Многие слышали про привязанность. Что это за термин, в чём суть и история теории привязанности, какие виды привязанности существуют и зачем вообще об этом говорить? Обо всём этом расскажу в статье:
Краткая история
Теория привязанности возникла в 1960-х годах, а её основателем является британский психоаналитик Джон Боулби. Однако историю её появления было бы важно начать с одного важного предшествующего открытия, сделанного австрийским психоаналитиком Рене Шпицем.
Итак, в 1940-х гг. Рене Шпиц провёл ряд наблюдений за детьми, находящимися в медицинских учреждениях в разлуке с родителями. Несмотря на благоприятные условия с точки зрения питания и гигиены, у детей сильно замедлялось, а то и вовсе останавливалось психическое и физическое развитие: наблюдались серьёзные отставания в развитии мышления, речи, движений. Шпиц сделал вывод, что это связано с эмоциональной депривацией, т.е. с прерыванием тесной эмоциональной связи ребёнка с матерью. Им было также установлено, что если последствия кратковременной депривации могут быть обратимы, то длительная депривация во время первого года жизни приводит к непоправимым последствиям для психики ребёнка, а в некоторых случаях и к его смерти.
Этот феномен - появление психических и физических нарушений развития у детей из-за отсутствия связи с близким человеком, получил название госпитализма. Термин был введён Шпицем в 1945 г. применительно к детям (позже похожие явления обнаружили и у взрослых). А в 1952 он представил научному сообществу документальный фильм "Психогенные заболевания у младенцев", в котором зафиксировал свои наблюдения.

Во время и после Второй мировой войны множество детей осталось без родителей на попечении государства, и многие специалисты наблюдали и фиксировали последствия госпитализма. Обратил внимание на госпитализм и лондонский психоаналитик Джон Боулби, работавший в 50-х гг. психиатром в детской больнице. В 1952 г. он снял документальный фильм "Двухлетний ребёнок в больнице", показав в нём, что происходит с двухлетней девочкой, оказавшейся в больнице без матери. Этот фильм наряду с фильмом Шпица внесли значительный вклад в изменение правил содержания детей в медицинских учреждениях и приютах.
В своей практике Дж. Боулби изучал биографии детей и подростков с тяжёлыми психическими патологиями и обнаружил, что в жизни каждого был серьёзный опыт ранних утрат, потерь или разлук со значимыми взрослыми, и даже по сравнению с другими травматическими переживаниями, о которых говорили дети и подростки, этот горький опыт явно выходил на первый план. Можно сказать, что это клиническое открытие положило начало теории привязанности.
Из своих наблюдений Боулби пришёл к выводу о существовании системы прочных эмоциональных связей, а также к тому, что она является фундаментальной и совершенно необходимой основой для развития психики человека, его личности и психологического здоровья. Такая эмоциональная связь получила название привязанности.
Итак, можно сказать, что привязанность - это эмоционально насыщенная связь между людьми, которая не разрывается ни временем, ни пространством. Это словно бы невидимая нить, связывающая двух людей.
Боулби считал, что ребёнок рождается с генетически обусловленной готовностью найти близкого человека, способного и готового неустанно заботиться о нём и защищать от всевозможных бед. Эта готовность свойственна всем без исключения детям, а эмоциональная связь между ребенком и взрослым постепенно становится гарантией выживания грудного ребенка, тихой гаванью в бурном океане.
Стили привязанности
В 60-70-х годах Мэри Эйнсворт, разделявшая идеи Боулби, провела эксперимент под названием «Незнакомая ситуация». В ходе эксперимента матерей с малышами возраста 1-1,5 лет приглашали в специально оборудованную комнату, где моделировали разные ситуации и наблюдали за поведением малыша в присутствии мамы/ при появлении незнакомого человека, когда мама рядом/ при появлении незнакомого человека, когда мама уходит/ при последующем возвращении мамы. Таким образом исследователи могли наглядно видеть, насколько ребёнок встревожен отсутствием матери, будет ли он готов смело исследовать комнату, оказавшись в новой для него ситуации, как от отреагирует на чужого человека, а также на последующее возвращение матери.
По итогам эксперимента М. Эйнсворт выделила три основных стиля привязанности:
- Надёжный
- Тревожно-амбивалентный
- Избегающий.
Позже Мэри Мэйн добавила к выделенным трём типам ещё дезорганизующий.
К нему были отнесены дети, которые вели себя непредсказуемо и не могли быть отнесены ни к одному из вышеперечисленных стилей.
Если представлять привязанность метафорически в виде каната, который идет от ребенка к родителю, то стили привязанности можно описать примерно так:
Ребёнок с надежным стилем привязанности спокоен и уверен: этот канат есть, он прочный, и на другом его конце надёжный взрослый, готовый поддержать. Я в безопасности. Если мне понадобится, я потяну за него, и получу необходимую помощь, поддержку или утешение.
Ребёнок с тревожным стилем крепко цепляется за этот канат и время от времени дёргает его. Он сомневается, боится: а вдруг помощь не придёт? Вдруг я останусь один в этом холодном мире? И он вновь и вновь беспокойно дёргает за канат, пытаясь почувствовать опору, но в глубине души он уже уверен: взрослый не надёжен, доверять ему нельзя, от каната лучше не отворачиваться, а чтобы получить хоть какую-то эмоциональную близость, надо дёргать за этот канат и трясти его.
Ребёнок с избегающим стилем уже не особенно держится за канат. А смысл? Вряд ли кто-то придёт поддержать, да уже и не надо. Он учится опираться на себя и не зависеть от чужой поддержки и помощи, хотя в глубине души чувствует одиночество и тоскует по близкому и тёплому контакту.
Важно отметить, что эти паттерны во взрослом возрасте переносятся в партнёрские отношения. Наверняка вы узнаете в этом описании себя или кого-то из близких.
Позже появилась динамическая модель привязанности Патрисии Криттенден, в которой есть ещё более подробное разделение. Для простоты упомяну здесь, что Криттенден выделяет три основные стратегии привязанности: A, B и С, где А - это примерный эквивалент избегающего стиля привязанности, В - надёжного, а С - тревожного.

диаграмма по Clark Baim
Цифрами обозначается индекс стратегии, при этом важно понимать, что в случае стратегий В индекс обозначает разные оттенки надёжного стиля привязанности, а в случае стратегий А и С с повышением индекса растут как уровень опасности среды, в которой рос ребёнок, так и нарушение обработки информации. Что это означает? Небезопасной среда может быть как физически - жестокий родитель, использующий побои и другие физические наказания, или когда нарушена забота о физиологических нуждах ребёнка (еда, одежда, нормальный сон и режим дня), так и психологически - непредсказуемый родитель, унижающий или обесценивающий, игнорирующий, другими словами, эмоционально небезопасный (подробнее можно почитать в статье про дисфункциональные семьи).
Но у ребёнка нет выбора, он вынужден взаимодействовать с небезопасным родителем, в таком случае, он учится искажать либо объективную реальность "на самом деле папа хороший, просто это я плохой, вот он и пьёт/бьёт", "у нас счастливая семья", либо собственные чувства "мне не страшно"/"я не злюсь" и т.п.
Соответственно, чем выше уровень опасности среды для ребёнка, тем больше он вынужден искажать реальность, и тем выше будет индекс (цифра в стратегии привязанности).
Итак, теперь кратко опишу, что приводит к нарушению привязанности:
- Эмоциональное пренебрежение и насилие (отвержение, холодность, непонимание, вербальное насилие).
- Пренебрежение физическим уходом за ребёнком (питание, физическая нагрузка, медицинские проблемы).
- Физическое и сексуальное насилие.
- Разлука со значимым взрослым (в результате смерти/длительной болезни/развода и тд).
- Постоянная смена основного ухаживающего взрослого (когда ребёнок не может сформировать прочную привязанность к одному человеку, например,
Как понять, какой у меня стиль привязанности?
Для определения стиля привязанности (в рамках классификации по М. Эйнсворт и М. Мэйн) можно воспользоваться приведёнными ниже книгами (соответствующие разделы есть в книгах Э. Чен и Д.П. Хеллер).
Некоторые тесты можно найти в интернете:
- Тест Энни Чен поможет в определении стиля привязанности;
- Тест "Измерение романтической привязанности, MIMARA" позволит определить важные компоненты привязанности во взрослых отношениях в паре;
- Шкала Кернс надёжности привязанности ребенка к родителям - поможет определить степень надёжности/ненадёжности сформированной в детско-родительских отношениях привязанности (для этого надо отвечать так, как вы ответили бы в детстве, будучи ребёнком);
- Опросник Опыт близких отношений ECR-R поможет оценить ваши отношения в паре по двум шкалам: тревожности и избегания близости.
Для диагностики, анализа результатов, а также для дальнейшей работы с выявленными нарушениями привязанности можно обратиться к психологу, знакомому с теорией привязанности. Самостоятельная работа тоже возможна с помощью книг и рабочих тетрадей (см. ниже в разделе книг).
Зачем это знать?
- Для лучшего понимания себя и выстраивания гармоничных близких отношений. У каждого из нас в детском возрасте сформировался определённый стиль привязанности, и при выстраивании близких отношений мы бессознательно опираемся на опыт самых первых отношений привязанности. К сожалению, не у всех этот опыт благополучный. К счастью, с этим можно работать. Осознавать, принимать и постепенно исцелять.
- Для того, чтобы опираться на эти знания в воспитании детей. Понимание идей привязанности поможет родителю быть чутким и внимательным к ребёнку, понимать его, а также выстраивать прочные, доверительные, тёплые отношения, которые станут фундаментом и опорой для развития личности ребёнка.
Что можно почитать?
- Для применения теории в воспитании детей как нельзя лучше подойдет книга "Тайная опора" Л. Петрановской. Она даёт хорошее понимание того, как формируется привязанность и что с ней происходит на каждом этапе возрастного развития ребёнка, На мой взгляд, книга полезна не только родителям, она может помочь каждому узнать что-то новое не только о природе привязанности, но и о самом себе.
- Книга "Обними меня крепче" Сью Джонсон хорошо подойдёт тем, кто готов работать над своими отношениями в паре. В книге рассказывается о том, как происходит потеря близости и любви в отношениях, а также о том, как можно эти отношения исцелить (на практических примерах из психотерапевтической практики).
- В книге "Близко, нежно, навсегда" Д.П. Хеллер вы можете найти практические упражнения для работы с нарушениями привязанности, а также определить характерные для вас и вашего партнера стили привязанности.
- "Теория привязанности" Энни Чен - это книга-воркбук, в которой практические упражнения гармонично совмещаются с теорией.
- Для тех, кто хочет изучить тему формирования и развития привязанности ещё более подробно, есть книги К.Х. Бриша "Терапия нарушений привязанности", "Теория привязанности и воспитание счастливых людей" и др.
Закончить эту статью мне хотелось бы словами Л. Петрановской, которая очень поэтично назвала привязанность "тайной опорой": "Когда мы обнимаем, утешаем, защищаем малыша, мы, конечно, не думаем о том, что, может быть, несколько десятков лет спустя именно эти наши слова, наши объятия, наша любовь могут спасти его от депрессии, от опасного пренебрежения собой, от роковой ошибки, от капитуляции перед бедой и болезнью. Но именно так оно и работает. Когда детство кончается, привязанность остаётся с ним - навсегда. Его тайная опора".
Мне хочется пожелать всем - и взрослым, и детям, самой надёжной, самой крепкой и тёплой внутренней "тайной опоры".
Если вдруг будет нужен хороший детский психотерапевт - не стесняйтесь, пишите, всегда готова порекомендовать опытного специалиста.