Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30095 специалистов из 978 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Самый важный урок

Нам повезло с учителем. Учителем начальных классов.

И, хочется надеяться, что со школой повезло тоже. И поняла я это в тот самый момент, когда после прохождения подготовительных курсов перед поступлением в школу, на собрании выступила психолог и попросила родителей предоставить выбор учителя своим детям. По крайней мере, прислушаться к мнению своих шести-семи летних детей. Ведь именно они ходили на подготовительные курсы и работали с четырьмя разными учителями, и именно им потом нужно будет четыре года, душа в душу, постигать ни сколько науки, сколько привыкать к своему новому положению школьника.  Примерно так она выступила, в зале зажужжали, наверно не все были согласны. Но я доверилась. Хотя мы обсудили всех. И выбор пал на «самую добрую».

Самый важный урок
И оказалось, что это был правильный выбор. Учительница оказалась душевной женщиной, понимающим и демократичным человеком, со своими недостатками и достоинствами. Она не никогда не  требовала безоговорочного подчинения своих воспитанников и их родителей. Без крика – да у нее и нет командного голоса - без нервов, без выставления за дверь и прочих экзекуций, она умудряется держать в классе дисциплину, в которой можно слушать, слышать и работать.  А в классе у нее 34 человека! И школьники верят ей. И родители верят. Есть доверие, есть диалог, а это очень важно.

Но речь больше не о ней, а об уроке. А об одном уроке, который состоялся в четвертом классе за несколько дней до нового года и за три недели до «бешенства подростков» в школах, как метко назвала последние страшные события одна моя клиентка.

То ли устала наша учительница, то ли прошли уже все, а четверть не кончилась, то ли просто  она считает, что не только математикой и русским надо заниматься, но и пониманием жизни, то ли интуиция какая-то у нее звериная… Но решила она вместо трех обычных уроков поставить детям наш старый фильм «Чучело», который они вряд ли дома сами посмотрят.

А потом еще и поговорить о нем. И в школе поговорить, и в качестве домашнего задания, с родителями поделиться.

И наши младшеклассники посмотрели. Смотрели с перерывами на небольшие объяснения, обсуждали действия героев. Учились думать, рассуждать.

Не знаю, все ли дома обсудили. Думаю, не все. Но тут уже каждый сам делает выбор: нужно ребенку говорить и объяснять как жизнь наша устроена или просто пусть учится, а вырастет – сам разберется.  Но реакция была разная.


Сын мой переживал. Больше всего его задела тема предательства. «Мальчик (главный герой) – гад и предатель! Как он мог так с ней!». Подумав, добавил, что ведь и она (Чучело) тоже предатель  - дедушку предала. «Но она потом поняла, что наделала, просила прощение и дедушка простил». Тут же обсудили, почему так ведут себя подростки, нужно ли предавать своих друзей только для того, чтобы тебя уважала и принимала компания. И как лучше было бы поступить. Также сын заметил, что девочка –героиня и правда чучело (страшная), но не важно, как человек выглядит. Глупо обижать из-за внешности… И много чего еще проговорил. И несколько дней возвращался к этому.

И я вспомнила, что когда-то и в моей школе, когда я была подростком, наш молодой директор решил раз в месяц устраивать для старшеклассников показы хорошего кино. Он приглашал высокого тощего, с рыжей копной кудрявых волос, торчащих в разные стороны, отчего многие подсмеивались над ним, киноведа, кинокритика – не знаю, кто это был, который привозил нам хорошие фильмы или мультфильмы и показывал их на экране в актовом зале.   Сначала он говорил о фильме пару слов, а потом мы смотрели их и обсуждали.  Так мы посмотрели «А если это любовь», «Доживем до понедельника» и др. И многое из того, что было в школе на уроках ушло, а это осталось, как что-то сокровенное и дорогое.

Резюмируя, хочется сказать, что сейчас, когда так много жестокости не только в школах, но и в семьях, когда столько навязчивых порой разговоров о патриотизме, о всяких запретах, о тотальном контроле не только за детьми, но и за взрослыми, подобные уроки могут быть просто спасением.


И разве не это патриотизм -  смотреть и изучать старые фильмы и обсуждать потом? И не только фильмы про школу! Есть замечательные старые фильмы про войну «В бой идут одни старики», «Служили два товарища», «Они сражались за Родину», «Завтра была война» и др., которые сейчас дома уже не всегда будут смотреть дети, чаще выбирая комиксы и боевики (ничего не имею против, но это уже другая история).

А «Белый Бим  - черное ухо», который не каждый возьмется пересматривать второй раз, потому что даже разглядывая фотографии из фильма не можешь избавиться от кома в горле? Но разве это не про любовь к животным? И может ли знание «Окружающего мира» (я про урок) научить больше любить животных и заботится о них, чем это замечательное кино?


Ведь эти фильмы – та же классика, которую изучают на литературе, но только они позволяют говорить со школьниками более понятным для них языком. А удивительные режиссерские и актерские работы не смогут оставить равнодушным даже самого неусидчивого ребенка.  

Сейчас четвертый класс заканчивается, и наша учительница наберет себе новых ребят, которые, не без ее помощи будут становиться понимающими и думающими людьми. А наши будущие подростки, я думаю, запомнят этот урок, который можно было бы назвать… А как? Уроком развития души? Уроком взросления? Уроком думающих людей? Уроком человечности?

Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Опубликовано: , 467 просмотров
К автору уже обратились 103 человека с сайта
Провела 7 онлайн консультаций на сайте
Подписаться204
Подписаться204
Поделиться1СохранитьЕщё...

Комментарии

Юленька, моя хорошая. Согласна. Как же важен Учитель для наших деток. Где-то в октябре посмотрела вместе с дочкой фильм " Рай" Кончаловского. И плакали вместе. И разговаривали. И так этот просмотр нас сблизил. Я увидела- какой нежный и добрый мой ребенок. Как она видит мир и какие у нее принципы. Спасибо за Вашу человечность, за Учительницу добрую и за Ваше горячее сердце.
№1 | 26 января 2018
Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Консультант - г. Новосибирск
Козырькова Юлия Геннадьевна писал(а):
когда так много жестокости ... подобные уроки могут быть просто спасением.
Согласна с вами, спасибо за душевную статью.
№2 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Irina136, спасибо Вам за Ваши такие поддерживающие и понимающие комментарии и отзывы! "Рай" еще не посмотрела, но уже закачала - надо обязательно посмотреть. Как в отзыве к другой статье мы обсуждали с коллегой - надо начинать с себя. И Вы с дочкой это делаете. Спасибо!
№3 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Милашина Ольга, и Вам большое спасибо за отклик! Рада, что согласны.
№4 | 26 января 2018
Виктор Васильевич Морозов
Врач-психотерапевт, Онлайн-консультант - г. Белгород
Юлия Геннадьевна, спасибо Вам за Тёплую и важную статью!
№5 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Морозов Виктор, пожалуйста! И Вам спасибо на добром слове!
№6 | 26 января 2018
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Юлия Геннадьевна, я помню, что у нас в школе даже были абонементы на просмотр фильмов в актовом зале, так я посмотрел "Проверку на дорогах" Германа и другие фильмы, например о школьном детстве. Также был хороший контакт и с библиотекарем, можно было брать домой из школы художественную литературу. Спасибо Вам за статью! Сам не так давно читал "Чучело" Железникова
№7 | 26 января 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Юля, какая тема прекрасная!!! Трогательно, что есть еще учителя именно старой закалки в хорошем смысле этого слова. Великая ценность!
№8 | 26 января 2018
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Irina136, Рай - замечательный фильм! Могу порекомендовать фильм "Сын Саула", не уверен, правда, что с дочкой можно смотреть, сцены - очень тяжелые
№9 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Олег, спасибо Вам, что поделились! Я верю, что это важно - именно такое участие школы в жизни своих воспитанников. Какая-то близость, единение, поддержка в этом чувствуется.
№10 | 26 января 2018
Путилин Олег, спасибо, Олег.
№11 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Надежда , спасибо, и правда трогательно! Когда сын поделился - даже сразу поверить не смогла - все расспрашивала). А в свете последних событий, как-то все это иначе зазвучало. Сама понять не могу - старая ли эта закалка? Ведь и раньше были разные учителя.
№12 | 26 января 2018
Козырькова Юлия, Юленька, а вот еще слова глубокоуважаемого мной Учителя- Ш.Амонашвили...Воспитывайте ребенка в любви, красоте и терпении... в любви- которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит... в красоте -которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному, которая движет и облагораживает...в терпении - которое творит, созидает, сорадуется, сопереживает, устремлено и готово на самопожертвование... Читаю его мысли и радуется душа красоте души такого УЧИТЕЛЯ!!!
№13 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Irina136, спасибо, дорогая, за этот отрывок! Так хорошо сказано, как мудро. В каждое слово вдумываться, вчувствоваться надо. Но как же нелегко это исполнить. Но нужно идти к этому. И начать с того, чтобы захотеть меняться самому.
№14 | 26 января 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Юлия, вот тоже пока писала комментарий, не могла слово подобрать. Вроде тоже были разные школы и учителя, а моя вторая школа вспоминается мне самым настоящим раем, где работали Учителя от Бога...И тоже смотрели Чучело, Доживем до понедельника....Обсуждали, развивались...Но скорее это даже не закалка, а именно тенденция новаторства эпохи СССР (Амонашвили, например)...
№15 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Надежда Архангельская, спасибо! Значит нам повезло! Тяжелая тема. Задумалась, а были ли раньше случаи подобных стычек в школе?
№16 | 26 января 2018
Александр Уразов
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск
Надо же какие бывают учителя...
Спасибо за такую теплую статью, Юлия Геннадьевна!
№17 | 26 января 2018
Оксана Владимировна Бубнова (Петрушина)
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Белгород
Душевно и значимо. Спасибо, Юлия, за статью
№18 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Оксана Владимировна(Петрушина), спасибо Вам за внимание к статье!
№19 | 26 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Александр Уразов, обнадеживает, что такие учителя есть! Спасибо Вам за добрые слова.
№20 | 26 января 2018
Галина Владиленовна Балахонская
Психолог, Психолог онлайн-консультант - г. Москва
Юллия Геннадьевна, спасибо! Какая замечательная статья на очень важную тему.. Ну что может заменить человеческий душевный контакт?? Что может быть нужнее??
№21 | 27 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Галина Владиленовна, спасибо Вам, за такой эмоциональный отклик и душевный контакт). Очень ценно!
№22 | 27 января 2018
Румянцева Полина Витальевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Санкт-Петербург
Чудесная статья, Юлия Геннадьевна!.
И очень здорово, что школьная жизнь началась именно с такого чуткого и понимающего педагога.
Согласна с тем, что фильмы могут быть очень важным инструментом развития нравственности, эмпатии, других именно человеческих качеств.
И думаю, что очень важно их не просто смотреть, но и обсуждать. В том числе и для того, чтобы не оставлять ребенка один на один с очень серьезными (порой) переживаниями, полученными в результате просмотра.
№23 | 27 января 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Румянцева Полина, как Вы правы, Полина. Например, несколько девочек что- то недообсудили, недопонял, а может поняли, но что- то свое. И на следующиц день решили играть в "бойкот". Правда быстро надоело. Никто не поддержал).
№24 | 27 января 2018
Колесникова Татьяна Сергеевна
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
Спасибо, интересно!
№25 | 7 февраля 2018
Карпов Андрей Владимирович
Психолог, Гипнолог Психоаналитик - г. Красноярск
Юлия Геннадьевна, благодарю за статью. Интересно от оформления до сути.
№26 | 15 мая 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Карпов Андрей Владимирович, спасибо за отклик! Рада, что оценили.
№27 | 15 мая 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Аня, спасибо за отклик!
№28 | 8 августа 2018
Татьяна Борисовна Поначевная
Психолог, Онлайн-консультант педагог - г. Новороссийск
Козырькова Юлия Геннадьевна писал(а):
подобные уроки могут быть просто спасением.
Статья очень тронула своей искренностью. Поднимаются очень важные вопросы воспитания.
Спасибо!
№29 | 9 августа 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Татьяна, я потом с учительницей говорила и статью ей показала - порадовала! Хорошо бы побольше таких учителей!
Спасибо за отклик!
№30 | 9 августа 2018
Татьяна Борисовна Поначевная
Психолог, Онлайн-консультант педагог - г. Новороссийск
№31 | Козырькова Юлия Геннадьевна писал(а):
Хорошо бы побольше таких учителей!
В этом полностью согласна с вами.
№31 | 9 августа 2018
Харисова Руфина Рейфатовна
Психолог, Клинический психолог преподаватель - г. Москва
Козырькова Юлия Геннадьевна, Учитель, первый, это очень важно. Правда, повезло! И греет, что есть такие.
№32 | 20 августа 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Харисова Руфина, да! И очень бы хотелось, чтобы на пути школьника встречалось больше таких профессионалов.
№33 | 20 августа 2018
Харисова Руфина Рейфатовна
Психолог, Клинический психолог преподаватель - г. Москва
Козырькова Юлия Геннадьевна, каждому школьнику - по такому ) глядишь, и в мире бы что-то изменилось в лучшему
№34 | 20 августа 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Харисова Руфина, согласна!
№35 | 20 августа 2018
Буркова Елена Викторовна
Психолог, Магистр психологических наук - г. Челябинск
Юлия, какая важная, добрая статья! Да, хороший учитель на вес золота!
№36 | 30 августа 2018
Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Елена, спасибо Вам за отклик! Да, нам повезло с ней.
№37 | 30 августа 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 93401 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз