Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27009 специалистов из 923 городов
Скрыть

3 техники перепрограммирования сознания

Процесс перепрограммирования не предполагает "исправления"!

Один человек подарил своей любимой красивое кольцо в честь их помолвки.



Она воскликнула: "Боже! Какое оно красивое! Это настоящий бриллиант?", и он ответил: "Если он не настоящий, значит, я выбросил 300 рублей на ветер!".

Мы воспринимаем происходящее определенным образом, но затем мы замечаем некий аспект (своего рода "изюминку"), который полностью изменяет нашу перспективу и стимулирует нас посмотреть на происходящее с другой стороны.

Основным фактором, определяющим уровень счастья в жизни вашего клиента, является не то, что с ним происходит в действительности, а особенности его восприятия этой реальности, его отношение к происходящему, контекст, в котором он рассматривает свою жизнь. Все эффективные методы терапии (в том числе использование юмора!) подразумевают перепрограммирование восприятия – ведь определенные события становятся "хорошими" или "плохими" только тогда, когда мы воспринимаем их именно так.

 


Все мы сталкивались с людьми, способными найти хорошее даже в самых неприятных обстоятельствах, а также с индивидуумами, которые умеют превратить в трагедию даже самые приятные события. Сильные эмоции искажают наше восприятие реальности.





Когда мы сердимся, мы смотрим на происходящие события сквозь призму гнева; когда мы влюблены, окружающая реальность кажется нам просто "идеальной"; когда мы находимся в депрессии, мы негативно воспринимаем нейтральные или приятные моменты нашей жизни.



Люди идут к терапевту тогда, когда хотят почувствовать себя по-другому, когда хотят обрести тот образ мышления, который позволит им сделать свою жизнь более счастливой и здоровой.




3 вещи, которые я всегда делаю в процессе перепрограммирования 



1) Я не спорю с клиентом



Перепрограммирование восприятия не подразумевает его "исправления". Прямые указания и инструкции крайне редко дают результаты потому, что клиенту необходимо:



  • чувствовать, что к его мнению прислушиваются;
  • обрести убежденность;
  • понимать, что его никто не пытается обмануть – даже из самых лучших побуждений.


  • Вы сможете достичь куда большего эффекта, когда начнете представлять новое восприятие в виде на первых взгляд невинных вопросов, наблюдений или использования банальностей и прописных истин.



    "Многие из моих клиентов страдали от боязни тошноты"

    - 

эта фраза представляет собой прописную истину, однако в то же время она разрушает уверенность клиента в том, что он "такой один", в том, что он - единственный в мире несчастный, который страдает от подобной фобии.




    2) Я стараюсь постоянно помнить о том, что перепрограммирование происходит не только на "когнитивном" уровне

    

Возможно, Вы считаете, что "когнитивное перепрограммирование" работает только на уровне мышления, и это объяснимо и вполне нормально. Но на самом деле все намного проще. Существует еще один способ перепрограммирования восприятия: когда мы изменим свои чувства и эмоции по отношению к происходящему, мы одновременно изменим свои мысли по этому поводу (именно поэтому я использую гипноз в ходе работы с клиентами и обучаю его использованию других терапевтов на наших курсах).

    

Человеку необходимо прочувствовать процесс перепрограммирования. Кроме обращения к "мыслящему сознанию", данный процесс также должен оказать на человека эмоциональное воздействие. Если мы хотим, чтобы человек принял для себя новую манеру восприятия, она должна показаться ему более привлекательной с эмоциональной точки зрения, чем старое привычное отношение. Конечно же, нам необходимо успокоить клиента, но также нам необходимо умение в некоторых случаях повышать интенсивность его эмоций, - это поможет ему усвоить новую, более продуктивную манеру восприятия.



    Выяснив, какие факторы играют в жизни вашего клиента самую важную роль, Вы поймете, как именно Вы можете повысить его "эмоциональную температуру", и сможете применить эти знания для того, чтобы помочь ему усвоить и закрепить новую манеру восприятия.



    К примеру, при работе с бизнесменом, занимающимся сдачей недвижимости в аренду, - он хотел избавиться от своего пристрастия к курению, высасывающего из него жизненные силы, - я использовал следующую аналогию:



    "Представьте себе арендатора, которому Вы платите за то, что он живет в вашем доме. Представьте, что Вы платите ему за проживание, а он портит вашу мебель и ковры, ломает стены и крышу вашей собственности… разве Вы можете назвать эту сделку удачной?".

    

После подобного перепрограммирования клиент сказал, что теперь он просто не может продолжать курить. Данный способ сработал, потому что он был связан с сутью его бизнеса, а также с понятием "удачной сделки", которое играло в его жизни очень важную роль. Теперь он не мог воспринимать курение по-другому, он рассматривал эту привычку как "крайне невыгодную сделку".




    3) Перед началом процесса перепрограммирования я открываю "ворота внимания" в сознании клиента 



    На самом деле мне не стоило бы этого делать, но я хочу рассказать вам о том, о чем знают лишь некоторые избранные, - возможно, Вы не слышали об этом раньше…



    Да, возможно, я немного переборщил, - но при этом я добился своей цели и привлек ваше внимание!



    На самом деле нам необходимо убедиться в том, что клиент находится в подходящем состоянии сознания, оптимальном для усвоения новой, более полезной манеры восприятия, к которой мы и стремимся в ходе терапии.



    Нам необходимо не только запустить и поддержать процесс перепрограммирования, но и открыть "ворота внимания" в сознании клиента, таким образом добиваясь того уровня восприимчивости, которого достаточно для усвоения и закрепления предлагаемой манеры восприятия. Формулировка данной манеры восприятия может быть весьма элегантной, подобное отношение может быть весьма полезным для клиента, однако пока ваш клиент не допускает ее в свое сознание, оно не принесет ему никакой пользы.



    Именно поэтому каждому гипнотерапевту необходимо знать обо всех существующих способах погружения клиента в состояние повышенной восприимчивости, или "повышенной гипнабельности", - ведь на самом деле человек может погрузиться в это состояние не только в ходе формального гипнотического сеанса.



    Милтон Эриксон был настоящим мастером подготовки клиентов к усвоению новой манеры восприятия. Он регулярно использовал – как по отдельности, так и в виде разнообразных искусных комбинаций, - такие приемы и ощущения, как:


  • удивление и сюрприз;
  • шок;

  • юмор;
  • любопытство;
  • формальный гипноз, а также 
-
  • практическую демонстрацию и прямые инструкции.


  • Все эти техники помогали привлечь внимание клиента, позволяли ему освободиться от напряжения и погрузиться в измененное состояние сознания, оптимальное для усвоения новой манеры восприятия. Затем Милтон Эриксон представлял клиенту "новую перспективу", тщательно разработанную и учитывающую индивидуальные особенности человека. Новое восприятие в корне изменяло те ограничивающие и негативные идеи, которые и были причиной различных проблем и трудностей в жизни клиента.



    Конечно же, существует множество способов запуска процесса перепрограммирования, однако если Вы будете постоянно помнить о трех принципах, описанных выше, после выхода из вашего кабинета ваши клиенты смогут с удивлением обнаружить, что они усвоили и закрепили новую, более продуктивную манеру восприятия, которая поможет им изменить всю свою жизнь.

    Никитенко Николай Игоревич
    Опубликовано на сайте: ,  298 просмотров
    Получить консультацию автора
    Психолог — г. Москва
    Другие статьи автора:

    Комментарии

    Зелина Мария Геннадьевна
    Психолог - г. Калуга
    Спасибо, ценно!
    №1 | 13 февраля 2018
    Каракова Ирина Сергеевна
    Психолог, Гештальт-терапевтСемейный терапевт - г. Пятигорск
    Благодарю за статью! Интересно.
    №2 | 13 февраля 2018
    Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
    Войти через:ВконтактеFacebook
    Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 34d56 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
    Справка по сайтуКонтакты
    наверх
    вниз