Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 26203 специалиста из 908 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога

От автора: Диагностика и постановка диагноза АЛР (антисоциальное личностное расстройство) осуществляется с 18-летнего возраста. Но оно не возникает на «пустом месте». Ему предшествует «Нарушение поведения в детском возрасте», которое можно рассматривать как детский вариант АЛР.
Цель данной статьи рассмотреть критерии, этиологические механизмы и клинические проявления «Нарушения поведения в детском возрасте».

Выделяются 2 группы предпосылок к формированию всех видов нарушений поведения в детском возрасте:

  • Наличие психосоциальных проблем (проблемы воспитания аспектов нравственности и социализированного поведения, характера, эмоционально-волевых особенностей ребенка, адаптации в среде, отношение взрослых и сверстников и пр.);
  • Наличие психических, соматических и психофизиологических расстройств органического генеза (задержки развития, пограничные к психозам расстройства и психозы, органические поражения мозга, гормональные дисфункции и пр.).
В нашем случае предметом внимания являются только те Нарушения поведения, причиной которых являются психосоциальные факторы, так как именно они являются платформой для формирования характерологических нарушений во взрослом возрасте (личностных расстройств), в частности – АЛР.

Нарушения поведения, вызванные гормональными нарушениями или органическими поражениями ЦНС не являются предметом обсуждения данной статьи.

Распространенность. По данным детского врача-психиатра  ЦКПБ С.С. Позднякова, показатели распространенности нарушений поведения в детском возрасте варьируются от 12 до 25 % всей детской популяции. Соотношение мальчиков и девочек: 6:1 (85% и 15% соответственно).

Следует отметить, что данная статистика относится ко всем видам нарушений поведения, включая расстройства органического генеза.

Доля Нарушений поведения антисоциального характера по разным данным от 20 до 50%.

 Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога

Критерии. В DSM-IV для «Нарушения поведения в детском возрасте» выделяют 12 критериев (достаточно не менее 4-х, стабильно проявляющихся не менее, чем 6 месяцев подряд):

  • Систематические прогулы школы;
  • Проявление физической жестокости к животным;
  • Целенаправленное разрушение чужой собственности;
  • Поджоги и пожары (мусорные баки, почтовые ящики, бумага и пр.). Они получают удовольствие от наблюдения за беспокоящимися людьми, чувство всевластия;
  • Частые сбегания из дома (не менее двух раз). Причем мыслей о том, что родители могут переживать, их не посещают;
  • Часто первыми вступают в драку и провоцируют ее;
  • Применение оружия в более чем одной драке (в том числе и подручных средств: бутылок, палок, камней и пр.);
  • Принуждение к сексуальным действиям (под угрозой);
  • Частая и систематическая ложь без причины;
  • Более чем однократные кражи или другие криминальные действия (подделка документов, вымогательство, вооруженное нападение, тотализаторы и пр. вплоть до убийства);
  • Вступление в контакты с подобными лицами, образование групп;
  • Физическая жестокость по отношению к беспомощным людям (пьяным, людям с ограниченными возможностями здоровья и пр.)

 В зависимости от того, сколько критериев фиксируется, выделяют три степени тяжести нарушения поведения:

  • Мягкое (незначительное число признаков и минимальный вред окружающим);
  • Умеренное (большое количество критериев);
  • Тяжелое (криминальное поведение, выраженный вред другим).

Также выделяют индивидуальный (агрессивно-одиночный) и групповой (смешанные или недифференцированные) типы нарушения поведения.

 

В МКБ-10 расстройство поведения в детском возрасте имеет сходные диагностические критерии и имеет кодировку F91, включая:

  • F91.0 – «Расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи»;
  • F91.1 – «Несоциализированное расстройство поведения» (с нарушенным взаимоотношением с другими детьми);
  • F91.2 – «Социализированное расстройство поведения» (с  наличием связей  с другими детьми);
  • F91.3 – «Оппозиционно-вызывающее расстройство» (для детей младше 9-10 лет) и нек. др.
Для данной группы расстройств характерно стойкое диссоциальное, агрессивное поведение, проявляющееся не менее чем 6 месяцев.

 Клинические проявления. Время начала развития АЛР определяется временем начала симптомов в детском возрасте (около 8 лет). По данным Robins, только 26% детей, обнаруживающих признаки нарушения поведения по антисоциальному типу, обнаруживают признаки АЛР во взрослом возрасте. Чем больше критериев из выше указанных, тем выше вероятность перехода во взрослом возрасте в АЛР. В остальных случаях наблюдается эффект «спонтанного выздоровления».

Исследователи «спонтанного выздоровления» при нарушении поведения в детском возрасте указывают на интересную связь.

Если в процессе воспитания в раннем детстве ребенку «вложили» азы социальной этики и основы социализированного поведения, а после были травмы в виде физического, сексуального, эмоционального и/или психического насилия, которые являются предикторами АЛР, то есть вероятность спонтанного возвращения в социализированное поведение миновав подростковый возраст. Но, если ребенок находился в антисоциальных условиях, пренебрежении и т.д. с раннего детства и не получил навыков и основ социализированного поведения, то вероятность укоренения черт и симптомов АЛР увеличивается, делая прогноз формирования АЛР во взрослом возрасте более вероятным.

Более подробно клинические проявления, анализ механизмов и причин поведения при АЛР мы рассмотрим в статье, посвященной взрослому варианту АЛР.

 

Этиология. Часто в анамнезе обнаруживается пренебрежение потребностями детей, физическое и/или сексуальное насилие, общение с лицами с АЛР. Также указывается на влияние конституциональных факторов.

Плохое обращение с детьми, физическое (психическое) насилие и пренебрежение ими способствуют формированию агрессивности (прямой и косвенной), антисоциальных реализаций, аддикций и пр.
Около 20-30% лиц с нарушением поведения имеют в анамнезе сексуальное насилие (Widom, 1989).
Исследование физического и психического насилия показали, что оно способствует либо формированию аутистических форм поведения и самоизоляции, либо аккумуляции агрессии, злобы с последующей реализацией антисоциальных проявлений.

Также в исследованиях АЛР говорится о роли «передачи» антисоциального поведения от взрослого ребенку. Подобное можно наблюдать в случаях, когда ребенка забирают от родителей, лишенных родительских прав. Ребенок как бы «впитывает» в себя деструктивные формы поведения родителей как вариант нормы, так как в картине мира ребенка нет альтернативных моделей поведения. Создание благоприятной среды приемными родителями может существенно снизить группу риска развития и укрепления АЛР. Исследованиями показано, что дети, изолированные от антисоциальных родителей и помещенные в семьи с благоприятным климатом, в три раза чаще строили свою профессиональную и семейную жизнь успешно (Rutter).

Важным протектирующим фактором в развитии АЛР имеет конституциональные особенности ребенка, важность которых «всплывает» в подростковом возрасте при появлении гормональных изменений. Семейный анамнез, сила нервной системы и уровень развития морали и нравственности – все в купе влияет на то, сформируется и оформится АЛР, или – нет.
Таким образом, можно говорить об аккумулировании различных факторов в формировании АЛР и Нарушения поведения в детском возрасте, нежели о воздействии какого-то одного фактора. В пользу данного тезиса свидетельствует факт того, что одинаковые травмы и формы насилие в анамнезе у одной группы лиц приводят к формированию АЛР, а у другой группы – иных форм психологических последствий. Это указывает на наличие других протектирующих факторов, речь о которых шла выше (конституциональные особенности, генетика, средовые воздействия, особенности воспитания, сила Я).

Спасибо за внимание! Взрослый вариант АЛР с описанием всех критериев, проявлений, видов и распространенности по ссылке

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
Мосин Алексей Викторович
Опубликовано на сайте: ,  2023 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 9 человек с сайта
Провел 12 онлайн консультаций на сайте

Комментарии

Новикова Елена Анатольевна
Психолог, Педагог-психолог - г. Курск
Замечательная статья! Спасибо Вам большое! Как раз на данную тему я искала информацию для работы.
№1 | 13 февраля 2018
Елена Буркова
Психолог - г. Челябинск
Алексей, спасибо Вам за глубокую аналитическую статью!
Мосин Алексей Викторович писал(а):
дети, изолированные от антисоциальных родителей и помещенные в семьи с благоприятным климатом, в три раза чаще строили свою профессиональную и семейную жизнь успешно
Мосин Алексей Викторович писал(а):
Если в процессе воспитания в раннем детстве ребенку «вложили» азы социальной этики и основы социализированного поведения, а после были травмы в виде физического, сексуального, эмоционального и/или психического насилия, которые являются предикторами АЛР, то есть вероятность спонтанного возвращения в социализированное поведение миновав подростковый возраст.
Обнадеживающие данные! Страшно, когда родители не осознают степень последствий своего влияния на ребенка.
№2 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Новикова Елена Анатольевна, Спасибо Вам за отзыв! Рад, что статья оказалась Вам полезной.
№3 | 13 февраля 2018
Морозов Виктор Васильевич
Врач-психотерапевт, Онлайн-консультант - г. Белгород
Алексей, спасибо Вам за интересную и профессиональную публикацию!
№4 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
№2 | Буркова Елена Викторовна писал(а):
Обнадеживающие данные! Страшно, когда родители не осознают степень последствий своего влияния на ребенка.
О, да! Когда родители приводят ребенка с запросом (утрированно) "сделайте его удобным" или "с ним что-то не то", ясно, что работать нужно с родителями, а не с ребенком. Но родители ни в какую не хотят этого слышать и принимать.
№2 | Буркова Елена Викторовна писал(а):
Обнадеживающие данные!
Нужно мыслить "позитивно". Если у специалиста не будет веры в своего клиента и его выздоровление или компенсацию (адаптацию), то стоит ли вообще заниматься терапией?!
Каждый случай уникален и неповторим в своем многообразии проявлений. Но всегда следует искать "позитивные" точки роста))
№2 | Буркова Елена Викторовна писал(а):
Алексей, спасибо Вам за глубокую аналитическую статью!
Спасибо Вам за участие, диалог и не равнодушие! Всегда радуют и доставляют много положительных эмоций Ваши отзывы, комментарии и участие в обсуждениях!
спасибо Вам!
№5 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Морозов Виктор Васильевич, Спасибо Вам, что всегда проявляете интерес к публикациям! Это очень ценно и приятно радует!
№6 | 13 февраля 2018
Анкудинова Юлия Александровна
Психолог, Семейный детский психолог - г. Белгород
Благодарю, за публикацию!
№7 | 13 февраля 2018
Пячките Дарья Викторовна
Психолог - г. Калининград
Спасибо за публикацию! нашла для себя в вашей статье полезную информацию для работы.
№8 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Анкудинова Юлия Александровна, Спасибо Вам за внимание к статье!
№9 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Пячките Дарья Викторовна, Спасибо Вам за отзыв и внимание к статье!
№8 | Пячките Дарья Викторовна писал(а):
нашла для себя в вашей статье полезную информацию для работы.
Искренне рад, что статья оказалась Вам полезной!
Вскоре последует следующая статья, в которой предметом обсуждения станет взрослый вариант АЛР (критерии, виды, клинические проявления, этиология и пр.)
С уважением, Алексей!
№10 | 13 февраля 2018
Пячките Дарья Викторовна
Психолог - г. Калининград
Мосин Алексей, спасибо, буду ждать вашу очередную статью.
№11 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Попко Наталья Владимировна, Спасибо Вам за проявленный интерес! Очень приятно!
№12 | 13 февраля 2018
Информативно. Спасибо.
№13 | 13 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Соколова Светлана, Спасибо Вам за внимание к статье!
№14 | 14 февраля 2018
Елена Буркова
Психолог - г. Челябинск
№5 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Когда родители приводят ребенка с запросом (утрированно) "сделайте его удобным" или "с ним что-то не то", ясно, что работать нужно с родителями, а не с ребенком. Но родители ни в какую не хотят этого слышать и принимать.
Не так давно мама привела ко мне на консультацию свою дочь 13 лет с проблемой, что её в школе поймали за распитием спиртного. Выяснилось по итогу, что они бы не пришли, но в школе создали комиссию и вынудили их обратиться к психологу. Я понаблюлала за девушкой и поняла, что спиртным в этой семье не ограничивается: мало того, что она была психологически закрыта от матери и от меня, у неё ещё ногти были все изгрызаны до основания. Я предположила, что она занимается самоповреждениями, мать подтвердила, что да, она делает порезы на руках. При этом мать всё время её виноватила во время нашей встречи и упрекала, что, мол, "у меня плохое здоровье, а ты мне не помогаешь". Мама убеждена была, что дочь так забавляется, чтобы её позлить, что раз она не раскаивается на словах, значит не чувствует своей вины и надо как следует её закошмарить. Порой удивляешься такой родительской нечуткости. А у дочери состояние по виду уже близко к личностному расстройству, если не уже.
№5 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Нужно мыслить "позитивно". Если у специалиста не будет веры в своего клиента и его выздоровление или компенсацию (адаптацию), то стоит ли вообще заниматься терапией?!
Каждый случай уникален и неповторим в своем многообразии
Согласна на 100%! Спасибо за интересный диалог!
№15 | 14 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
№16 | Буркова Елена Викторовна писал(а):
Мама убеждена была, что дочь так забавляется, чтобы её позлить, что раз она не раскаивается на словах, значит не чувствует своей вины и надо как следует её закошмарить. Порой удивляешься такой родительской нечуткости. А у дочери состояние по виду уже близко к личностному расстройству, если не уже.
Абсолютно с Вами согласен! При подозрении на сильную акцентуацию, которая может "перерасти" в ЛР, школы назначают обязательное посещение психолога. Вот такие родители чаще всего встречаются. На 8 некритичных только 1-2 отзывчивых.
№16 | Буркова Елена Викторовна писал(а):
Спасибо за интересный диалог!
И вам огромная благодарность!
№16 | 14 февраля 2018
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Мосин Алексей Викторович писал(а):
критерии, этиологические механизмы и клинические проявления «Нарушения поведения в детском возрасте».
Благодарю за четкие и ясные критерии
№17 | 14 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Бондаренко Татьяна, Спасибо Вам за проявляемый интерес к публикациям! Это очень ценно!
№18 | 14 февраля 2018
Светлана Павловна Ханова
Психолог, Семейный психолог - г. Иркутск
Спасибо, очень полезно, но что будет если же все таки по МКБ 11 не будет разделения, дифференцировки личностных расстройств, а будет только ставиться личностное расстройство? Как думаете, к чему приведет? Начнут таблетками лечить, где вполне будет возможность исправлять когнитивно- поведенческой терапией?
№19 | 15 февраля 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Светлана Павловна Ханова, Спасибо Вам за отзыв и внимание к публикации!
№20 | Светлана Павловна Ханова писал(а):
но что будет если же все таки по МКБ 11 не будет разделения, дифференцировки личностных расстройств, а будет только ставиться личностное расстройство?
В новой МКБ-11 наблюдается тенденция все большего ухода от Крепелиновской "фиксированной" нозологии (структурной) в сторону параметрическогой нозологии, или дименсионной, суть которой состоит в оценке тяжести тех или иных нарушений, нарушении характера, эмоциональной сферы и поведения.
Подобный подход к патологии личности подразумевает оценку по 5-и параметрам (доменам):
1. выраженность негативной эмоциональности;
2. выраженность диссоциальных черт;
3. выраженность расторможенности;
4. выраженность ананкастных черт;
5. выраженность нарушений привязанности.
Это говорит о том, что разработчики отдали важность тяжести личностного нарушения, нежели ее типизации.
Это вызвано двумя важными соображениями:
1. Практически ориентированные специалисты подчеркивают, что чем более выражено нарушение личности (чем оно глубже), тем сложнее дифференцировать его тип. Как правило это сочетанные формы различных патологий личности. Это обстоятельство существенно затрудняет дифференцировку. К тому же нет хорошего инструментария для объективного дифференцирования;
2. Практическая направленность в плане лечения. Направленность на нужды фарминдустрии.
Исходя из этих двух пунктов в ВОЗ решили, что "первостепенно - это тяжесть нарушения, так как в практической деятельности дифференцировка типов ЛР не имеет клинической применимости" [Дж.Рид]
Пока еще не приняли на территории РФ МКБ-11. В процессе рассмотрения. Посмотрим, что получится.
№20 | Светлана Павловна Ханова писал(а):
Начнут таблетками лечить, где вполне будет возможность исправлять когнитивно- поведенческой терапией?
КПТ набирает все большие обороты в терапии личностных расстройств, причем весьма успешно по сравнению с другими модальностями.
Так, например, Лайнен предложила отличный тренинг для терапии ПЛР; схема-терапия Янга отлично зарекомендовала себя при работе с кластером "В" и т.д.
В тяжелых случаях ЛР медикаментозное лечение было всегда.
Например, в особо тяжелых случаях при ПЛР могут возникать кратковременные психотические эпизоды (как и при ДРИ), которые купируются фармпрепаратами.
№20 | Светлана Павловна Ханова писал(а):
Как думаете, к чему приведет?
Не люблю загадывать. Посмотрим как новая МКБ-11 "впишется" в реалии. Мне предпочтительнее классификация DSM за ее большую, на мой взгляд, продуманность, логику и нужды. Одно только понятие осей чего стоит, коморбидных "наслоений" и пр.
На мой взгляд, классификация по тяжести расстройства практически оправдана, но теоретически - нет. А именно из теоретических воззрений и исследований на этот счет сформировались основные психотерапевтические модели работы с ЛР, так как они исходили из "особенностей" каждого ЛР. На мой взгляд, типизация ЛР важна.
Спасибо Вам за внимание!
С уважением, Алексей!
№20 | 15 февраля 2018
Спасибо огроменное.👍
Где можно почитать О тренинге Лайнен? И что есть кластер "b", это из dsm?
№21 | 20 марта 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Варшал Александра Владимировна, Спасибо вам за отзыв! Очень приятно и рад, что статья для вас оказалась интересной и/или полезной.
№21 | Варшал Александра Владимировна писал(а):
И что есть кластер "b", это из dsm?
Да, кластеры "А","В" и "С" - это классификация DSM.
Кластер "В" - это группа расстройств личности, характеризующаяся странным, эксцентричным и неустойчивым поведением. К ней относят нарциссичнское, пограничное, антисоциальное и гистрионическое личностные расстройства.
№21 | Варшал Александра Владимировна писал(а):
Где можно почитать О тренинге Лайнен?
Есть книга Лайнен "Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности".
Если Вам интересно, напишите мне в личное сообщение свою почту, я Вам ее пришлю.
С уважением, Алексей!
№22 | 20 марта 2018
А теперь спасибо за столь оперативный ответ:) я уже нагуглила книгу и предвкушаю. Но если у вас пдф или Ворд, то все равно пришлите пожалуйста!
[email protected]
Сама я занимаюсь поведенческой терапией (тренинг родительской компетентности) при проблемах поведения у дошкольников и младших школьников, а теперь озаботилась поиском психотерапевтических подходов с доказанной эффективностью у подростков с антисоциальными поведением.
№23 | 20 марта 2018
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Варшал Александра Владимировна, Отправил книгу Вам на почту.
№23 | Варшал Александра Владимировна писал(а):
психотерапевтических подходов с доказанной эффективностью у подростков с антисоциальными поведением.
Советую Вам книгу А.Бек и А.Фримен "Когнитивно-поведенческая терапия расстройств личности"
С уважением, Алексей!
№24 | 20 марта 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 001f8 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз