Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24953 специалиста из 882 городов
Скрыть

Социокультурная «арт-адаптация» личности подростка.

От автора: Способ арт - адаптация нацелен на решение задачи социокультурного развития подростка, раскрытие творческого потенциала, определение ценностных ориентиров, образовательные задачи решаются опосредованно.

Социокультурная «арт-адаптация» личности подростка.

Подростковый этап развития является сложным периодом для формирующейся личности, так как происходит смена физического и личностного восприятия себя и окружающего мира. Детский  жизненный опыт ограничен переживаниями семейных и школьных отношений, которых недостаточно для решения новых возникающих проблем, что приводит к дезориентации подростка в социальной  среде. Психолог Д.И. Фельдштейн называет первую стадию подросткового возраста (10-12 лет) «локально-капризной» и подчеркивает, что именно в этом возрасте «преобладают ситуативно-обусловленные эмоции, наиболее низка самооценка, нередко выраженное неприятие себя (34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики), наиболее высок, по сравнению с последующими стадиями отрочества, процент учеников с депрессивной направленностью личности» (Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994). Исследователи этого возраста отмечают, что в школе у них наблюдается наибольшая неровность в усердии и успешности,  самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость и забывчивость.

Исследования письменных работ и наблюдения за подростками показывают, что у учеников возникают противоречивое ощущение себя в окружающем мире. Девочка подросток пишет: « … хочу обладать сверхъестественной силой, чтобы быть особенной. Я хочу быть важной, нужной  для людей, но почему-то  все на меня смотрят и видят мои недостатки.  Хочу, чтобы меня любили просто так, потому что «Я» есть. Мне больно если мои «хочу» не сбываются. «Кто я?;  Для чего я здесь?» … (Новицкая Даша 12 лет). В данных строках просматривается тревожность порожденная «внутренним конфликтом». Часто воспитание подростков в семье и школе  сводится к назиданиям взрослых, что приводит к противоречиям, не имеющим достойного разрешения. Личность подростка требует особого внимания педагогов и психологов, направленного на помощь  формированию его «Я - концепции», включение его в контекст социокультурной среды. Психолог Е.А.Сергеенко пишет: «Социальный критический переход от детства к отрочеству считается как достижение социальной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры.» (Сергиенко Е.А. Биологические особенности развития в подростковом возрасте. Психология подростка. Под редакцией А.А.Реан. Сан- П., - М., 2004. - С. 11.) Формирование социальной зрелости подростка приходится на период обучения в средней школе, поэтому образовательные и воспитательные процессы на этапе «критического перехода от детства к отрочеству» должны строиться в соответствии с социальными приоритетами  и культурными традициями современного общества.

Гармоничное уравновешенное состояние личности определяется самодостаточностью соответствующей природному потенциалу, физиологическому и психологическому состоянию, проявленному в личностных качествах подростка. Особенностью подросткового возраста можно назвать сосредоточенность личности на поиске новых форм презентации себя в обществе. Данный процесс требует от подростка исследования   личностных качеств с целью социокультурной адаптации и часто сопровождается переживанием внутренних конфликтов.

Одной из форм работы с подростками, направленной на  социокультурное развитие личности, является предлагаемый нами  способ атр-адаптации учащихся в образовательной области «Искусство». Данный способ позволяет обучать и воспитывать школьников в условиях интеграции различных видов искусства, учитывая психологические особенности подростков, а также создавать ситуации способствующие разрешению внешних и внутренних конфликтов в условиях творческой деятельности, что постепенно развивает и гармонизирует восприятие окружающего мира  личностью. Ю.М. Лотман писал: «Искусство — наиболее развитое пространство условной реальности. Именно это делает его «испытательным полигоном» для сферы умственного эксперимента и, шире, для исследования процессов интеллектуальной динамики». (Лотман Ю. М.  Культура и взрыв. Семиосфера. — С.-Петербург, 2000. — С. 149.  http://kafedra.inpsy.com/res_ru/0_hfile_1844_1.doc). Способ арт-адаптации предполагает формирование личности подростка в творческой деятельности, с позиции исследования личностного отношения к окружающему миру через художественные образы.  Творческий процесс в области искусства раскрывает  личностные особенности и качества учащихся, позволяет соотнести ценностные ориентиры подростка с общечеловеческими культурными ценностями.

Сфера искусства можно назвать кладом человеческих состояний души. В его содержании  закреплены определенные стереотипы поведения личности в определенных культурных традициях и общественных условиях. Искусство во всех его видах: демонстрирует результаты различного восприятия окружающего мира, исследует новые формы преображения окружающей среды, раскрывает  противоречия межличностных социальных отношений. Пьесы, по закону жанра, содержат «конфликт» между героями, в каждой картине есть некая история  (персонажа на портрете, предмета в натюрморте, состояние природы в пейзаже). Художник, создавая свое произведение, ищет способ раскрытия своего видения разрешение «конфликта» и понимания мира. Поэтому искусство позволяет адаптировать мыслящего зрителя к новым способам понимания, восприятия окружающего его социума и пространства. Любая область искусства раскрывает творческий потенциал личности, позволяет найти «ресурсы» и исследовать самого себя,  формируя новую «Я-концепцию» личности подростков.

Именно образовательная область «Искусство» позволяет формировать личность с культурными ценностями, обусловленными целям общественного развития, способное реализовывать свой природный творческий потенциал.

Один из возможных путей гармоничной социокультурной адаптации подростка является творческий процесс в образовательной области «Искусство». Как пишет М.Ю. Лотман: «Искусство является средством познания и, в первую очередь, познания человека… Что следует разуметь под выражением «познание человека»?  Сюжеты, которые мы определяем этим выражением, имеют одну общую черту: они переносят человека в ситуацию свободы и исследуют избираемое им при этом поведение. Ни одна реальная ситуация — от самой бытовой до наиболее неожиданной — не может исчерпать всей суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих сущность человека, его природные задатки. Искусство переносит человека в мир свободы и этим самым раскрывает варианты возможных поступков… Творческий процесс предполагает условность и обнаруживает потенцию, заложенную в человеке, так же дает свободу самовыражения, тем самым снимая напряжения и гармонизируя личность подростка».  (Лотман Ю. М.  Культура и взрыв. Семиосфера. — С.-Петербург, 2000. — С. 131.  http://kafedra.inpsy.com/res_ru/0_hfile_1844_1.doc).

Творческое занятие нацеленное на исследование и творчество в области искусства (изобразительного, музыкального, литературного, театрального) обладает «арт-терапевтическим эффектом» если соответствует личностному запросу подростка, при этом у ученика появляется  обновленное осознание себя, и последующее встраивание своего «Я» в контекст изучаемого культурного пространства. «Арт-терапевтический эффект» на творческом занятии в области  искусства - это сильное впечатление, произведенное кем-либо, чем-либо  на личность, позволяющее открыть новое понимание себя в окружающем мире. В образовательной области «Искусство» «арт-терапевтический эффект» является мотивом  для приобретения знания, а в дальнейшем и умения, поскольку  у подростка появляется потребность донести до окружающих свое понимание себя и окружающего мира с помощью искусства, а следовательно, и изучить язык искусства, который позволяет это сделать образно и выразительно. Данный эффект можно сравнить с «катарсисом», или с творческим прозрением.

Исследователь М.С.Бережная определяет социокультурную адаптацию как механизм приобщения человека к культуре и обозначает «катарсис» как важнейшую область мотивации развития личности в искусстве. (Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. М., 2007.- С. 41, 129.)  Термин «катарсис» используется в областях знания по эстетики, психологии искусства, психоанализе, арт - терапии. Данный термин в учении о трагедии Аристотель обозначает как душевную разрядку, Л.С.Выготский в «Психологии искусства» (1925г.) определяет его как уничтожение неприятных аффектов подвергающихся некоторому разряду, уничтожению (под воздействием искусства) и возникновению эстетической реакции, арт-терапевты определяют его как внутренний «ресурс», позволяющий гармонизировать состояние личности. «В психологии, этим термином обозначается разрядка (снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний и воспоминаний» (Современный психологический словарь. Под.ред. Б.Г.Мещерякова В.П.Зимченко. Санкт-Петербург 2006. С. 167.) Арт-терапевты используют модальности различные виды искусств в целях психотерапии. Состояние «катарсиса» способствует «децентрации» личности и последующему разрешению «внутреннего конфликта». Децентрация – способность преодолеть свой эгоцентризм, принять в расчет другие возможные точки зрения (ключевое понятие Ж.Пиаже). В работах Ж.Пиаже и его последователей децентрация рассматривается главным образом как один из факторов социализации детского мышления.

   Одним из механизмов решения внутренних подростковых конфликтов, является социализация по способу арт-адаптации, позволяющая смягчить тревожность и гармонизировать эмоциональное состояние в условиях «арт-терапевтического эффекта» искусства, основывающегося на свойствах катарсиса, позволяющих снять напряжение и тревогу вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, желаний, а так же удовлетворения творческим процессом. Так как образы искусства отражают авторский творческий поиск ответов на общечеловеческие вопросы;  на раскрытие эмоционального состояния личности; на восприятие художником  социума; на фиксацию и преображение природы в эстетические формы искусства, то погружение в область искусств позволяет подростку соотносить, исследовать, анализировать в данном контексте свое состояние души. Социализация по способу арт-адаптации способствует активизации творческого потенциала и дальнейшей творческой деятельности в условиях «высокой чувствительности с низким уровнем умений» (термин арт-терапевта, профессора Паоло Книлла)  подростка, что позволяет раскрытию волнующей проблемы через образы искусства не обладая профессиональными навыками, и приводит к «арт-терапевтическому эффекту», способствующему поиску внутренних «ресурсов». Эстетический отклик  окружающих позволяет посмотреть на личностные проблемы в другом ракурсе, оценить себя в свете восприятия другого человека.

Основой способа арт-адаптации является проблемная ситуация, нацеленная ассоциативное восприятие в условиях интеграции различных видов искусств, базирующаяся на художественном символе и личном опыте учащегося. В творческой проблемной ситуации заложено противоречие - различное представление об изучаемом объекте исследования, способствующее пробуждению  внутреннего «мотивирующего конфликта», включающее в себя осознание неполноты собственного знания или несоответствие своего старого понимания вопроса и переход к новому представлению о предмете. Данное противоречие мотивирует ученика к рождению нового образа или нового понимания объекта исследования, что способствует выходу из проблемной ситуации и первому этапу разрешения «внутреннего конфликта». Подобное разрушение имеющихся понятий и образов происходит при условии «мотивирующих конфликтных» ситуации, задуманных педагогом. Такой педагогический замысел схож с созданием драматургического конфликта, в котором «герой произведения» не может дальше жить как прежде, ему необходимо что-то изменить. Данная ситуация в драматургии названа «кульминацией», она схожа с состоянием «внутреннего конфликта». Если представить этот процесс в рамках творческого занятия по искусству, где героем является подросток, можно ярко осознать насколько непредсказуемыми могут направления исследования объекта, какие разнообразные могут возникнуть образы. Задача педагога при подготовке творческого занятия подобрать материал в живописи, музыке, литературе, киноискусстве разворачивающий проблематику вопросов подростка и предложить исследовать данный объект творчески. На творческих занятиях активизируется восприятие, мышление, фантазия, воображение учащегося, что способствует раскрытию его ценностных ориентиров и определению его творческих потенциальных возможностей. Образ, рожденный на занятии, фиксируется в творческом продукте (эскиза, этюда, черновика стихотворения, зарисовки танца и т.д.).  Творческий продукт, является одним из показателей уровня социальной арт-адаптации личности подростка.  Способ арт - адаптация нацелен на решение задачи социокультурного развития подростка, раскрытие творческого потенциала, определение ценностных ориентиров, образовательные задачи решаются опосредованно. Важно, что способ арт – адаптации, обладает мотивирующим потенциалом к дальнейшему профессиональному обучению в той или иной области искусства.

Список литературы.

1.Бережная М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. М., 2007.- С. 41, 129.

2.Выготский Л.С. «Психология искусства» 1925г.

3.Лотман Ю. М.  Культура и взрыв. Семиосфера. — С.-Петербург, 2000. — С. 131.  http://kafedra.inpsy.com/res_ru/0_hfile_1844_1.doc.

4.Мещерякова Б.Г. Зимченко В.П. Современный психологический словарь. Санкт-Петербург 2006. С. 167.

5.Копытин А. И. «Арт-терапия как совокупность здоровьесберегающих технологий в системе образования». (http://www.art-therapy.ru/art_therapy/23/).

6.П. Книлл, Х.Н. Барба, М.Н.Фукс Менестрели Души. Интермодальная терапия выразительными искусствами( по книге Paolo J.Knill,Helen N.Barba,Margo N.Fuchs "Ministrels of Soul" Intermodal Expressive Therapy, Toronto, Palmeston Press,1993, перевод Анны Пайковой). Московский Психотерапевтический Журнал. 2005. №4.

7.Сергиенко Е.А. Биологические особенности развития в подростковом возрасте. Психология подростка. Под редакцией А.А.Реан. Сан- П., - М., 2004. - С. 11.

8.Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. – Луганск.1990.

 

Новикова Наталья Алексеевна
Опубликовано на сайте: ,  90 просмотров
Получить консультацию автора
юнгианский аналитик — г. Москва

Комментарии

Пашков Николай Александрович
Врач-психотерапевт, Консультант - г. Нижний Новгород
интересно написано,спасибо
№1 | 13 января 2018
Анохин Андрей Михайлович
Психолог, Педагог - г. Стерлитамак
Спасибо за материал. Интересно.
№2 | 13 января 2018
Юлия Викторовна Пономарева
Психолог, Семейный детский антистресс - г. Киров
интересный материал, спасибо!
№3 | 13 января 2018
Морозов Виктор Васильевич
Врач-психотерапевт, Онлайн-консультант - г. Белгород
Интересная Тема! Наталья Алексеевна, спасибо Вам за публикацию!
№4 | 14 января 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 9c897 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз