такие дети умело манипулируют своими родителями, хорошо воздействуют на чувство вины и неуверенность последнего. А родители, активно погружаясь в чувство вины соединяют в причину и следствие совсем не то, что надо.

Мы пришли к тому историческому моменту, когда родитель боясь причинить своему ребенку психологический дискомфорт, полностью освобождает последнего от тяжести бытия и какой-либо ответственности, границ и…мучается сам от того полуфабриката будущего взрослого, который уже намечается.

Если в дошкольном детстве это не так очевидно и маленький тиран, не ставящий никого и ни во что -  еще пока не приносит какого-либо морального убытка относительно отдаленным окружающим, то ближе к среднему подростковому возрасту мы получаем нечто неуправляемое по какому-то параметру. Эти дети зажигают везде - кто дома, кто в школе, кто где, а если совсем точно – вообще где захотят.

В работе с такими клиентами я обычно чувствую некоторую растерянность, потому что вместо ожидаемой психологической диагностики и коррекции, я веду сугубо педагогические занятие. А именно – разъясняю правила элементарной вежливости – по поводу перебивания и отвлекания родителей. Повторю – средний школьный возраст. И мамам – о том, что вот «конкретно эта фраза – манипуляция» и т.д. В зависимости, конечно, от описываемых ситуаций.

Но и что интересно – почему такие мамы из года в год слушают россказни своих детей, пропитываются негативным настроем к педагогам, но при этом !!! не ходят в школы, не поднимают конфликтных вопросов, то есть превращаются в эдаких домашних союзников своего ребенка, от которого, между прочим, людям нехорошо уже за пределами семьи.

В какой момент поп-психология, проникшая во все сферы жизни, превратилась не во вспомогательный инструмент, а в балласт абстрактных знаний, на практике применяемых если не во вред, то никак. Но под лозунгом «не травмируй». А ребенок, без промедления,  стал руководить родителями.

«Нужно обеспечить связь свободы и добра », говорил Василий Васильевич Зеньковский. И был прав, потому что не будет никакой личности, не будет никакой травматики, не будет никакой коррекции и никакой психотерапии с человеком, который элементарного не понимает – что хорошо, а что плохо, и не способен внутри себя оценку дать тому, что делает, говорит.

Я очень благодарна родителям, которые готовы слушать и менять свои стратегии поведения, которые осознав величайшее поле непаханное внутри личности своих детей, готовы все же попытаться все исправить. Додать то, что не додали, дочитать, доиграть, доработать, перевоспитать в конце концов. Но сколько тех, кто бегает от психолога к психологу, от учителя к учителя и так далее по жизни -  сфантазируйте сами.

Итак, что является критериями невоспитанности лично для меня:

- Истерики по поводу недопониманий и несогласий со своей персоной, подобная реакция на любые попытки выстроить границы, метод взрыва в борьбе с разного рода «нет» и «нельзя»;
- Несамостоятельсность в бытовых вопросах, бесконечный террор родителей по любому поводу (принеси-подай);
- Негативизм (наличие незначительной проблемы, но отказ от любого предложенного решения);
- Вечная профанационная занятость («ой, еще уроки», «ой, еще минутку», «ой, забыл/а – надо сделать.», а в итоге палец о палец не ударивший ребенок получает все готовое от окружающих, которые устали ждать);
- Неуважение к взрослым, критика, ожидание преклонения (когда Марья Иванна пусть сама первая извинится, и тогда я так и быть, на физ-ру ходить начну);
- Манипуляции на чувстве вины родителей («я не меняю носки пятый день, потому что вы с папой развелиииись»);
- Необязательность при полном отсутствии критики к своему поведению. Способность опоздать, не прийти, подвести весь коллектив и не прийти на выступление, потому что «настроения нет» и т.д.;

Наверное, можно выделить еще какие-то пункты. Но тут я попрошу коллег обозначить свой взгляд.

И все же для меня остаются ключевыми вопросы – куда мы? 

*Мы боимся ограничить свободу ребенка, но в итоге жертвуем своей собственной свободой.

*Мы хотим сберечь ребенка от травм, а в итоге наносим ему травму на всю жизнь, потому что врагу не пожелаешь той жизни и тех отношений, которые ожидают этого человека в будущем.

*Мы  совсем разучились отличать главное от второстепенного, потому что так много всего стало на поверхности, что мы уже уверены, что и так все давным-давно знаем.

 Мы можем неправильно решить самую главную задачу в жизни!

 Но именно мы точно можем все исправить!

К автору уже обратились 5 человек с сайта
Провела 3 онлайн консультации на сайте
Опубликовано на сайте: ,  236 просмотров

Комментарии

Асоев Рустам Валерьевич
Психолог - г. Донецк (Украина)
Сложная тема. Работаешь на практике со всеми, еще и совмещаешь несколько ролей: психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д., с визитами домой и обследованием жилищных условий.
№1 | 8 декабря 2017
Наталия Владимировна Ковалёва
Врач-психотерапевт, Детям подросткам семье - г. Омск
Подпишусь под каждым тезисом. Родители не понимают, где психология, где коррекционная педагогика, а где элементарные этические нормы должны быть. Ведут детей к психологам учить. Чтоб научил уважать, быть благодарным, вежливым, воспитанным. А сами своё поведение не видят. Родителям можно, а ребёнка у психолога "полечим".
№2 | 8 декабря 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 5bfac Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз