Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30090 специалистов из 978 городов
Скрыть

Особые дети: социализация, обучение, отношение

От автора: Прочитала статью Оксаны Танковой «Инклюзия – обман в системе образования». Вспомнила практику в спецшколах разного профиля и свою презентацию на тему инклюзивного обучения на четвертом курсе университета, когда это было только модным европейским веянием, не введенным на практике. И уже тогда вопросов возникало больше, чем существовало ответов.
И не смотря на то, что живем мы с автором статьи в разных странах постсоветского пространства, проблемы инклюзивного обучения остаются общими.



Речь в статье пойдет о детях с умственной отсталостью, т. к. люди с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата легче принимаются всеми слоями общества.

Презентация моя была о том, что перед тем, как вводить инклюзивное обучение необходимо подготовить общество к интеграции детей, которые до сих пор находились вне поля зрения обычных людей. Какое отношение сформировалось, к примеру, к умственно отсталым детям? Насмешки, анекдоты про детей Даунов, страх агрессии и непредсказуемого поведения от личностей с нарушениями в развитии. И для изменения такого стереотипного отношения необходимо время, множество мероприятий, информирующих об особенностях детей с различными нарушениями развития и возможность общаться с ними вне учебного заведения.

Особые дети социализация обучение отношение

Подготовка учителей

Учителя и воспитатели тоже люди. Им не чужды стереотипы общества. И с появлением в классе особого ребенка у них может выстреливать человеческая реакция. У моего младшего сына в классе непродолжительный период времени учился ребенок, который внешне и по поведению отличался от других детей. В первую очередь на это обратила внимание учительница. А затем родители остальных детей. Педагог с ужасом сообщила диагноз: задержка психомоторного развития, так, как будто это нечто ужасное. Если бы она была больше осведомлена в этом вопросе, что не является ее компетенцией, и в чем нет ее вины, она бы понимала, что это не такой страшный диагноз. ЗПР не является умственной отсталостью и при надлежащей коррекционной работе во многих случаях полностью преодолевается к 12 годам. Настороженное отношение возникает от незнания, от невозможности помочь ребенку, от страха неизвестности. Закончилось тем, что ребенка выжили из класса. Если бы учитель был подготовлен психологически и профессионально в области специальной педагогики, события, возможно, развернулись бы иначе.

Родители

Родители тоже люди. Они не информированы, они боятся за своих детей. Их пугает неизвестность, по незнанию они боятся агрессии особого ребенка. Учителя и родители вербально и невербально транслируют свои опасения детям. И дальше,  как следствие, одноклассниками и преподавателем, вполне нормальная реакция ребенка - гнев в ответ на издевательства, трактуется как отклоняющееся поведение. А до того, как взрослые начали свою кампанию, дети замечали в мальчике доброту, простодушие, желание дружить и помогать одноклассникам.

Что же говорить об умственной отсталости? В нашем обществе двойные стандарты по отношению к такому нарушению развития. С одной стороны во время беременности женщины сдают различные анализы на генетические отклонения. И наличие у нерожденного ребенка такого нарушения, как например, синдром Дауна является показанием к искусственному прерыванию беременности. Это ни хорошо и не плохо. Это личный выбор каждого. А если этот ребенок все-таки рождается, под личную ответственность родителей, у него каким-то чудом появляется множество прав и льгот. Здесь уже заложен конфликт. И ждать от мам обычных детей, которые эти анализы сдавали или, что еще страшнее, прерывали беременность по результатам анализов, хорошего отношения к детям с нарушениями в развитии очень сложно.

Следовательно, готовить к появлению в классе/школе особых детей надо изначально учителей и родителей. Так как, даже если воспитывать у учащихся уважительное отношение к особым детям, они все равно будут транслировать отношение, принятое и озвученное в семье.

Дети

У детей и подростков слова «даун», «имбицил», «дебил», что уж греха таить, используются как обзывательства, и происходит это не одно десятилетие. Нередко случается, что и учителя,  используют эти термины в общении с учениками. И как людям с такими установками позволить беспрепятственно существовать рядом с собой даунам имбицилам и дебилам? Нужно время и грамотная работа в этом направлении.

Учащихся общеобразовательных классов следует информировать о том, что основным отличием детей с умственной отсталостью является предел развития интеллекта. И в этом нет ничего страшного для окружающих, ведь и у людей в пределах нормы показатель IQ отличается.

Задаю вопрос своему сыну: «Как ты думаешь, если бы у вас в классе появился умственно отсталый ребенок, как бы к нему относились?» Его ответ: «Не думаю, что в нашем классе кто-то над ним бы издевался, старались бы обходить стороной, потому, что неизвестно чего от него ждать и как с ним общаться, и чтобы не навредить случайно. У нас в школе в пятых классах есть особые дети и учителя жалуются, что они не могут сидеть спокойно на уроках и не знают элементарных вещей». Т.е. есть особые дети и учителя жалуются на их особенности.

Вывод

Без подготовки всех людей задействованных  в процессе инклюзивного обучения: учителей, психологов, родителей и детей, эта идея остается утопией, встречающей множество неразрешенных проблем на своем пути. А дети с нарушениями в развитии, вместо декларируемой интеграции в общество, оказываются во враждебной обстановке, в условиях, не позволяющих им развивать свои возможности и с усилившимся ощущением своей неполноценности.

Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Опубликовано: , 237 просмотров
К автору уже обратился 1 человек с сайта
Подписаться14
Подписаться14
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Прочитала с интересом
№1 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Сейчас собираются всех учителей учить основам дефектологии, Вы в курсе?
№2 | 17 января 2018
Елена Закаблуцкая
Психолог, Гипнолог - г. Москва
Наталья Джумыга писал(а):
т. к. люди с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата легче принимаются всеми слоями общества.
- тоже, увы, не все так однозначно. Что до нарушений слуха и зрения - то еще с советских времен есть Общество слепых и Общество глухих, которые, конечно, очень сильно изменились, но все же являются неким социумом, где люди с соответствующими проблемами здоровья могут получить поддержку. Кстати, другая сторона медали - очень высокая замкнутость этих сообществ, очень "своя" тусовка.
Детей с ДЦП - к сожалению, становится все больше, о них пишут, да и понять инвалидность физического характера гораздо проще, чем таковую же ментального.
Относительно интеграции - согласна, пока гораздо больше деклараций и "девочек с букетом", когда одному человеку с соответствующей "особостью" удалось удачно интегрироваться (честь ему и хвала), и все дружно ссылаются на этот пример, как на типовой случай.
№3 | 17 января 2018
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Алферьева Екатерина Геннадьевна,
№2 | Алферьева Екатерина Геннадьевна писал(а):
Сейчас собираются всех учителей учить основам дефектологии
Замечательно, но пока этого не произошло кто-то упускает возраст оптимальный для обучения.
№2 | Алферьева Екатерина Геннадьевна писал(а):
Вы в курсе?
Я живу в другой стране. У нас тоже есть движение в этом направлении. Меня удивляет последовательность: сначала инклюзия, а затем подготовка.
Спасибо за Ваш отклик, Екатерина Геннадьевна!
№4 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Согласна с Еленой Анатольевной целиком и полностью! Пока качественной инклюзии не встречала, к сожалению. Единичные случаи, но там РОДИТЕЛИ очень постарались и дали достойные возможности ребёнку (хороший сад, где все специалисты и медицинского, и психолого-педагогического профилей), реабилитация помимо ДОУ. И конечно большую роль играет психофизический потенциал "особого" ребёнка.
№5 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Наталья, знаете, у нас тоже ситуация только-только начинает улучшаться, маааленькими шажочками....
№6 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Наталья Джумыга, да, согласна целиком и полностью с Вами!
№7 | 17 января 2018
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
№3 | Закаблуцкая Елена Анатольевна писал(а):
тоже, увы, не все так однозначно. Что до нарушений слуха и зрения - то еще с советских времен есть Общество слепых и Общество глухих, которые, конечно, очень сильно изменились, но все же являются неким социумом, где люди с соответствующими проблемами здоровья могут получить поддержку. Кстати, другая сторона медали - очень высокая замкнутость этих сообществ, очень "своя" тусовка.
Детей с ДЦП - к сожалению, становится все больше, о них пишут, да и понять инвалидность физического характера гораздо проще, чем таковую же ментального.
Согласна, это тоже проблема достойная внимания.
Спасибо за Ваш отклик, Елена Анатольевна!
№8 | 17 января 2018
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Ковалева Екатерина Львовна, спасибо за Ваш отклик!
№9 | 17 января 2018
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Благодарю за статью.
Действительно слова о толерантности расходятся с реальными действиями многих людей
Наталья Джумыга писал(а):
дети с нарушениями в развитии, вместо декларируемой интеграции в общество, оказываются во враждебной обстановке, в условиях, не позволяющих им развивать свои возможности и с усилившимся ощущением своей неполноценности.
№10 | 17 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина Геннадьевна, я не в курсе. Нам такого не объявляли.
№11 | 17 января 2018
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Бондаренко Татьяна, спасибо за Ваш отклик и проявленный интерес к статье!
№12 | 17 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Наталья Джумыга, спасибо,что продолжили тему. В следующей статье я пишу об опыте своего отца, который воспитывался в специализированном детдоме( колонии увеченного ребенка). Там было множество кружков для детей и они взаимодействовали вне детдома с обычными детьми. Например,играли в футбол. Может,не стоит закрывать спецучреждениях с огромным опытом,а сделать их более открытыми для взаимодействия? Ведь,учитель обычной школы без дефектологического образования действительно не знает,как учить умственно-отсталого ребёнка. А когда ребёнок изначально приходит и кидается на детей,бьет их,кусает до крови,толкает с горок,то чтрах других детей и их родителей обоснован.
№13 | 17 января 2018
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Танкова Оксана, отличная тема, я тоже за развитие спецучереждений, т. к. видела впечатляющие результаты их работы. Буду ждать вашу новую статью. Практический опыт всегда самый интересный.
№14 | 17 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Наталья Джумыга, да,я так эту тему не развивала,а во второй статье про инклюзию,как её вижу, написала про опят послевоенного детдома .
№15 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана, по новостям Минобр совсем недавно информация прошла. У меня на странице в Вк есть, ссылка на мой профиль на моей страничке здесь.
№16 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана,
Скопировала Вам.
Какие изменения ждут систему образования в 2018 году?

Учителей научат работать с одаренными детьми и аутистами, ученики сдадут русский устно, а выпускников колледжей отправят на демонстрационный экзамен.

Уроки шахмат и астрономии - главные новшества этого года в школах. Шахматы в начальной школе могут стать обязательными, а для средней школы они войдут в программы дополнительного образования.

По-новому будет проходить экспертиза учебников. Возможно, изменения коснутся учебников истории. Министр образования и науки Ольга Васильева поддержала предложение изучать современную историю и в 10-м, и в 11-м классах, а нынешние книги рассчитаны на то, что весь материал дается более сжато, но за один 10-й класс.

Всех будущих учителей познакомят с основами дефектологии. Педагогов-дефектологов будут готовить не только к работе в системе образования, но и в здравоохранении, социальной сфере. Дефектологов для работы с малышами-аутистами, детьми с комплексными нарушениями обучат по особым программам. Кроме того, появятся программы подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ОВЗ.

В колледжах и техникумах выпускникам придется сдавать демонстрационный экзамен и показать, как они научились применять знания на деле. Не менее 14 тысяч студентов колледжей и техникумов сдадут в этом году такой экзамен. В пилотном проекте будут участвовать 15-20 регионов. Продолжится работа по введению новых стандартов, которые готовятся вместе с работодателями и созданию доступных условий для обучения инвалидов.

Источник: Российская газета
№17 | 17 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина, спасибо. Только основы дефектологии -это не выучить на дефектологов)) семинарчики небольшие центры обяжут показать или курсы месячные повышения квалификации. Учить всех-это значит практически никого ( нас всех учили понемногу,чему-нибудь и как-нибудь)
№18 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана, Вы знаете, каждый сам в ответе за собственный уровень развития. Мне нужны определённые знания, я их приобретаю. Не бесплатно, сама. К сожалению, как-то так. Курсы повышения квалификации стандартные мне вообще ничего не дали в плане практики, всё оторвано от реальности. Так что по моему опыту практика плюс хорошие курсы, выбранные самостоятельно. Я люблю "Иматон" (СПб), Волгоградский "Учитель", там хоть качество образования нормальное.
№19 | 17 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина, я тоже плачу за своё образование там,где я хочу его лично получать. Работа с особенными детьми не входит в мои интересы в частной практике. Поэтому не вижу смысла на большие деньги приобретать эти знания для неоплачиваемой работы в образовании. С такими зарплатами ещё и обучаться под их стандарты? Да,легче уволится.
№20 | 17 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана Владимировна, вот так и остаются в образовании... Самые стойкие. И их с каждым днём всё меньше.
№21 | 18 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина, да,все меньше. Ну,я уже двадцать два года. Но уже чувствую : недолго мне в образовании осталось. Система образования запарила. Самое обидное,что самые стойкие и радеющие душой -их остаётся мало,в основном - часто люди, ищущие власти,лишь бы где работать и другие причины.
№22 | 18 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана Владимировна, а я хочу и буду работать. Именно в образовании. Мой стимул-творчество:
http://psy.su/psyche/projects/2028/
Уходить не хочу, я энтузиаст своего дела.
№23 | 20 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина, а я и не заставляю Вас уходить. Вы-молодец)) У меня тоже есть много мотиваторов вне образования.
№24 | 20 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана, спасибо. Пока в декрете была, 3 психолога вместо меня сменилось.
№25 | 20 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина, Вы молодая еще. Сил Вам и удачи. Тоже в свое время в конкурсах участвовала.
№26 | 20 января 2018
Алферьева Екатерина Геннадьевна
Психолог, Специальный - г. Астрахань
Танкова Оксана, и Вам всего того, что Душа просит. Пусть все ладится?
№27 | 20 января 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Алферьева Екатерина Геннадьевна, конечно, пусть все ладится.
№28 | 20 января 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов cd855 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз