Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24127 специалистов из 865 городов
Скрыть

Про шмотки и психологические границы

Хочу здесь поговорить про нарушение границ с помощью навязывания одежды. Подростки, когда стремятся сепарироваться от родителей, желают выбирать одежду самостоятельно. И часто их выбор чрезмерно экстравагантен: в школу одевается либо рисковое мини и огромные каблуки, либо прикид, соответствующий стилю субкультуры, приверженцем которой подросток себя считает. И тут часто начинается конфликт с матерью, она стремится всё контролировать, выбирать ребёнку одежду сама.
По-моему, лучше просто объяснить причинно-следственную связь, как та или иная одежда повлияет на безопасность подростка, на его обучение в школе. Во времена моей юности слишком короткая юбка и яркая помада у школьницы, праздно шатающейся по улице, могла закончиться изнасилованием или похищением. А появление на уроках с красным ирокезом в рваной джинсе и с цепями, торчащими изо всех мест, было чревато занижением оценок, вызовом родителей в школу, разъяснительной беседой о необходимости школе материальной помощи на ремонт. Так отец моего зеленоволосого одноклассника-панка регулярно спонсировал школу: купил пол в спортзал, оплатил остекление для зимних садов, кафель для туалетов. Сейчас, конечно, не девяностые, поборов, вроде, нет, но учителя часто предвзято относятся к тому, кто одет с вызовом. Это даже банальная зависть к молодому телу, ведь старшекласснице есть, что показать, а завучу уже нечего.
Но всё же, лучше объяснить последствия, чем полностью лишать свободы выбора. Но есть матери, которые предпочитают неусыпный контроль, а не диалог на равных. Они не дают дочерям выбрать ни одной вещи. Они покупают своим взрослеющим чадам детские вещи. Это вызвано отчасти тревожностью и склонностью к гиперопеке. Но также это поведение диктуется и страхом старения. Видя, как созревает и расцветает дочь, мать бессознательно себя с ней сравнивает. Она понимает, что стареет, и не хочет уступать место дочери. Ей по-прежнему хочется чувствовать себя молодой, сделав дочь опять ребенком допубертатного возраста, накупить ей детской или мешковидной страшненькой одёжки.
Гиперопекающее поведение идёт и от желания матери быть идеальной, и “уж если не любимой, то нужной”. Подавляя у взрослеющей дочери таким образом свободу выбора, мама заодно развивает у неё чувство “старшего, который лучше знает, как надо”.
Замечали ли вы склонность девиц и женщин, за которых мамы всё выбирали и которых контролировали, постоянно советоваться, искать авторитетное мнение? И даже к психологу они приходят часто потому, что своему мнению не доверяют, а нужен “взгляд специалиста”, разрешение на тот или иной поступок.
Но вернёмся к одежде. Отдавание обносков - ещё один способ изящно нарушить психологические границы. Мама заботливо отдает дочери ношенные вещи детей подруг, и плевать, что они ей не нравятся и что шкаф уже не закрыть от хлама. Младших детей заботливо унижают одеждой старших.
В отдавании обносков есть такой аспект: отдавать может старший (по званию или по возрасту) младшему. Например, свекровь невестке может отдавать свои застиранные кофты и ношенные сапоги, а невестка ей отдать свои обноски не может, потому что тогда нарушит субординацию.
У меня тоже есть опыт нарушения границ с помощью навязывания одежды. Моя матушка часто без моего ведома покупала мне что-то в своём любимом секонд-хенде. А на моё предложение: “Давай я тебе тоже что-нибудь куплю” очень сильно обижалась. Учась в 11 классе, я купила маме новый кошелёк, она его возненавидела и не могла им пользоваться. Да, он был большой, как кирпич и неудобный. Но зато он был модный.
Однажды, будучи студенткой, я одела все самые смачные мамины приобретения вместе и пошла с ней по магазинам. Ей было стыдно, нас видели знакомые. На мне были резиновые боты для старческого возраста, куртка драповая, на два размера меньше, чем надо, разноцветная вязаная детская шапочка с помпоном и к этому я специально надела капроновые колготки в крупную сетку. В руках у меня была белая сумка из кожзама, которую мама “урвала по дешевке” на рынке. Я себя чувствовала как фрик. Мне стоило больших усилий не смеяться.
Для меня это была долгая и кропотливая работа - объяснять маме, что я не люблю, когда мне покупают одежду в секонде и тем более, без меня и то, что я не хочу. Почему-то мне важно было сделать это, не обижая её. Из-за моей чрезмерной деликатности на это ушло лет десять.

Глебова Александра Валерьевна
Опубликовано на сайте: ,  265 просмотров
Получить консультацию автора
Психолог — г. Санкт-Петербург
Другие статьи автора:

Комментарии

Зелина Мария Геннадьевна
Психолог - г. Калуга
Интересно, спасибо!
№1 | 13 февраля 2018
Татьяна Кузьмина
Психолог, Медицинский психолог Коуч - г. Ульяновск
Александра, спасибо за статью.
Да. Одежда это часть не только нашего тела, но и наше мировоззрение, а в ситуации подростков - зарождения и становления этого мировоззрения.

Но есть и другой вариант. Когда ребенок очень рано покупает себе те вещи, которые ему нравятся.
И тогда это его территория - территория без навязывания и родительской власти!

Возьму вашу статью на свою страницу в контакт.
№2 | 13 февраля 2018
Колесникова Татьяна Сергеевна
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
Спасибо за статью!
№3 | 13 февраля 2018
Глебова Александра Валерьевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Татьяна Кузьмина, спасибо Вам за комментарий! Конечно, берите.
№4 | 14 февраля 2018
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 74b2a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз