Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30088 специалистов из 978 городов
Скрыть

Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых

От автора: Эмоции – это важная часть нашей жизни. Удивительно, но я отмечаю, что окружающие меня люди всеми силами стараются как можно меньше называть свои чувства в общении, порой отрицая их или не уделяя им должного внимания. За эти будто слышаться: «Я назову свои эмоции и стану открыт, ты увидишь меня»; «ты узнаешь, какой/какая я и…». Говорить об эмоциях, называть свои чувства, быть открытым – это то, чему нас не учили, а иногда и запрещали. Но сейчас у нас есть возможность научиться понимать свои эмоции и научить этому наших детей. Потому что только чувствуя, мы ощущаем жизнь настоящей!

Антропологи отмечают, что у инуитов есть минимум 50 слов для обозначения разнообразия снега. Дети-инуиты изучают эти слова и аккуратно запоминают, просто слушая и затем используют их в верном контексте. Почему бы нам не взять этот пример и точно также называть эмоции. Дети учатся понимать свои эмоции и эмоции других людей. Понимание и принятие эмоций - это первый шаг в обучении их регулированию.

Глория Уиллкокс подарила нам Колесо эмоций, которое иллюстрирует богатство эмоций, доступных нам.

Например, четыре основные эмоции:

Счастье, которое включает в себя любовь, радость и мир. 

Страх, который является реакцией на угрозу и включает в себя 2 вида беспокойства: беспокойство (страх неопределенной угрозы) и беспокойство (страх перед конкретной угрозой) , также включает в себя чувство бессилия или беззащитности. 

Печаль, которая является реакцией на потерю и разочарование, и включает в себя горе, депрессию и одиночество. Обратите внимание, что многие люди защищаются от разочарования и печали, злясь.

Гнев, который является реакцией на угрозу изнутри или снаружи и включает в себя раздражение, фрустрацию и яростьОбратите внимание, что когда гнев не слышен, человек может обратить его внутрь, тогда он может превратиться в депрессию.

Как мы можем научить ребенка понимать эмоции? Просто наблюдая за тем, что чувствует ребенок и другие люди, и комментируя это не предвзято, а принимая весь диапазон эмоций.  В течение дня ищите возможность осознать чувства ребенка или других людей:

 «Ты выглядишь расстроенным».

«Ты прыгаешь вверх и вниз! Ты должно быть в восторге!

"Я понимаю. Ты чувствуешь себя безопаснее, когда точно знаешь, что произойдет дальше. Я тоже."  

Когда вы разговариваете с ребенком об эмоциях, старайтесь не принимать менторский тон. Вместо этого задайте вопросы, чтобы помочь ему учиться через размышления. Как известно лучше запоминается то, к чему пришел сам. Наша задача, как взрослых, открыть путь.

 Например, вы можете задать такие вопросы, как:

  • Если ты рассердились на друга, что ты можешь сделать?
  • Если ты злишься на меня, что ты можешь сделать?
  • Если ты рассердился, что лего, которое ты построил, разрушено, что, что ты можешь сделать?
  • Как думаешь, когда получится принять лучшее решение, когда ты расстроен или когда ты спокоен?
  • Что помогает тебе успокоиться, когда ты злишься?

Если вы и ваш ребенок наблюдаете за другим ребенком, который плачет, вы можете задать такие вопросы, как:

  • «Этот ребенок выглядит таким несчастным. Интересно, почему он расстроен?
  • «Как ты думаешь, что он хочет / нуждается?»
  • «Мы можем что-то сделать, чтобы помочь?»

Такие вопросы помогают развивать эмпатию. 

Частый запрос у родителей, чтобы двое детей в семье ладили между собой, понимали и уважали друг друга. Как это получить для многих остается загадкой и нерешаемой задачей.

Можно озвучить эмоции - это будет развивать сочувствие и понимание. Также это хорошо для малышей. Когда взрослые читают книги и беседуют о том, как чувствуют себя другие дети. У детей развивается понимание эмоций других и агрессия снижается по отношению к своим сверстникам.

Когда взрослые показывают, что считают эмоциональную жизнь важной, то дети смогут научиться понимать и формулировать широкий спектр эмоций. Это приведет к тому, что им будет легче управлять своими эмоциями. Этим мы можем разнообразить и свою жизнь, сделать ее ярче и более осознанной.

Слушайте друг друга по-настоящему! 

Психолог - г. Санкт-Петербург
Опубликовано: , 157 просмотров
Подписаться7
Подписаться7
Поделиться2СохранитьЕщё...

Комментарии

Петров Сергей Викторович
Психолог, Гештальт-терапевт скайпконсультант - г. Минск (Беларусь)
Кухарчук Виктория Игоревна писал(а):
Когда взрослые показывают, что считают эмоциональную жизнь важной, то дети смогут научиться понимать и формулировать широкий спектр эмоций. Это приведет к тому, что им будет легче управлять своими эмоциями. Этим мы можем разнообразить и свою жизнь, сделать ее ярче и более осознанной.
Согласен с вами.
№1 | 24 января 2018
Климович Инга Леонидовна
Студент-психолог - г. Екатеринбург
Кухарчук Виктория Игоревна писал(а):
Слушайте друг друга по-настоящему!
Да, в точку. Спасибо за статью!
№2 | 24 января 2018
Кухарчук Виктория Игоревна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Климович Инга, Спасибо за обратную связь!
№3 | 24 января 2018
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Кухарчук Виктория Игоревна писал(а):
Можно озвучить эмоции - это будет развивать сочувствие и понимание. Также это хорошо для малышей. Когда взрослые читают книги и беседуют о том, как чувствуют себя другие дети. У детей развивается понимание эмоций других и агрессия снижается по отношению к своим сверстникам.
Хорошие рекомендации родителям! Спасибо за статью, Виктория Игоревна!
№4 | 24 января 2018
Кухарчук Виктория Игоревна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Наталья Джумыга, Спасибо за отклик!
№5 | 24 января 2018
Долгих Алевтина Андреевна
Психолог, Клинический ТА сексолог - г. Краснодар
Спасибо. Хочется добавить вслед за психоаналитиком Генри Кристалом, очень подробно исследовавшим тему развития эмоций в онтогенезе, что обучение распознавать и озвучивать эмоции помогает также эффективно их десоматизировать - то есть "выводить из тела". А это - прекрасная профилактика многих заболеваний, которые принято считать психосоматическими.
№6 | 4 февраля 2018
Кухарчук Виктория Игоревна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Долгих Алевтина, Спасибо большое за отклик! Все верно!
№7 | 4 февраля 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 20c8d Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз