Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30422 специалиста из 983 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Эмоциональное выгорание у подростков с сахарным диабетом 1 типа.

От автора: Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания родителей и детей при длительном хроническом заболевании - Сахарном диабете 1 типа.
Жалобы на эмоциональное выгорание как у родителей так и у ребенка после первого года жизни с диабетом весьма распространенная ситуация по частоте обращений за психологической помощью. В первый год психологическая поддержка детей с СД 1 типа и сопровождение семей очень важна. Год это некий рубеж, самое кризисное и трудное время, ведь в течение первого года идет сложный процесс адаптации и принятия ситуации у всех членов семьи.

Эмоциональное выгорание у подростков с сахарным диабетом 1 типа

Первые 3-4 месяца у подростков и иногда у родителей (особенно если есть «медовый месяц») могут сохраняться иллюзии, что возможно врачи ошиблись, все наладится и диабет исчезнет. Но проходит полгода, год и ничего не меняется, а психологические и физические ресурсы в постоянной мобилизации истощаются, и неизбежно накапливается усталость. Надежда может сменяться разочарованием, обидой, злостью, сниженным фоном настроения, апатией и нежеланием что-либо делать вообще... Тяжело принять и ребенку и его родителям тот факт, что пока это ситуация из разряда «навсегда». Но я верю, что придет время, когда диабет научатся не только успешно компенсировать, но и излечивать целиком.

         Особенность старта диабета в подростковом возрасте заключается в том, что это сам по себе кризисный момент. Это период интенсивного роста и изменения тела, гормонального становления, перестройки работы всех органов и систем. А тут еще и диабет... Подросток кардинально меняется и в физиологическом, и в психологическом, и в социальном плане. Диабет сложно контролируется – слишком много переменных и гормональных скачков в связи с половым созреванием. Психологически этот период знаменуется глубокими философскими вопросами о собственной личности и окружающем мире: Кто Я? Зачем я живу? Куда я иду? Чего я хочу на самом деле? Ко всему прочему при диабете добавляется и болезненный вопрос «Почему Я? За что мне все это?»

         Подросток - это уже не ребенок, но и еще не взрослый. Для подростка становиться наиболее важной сфера общения в кругу друзей, поиск своего места в компании сверстников и принятие в ней, потребность заявить о себе. Это период взросления и становления, отделения от родителей, поиск себя и своей личной жизненной позиции, самоутверждение. Особенно актуальная тема - это желание получить как можно больше свободы и снять ограничения, выйти из-под контроля. А поддержание хорошего самочувствия при диабете как раз заключается в каждодневном контроле за сахаром в крови, ограничениями в питании, необходимости делать замеры и инъекции в любом месте и в любое время, в частности в школе и на прогулке. Я бы сравнила эмоциональную нагрузку подростка с диабетом с сеансом напряженной одновременной игры шахматиста с 4-5 игроками на их поле одновременно...

         Как же быть родителям с подростком – где найти баланс, чтобы не выгореть и дать поддержку подростку? Настало иное время – строить отношения и общение по-другому – отпускать и доверять, найти баланс между свободой и ограничением. Подростковый возраст ребенка - это время родителя сдавать экзамен на собственную зрелось и состоятельность.  

         Давайте разберемся, что такое эмоциональное выгорание? Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Состояние похожее на хандру. Можно сказать, что эмоциональное выгорание всегда в той или иной степени проявляется при длительных хронических заболеваниях. Особенно в случае с диабетом, когда человек прилагает каждодневные усилия для сохранения ровного сахара крови, вынужден делать уколы, мерить сахар, считать ХЕ, регулярно вести записи. К выгоранию при СД 1 типа также могут привести разочарование из-за того что вкладывается слишком много усилий, но не получается добиться ровных показателей, нет стабильности компенсации. А также из-за регулярных и не очень приятных болезненных процедур: телесный дискомфорт из-за необходимости уколов, проколов пальцев или ношения инсулиновой помпы... Да и вообще необходимость постоянно быть привязанным к жесткому графику приводит к мысли того, а где же моя жизнь и свобода за всем этим???

         Как поступать с «выгоревшем» человеком? Также как бы вы поступили с усталым странником после долгого пути. Ему просто необходим отдых, домашняя еда, поддержка близких, теплота и сон, возможность рассказать о своем пути и трудностях. Это словно бы возможность остановиться, вернуться в самое начало, обнулить и найти точку нового начала. А еще найти новые цели и силы двигаться вперед. Ибо дорогу осилит идущий при поддержке и любви близких. 

Что могут сделать родители, чтобы помочь подростку? Итак:

  • ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. В подростковом возрасте добиться устойчивой компенсации сложно – даже если вам кажется, что вы учли все факторы. Не надо ожидать идеальных сахаров – надо понять то, что происходит и предпринимать необходимые адекватные меры. Лучше всего иметь памятки перед глазами о том, как поступать в критических ситуациях при гипогликемии и как менять инсулинотерапию при разных уровнях сахара крови. Такие памятки-алгоритмы разрабатываются совместно с врачом в процессе терапии и наблюдения.
  • В ЧЕМ ПРИЧИНА? Постараться понять, с чем именно связана эта апатия или тяжелые чувства, мысли? Это могут крайне разнообразные причины – от усталости от каждодневных процедур, необходимости сдерживать себя в своих желаниях по питанию до переживаний как сказать мальчику, который нравиться о своем диабете. Поэтому важно выяснить, что именно лежит за этим состоянием, и в какие моменты оно особенно сильно проявляется. Тогда можно понять, в чем именно подростку требуется помощь.
  • СПОКОЙСТВИЕ И ВЫДЕРЖКА. Замеры сахара должны быть оправданными по количеству, времени и тому, что за замерами следуют адекватные уровню сахара меры. Важно не причитать, не впадать в отчаяние или панику из-за цифр. Принять, предпринять нужные меры и идти дальше. Не ругать и не обвинять ребенка в неправильных действиях, а помочь скорректировать их. В каждой непонятной ситуации садиться за стол переговоров в спокойной и доброжелательной манере. Посмотреть записи, проанализировать тенденции, найти алгоритм коррекции самостоятельно или с помощью лечащего доктора. Хвалить за успехи в управлении диабетом и ситуацией, сосредоточить внимание на успехах ребенка – подчеркивать их ценность, обозначать.
  • ВРЕМЕННО РАЗДЕЛИТЬ ЗАБОТЫ. Разобраться и помочь подростку с тем, с чем тяжелее всего справляться, а какие-то обязанности закрепить «за ним». В 11-12 лет у подростка еще нет психологической готовности взять ответственность за свой диабет на себя, но и не стоит недооценивать его возросшие возможности.
  • Я ТЕБЯ СЛЫШУ И ПОНИМАЮ. Любой человек имеет право устать, и открыто сказать о своих негативных чувствах по этому поводу (злость, раздражение, вина, напряжение, усталость, гнев и т.д.). Можно спросить, глядя подростку в глаза: «Расскажи, что ты чувствуешь?» Когда подросток обозначит свои чувства, можно сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты злишься (раздражаешься или назвать любое другое чувство, возникающее у ребенка), я вижу, как тебе тяжело делать инсулин и мерить сахар каждый день, вести записи. Но иных вариантов чтобы поддерживать себя в хорошей форме, пока нет. Ты очень мужественный и сильный человек. Я рядом и всегда готова разделить с тобой твои трудности. Я тебя очень люблю, и вместе мы преодолеем любые сложности. Что я могу сделать для тебя прямо сейчас?». Для подростка важно видеть и ощущать родителя как старшего друга, доброго и понимающего наставника, а не ментора. Также важна возможность быть услышанным и правильно понятым, выговориться, и получить поддержку и внимание.
  • МЕТОДЫ СНЯТИЯ СТРЕССА И НАПРЯЖЕНИЯ. Поддерживать режим дня, баланс сна и бодрствования, не перегибать с учебой, добавить легкие физические нагрузки или прогулки. Также отлично снимает стресс и напряжение занятия йогой, медитации, техники расслабления, массаж, бассейн, ароматерапия.
  • ДИАБЕТ ЭТО НЕ ВСЯ ЖИЗНЬ. Найдите больше сфер, не заполненных только тревогами и заботами о диабете. Важно, чтобы у ребенка было любимое занятие, хобби, дело в котором он бы мог проявить себя, почувствовать успех и собственную значимость. Желательно сохранить спорт и любую другую активность во внешнем мире, которая была у ребенка до диабета. Сохранять и приумножать семейные традиции, путешествовать, ходить на выставки и в театры, музеи, регулярно узнавать или открывать для себя что-то новое. Важно продолжать жить активно и полноценно, не давая диабету поглотить вашу жизнь и жизнь ребенка целиком. Отведите ему свое пространство, достаточное, но не глобальное. Все решаемо, главное найти баланс и принять ситуацию.

         При метафорической работе с психологическим выгоранием, на ум приходит образ птицы Феникс. Легенда о птице Феникс встречается и у жителей Китая и Японии, и у американских индейцев, и у жителей дельты Нила. Птица Феникс похожа на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением, подобно языкам пламени или ярким лучам солнца. Предвидя опасность или смерть, Феникс сжигает себя, возрождаясь из пепла вновь и вновь. Как метафора Птица Феникс являет нам пример вечного сияния, обновления и бессмертия.

         В сложной ситуации родителям подростка с диабетом желательно получить профессиональную помощь психотерапевта. Специалист поможет подростку отреагировать негативные эмоции и чувства, понять себя и свои желания, наметить путь выхода из кризиса, стать целостнее, найти ресурсы и повзрослеть. Для взрослых же открывается возможность по-новому взглянуть на ситуацию, понять переживания ребенка, стать более эффективным во взаимодействии с ним. И словно птица Феникс - восстановить свое эмоциональное равновесие и обновиться.

 

 

Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Опубликовано: , 2354 просмотра
Подписаться20
Подписаться20
Поделиться55СохранитьЕщё...

Комментарии

Врублевская Юлия Юрьевна
Психолог, Клинический психолог - г. Курск
Замечательная статья! Большое спасибо!
№1 | 12 января 2018
Созончук Елена Викторовна
Психолог, Нейропсихолог - г. Санкт-Петербург
Очень важная статья для больных диабетом. Благодарю!
№2 | 12 января 2018
Куракина Тамара Николаевна
Психолог, Семейный психолог онлайн-психолог - г. Самара
Спасибо за статью!
№3 | 12 января 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Екатерина Евгеньевна, Благодарю за отзыв и прочтение!
№4 | 12 января 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Куракина Тамара, Спасибо. И вам спасибо, что читаете)
№5 | 12 января 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Созончук Елена, спасибо за высокую оценку.
№6 | 12 января 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Врублевская Юлия, спасибо Вам!
№7 | 12 января 2018
Баена Марина Евгеньевна
Психолог, Консультант - г. Комсомольск-на-Амуре
Спасибо, важная тема. Это особенно трудно, если СД диагностируется в самый разгар подросткового кризиса.
№8 | 15 января 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Баена Марина Евгеньевна, да, это не просто. И родителям нужна порой поддержка больше, чем самим ребятам.
№9 | 16 января 2018
Спасибо большое за Ваши статьи, читаю уже не первую.
В ноябре прошлого года я и мои родные столкнулись с СД 1 типа у подроста 13 лет (мой племянник).
До того как обнаружили заболевание он был жизнерадостным, достаточно контактным и послушным мальчиком, мы еще даже не столкнулись с какими-то проблемами переходного возраста. Он отличник, занимается в художественной школе и решил еще с совсем детских лет стать архитектором. После установления диагноза с ним стало очень тяжело, помимо того, что и так все не просто переживают этот сложный период, он выматывает нервы всем в край, смысла дальнейшей жизни не видит, на все теперь у него есть какие-то отговорки (которых раньше не было никогда). Я понимаю, что психологическая помощь нужна уже не только ему, но и родным, его маме и бабушке. они живут в станице в Краснодарском Крае, там конечно никакой психологической помощи ни в больнице ни в школах нет и близко. Может Вы сможете посоветовать специалиста в Ростове-на-Дону или Краснодаре, или консультации по скайпу. Помогите пожалуйста, очень переживаю за родных.
№10 | 6 февраля 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Александра, добрый день! Понимаю вашу ситуацию, конечно она непростая. Мальчик талантливый, обязательно нужно помогать и в первую очередь родным и близким. Так как сейчас от их состояния многое зависит в общении и в том, что они транслируют подростку. Видимо, он растет без отца, так как вы указали, что помощь нужна его маме и бабушке? То, что не видит смысла в дальнейшей жизни - это конечно указывает на тяжелые эмоциональные переживания, кризисное состояние.Я могу предложить вашим родныи мама и бабушке психологическую помощь по скайпу, если есть такая возможность, есть интеренет. Для мальчикая попробую через нашу группу психлогов на ФБ спросить контакты граммотного специалиста в Ростове-на-Дону или Краснодаре. Напишите мне на почту [email protected], я отправлю вам полезные книги для родных. Есть ли у них возможность читать мои публикации?
№11 | 7 февраля 2018
Мосина Екатерина Сергеевна
Психолог, Сказкотерапевт - г. Москва
Alexandra 13, Я нашала вам двух хороших специалистов. Один Это Вера Суркова, Ростов-на Дону, кризисный психолг, граммотный специалист.По ссылке профиль Веры Сурковой на ФБ https://www.facebook.com/ .... » Она написала мне, что уезжает через 10 дней на три недели. Если вы готовы подождать, то позвоните ей и свяжитесь лично. Телефон: 89198819551; И еще один специалист откликнулся Ее анкета вот здесь: https://www.b17.ru/belodeva/ Работает с подростками. Пишите мне на почту: [email protected], сброшу книги и материалы, договоримся о скайпе для ваших близких.
№12 | 8 февраля 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий d3a7d Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз