Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30408 специалистов из 983 городов
Скрыть

Ценность человеческой жизни в социокультурных константах современного общества

От автора: Статья опубликована в сборнике материалов конференции «The latest research in modern science: experience, traditions and innovations»(«Новейшие исследования в современной науке: опыт, традиции, инновации»). - North Charleston, USA:
CreateSpace, 2018.

Ценность человеческой жизни представляет собой уникальную философскую проблему, опирающуюся на опыт, народную мудрость и мировоззренческие ценности предшествующих поколений, на научные достижения в области гуманитарного и естественно-научного, технического знания современности, и возможность футурологического прогноза развития человечества, его новых возможностей и достижений.

Представитель русской религиозной философии, богослов Д.В.Скрынченко в своей работе «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» отмечал, исходя из религиозного аспекта осмысления жизни человека, «жизнь человеческая получает свою ценность под условием смысла ее. Смысл же жизни заключается в стремлении человека к Богу и в нравственном самосовершенствовании».[1]

Религиозные позиции нередко встречают противодействие со стороны светской этики и философии. В частности, атеистическая линия экзистенциализма  подводит человека к проблеме выбора.   Жизнь и смерть как к осознанно выбранные  возможности . А.Камю и Ж. -П.Сартр говорили, что «возможность самоубийства — это то, что отличает человека от животных, ибо она связана с осознанием и с выбором, а Г.Марсель видел в нем начальную точку любого подлинно метафизического мышления. Самоубийство связывалось даже с человеческим достоинством — Камю усматривал суть вопроса в том, чтобы «стать хозяином собственной смерти».[2]

Многообразие подходов в освещении вопросов нравственности, поведения личности в современном социокультурном пространстве, ее ценностных ориентиров, с одной стороны,  позволяет взглянуть на смыслообразование  и аксиологические компоненты человеческой  жизни с различных плоскостей, пробуждая интерес к философским размышлениям.  Но с другой стороны, способно ввести в заблуждение ввиду личностной незрелости, неуверенности, отсутствия необходимого жизненного опыта, а самое главное,  в силу определённых обстоятельств, нарушить или исказить духовно-нравственную парадигму современного человека.

Одной из самых сложных комплексных проблем современного общества является суицидальное поведение личности.

Суицид (от лат. sui   caedes — убийство самого себя)  - преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство.

Стоит отметить, что полифакторность суицида объясняется целым рядом явлений от психогенетической  предрасположенности (в частности, ввиду дисфункции серотонинергической системы) до кризиса социокультурных и политических взглядов. [3]

Под суицидальным поведением понимается определенная форма активности человека, с характерными  антивитальными представлениями (обесценивание жизни), собственно суицидальными мыслями (выражение желания умереть) и дальнейший переход к активным формам реализации задуманного.

Тревожной остается тенденция российских школьников и студентов (от 15 до 25 лет) к самоубийству. За 2017 по разным данным покончили с собой от  2300 до 3000  россиян. [4]

Ценность человеческой жизни для этих совсем юных людей оказалась под большим сомнением. Поэтому говоря о превентивных мерах по предотвращению такого явления, необходимо отметить следующее. Во-первых,  введение в качестве обязательного предмета «Основ православной культуры и светской этики» в российских школах требует более глубокой и кропотливой проработки. Так, необходимо осознание самими педагогами значения этого предмета в системе образования (здесь важна этическая константа, что суицид – это акт хоть и морального выбора, но в состоянии полной безнадежности,  что априори должно быть чуждо живому человеку ). В связи с этим греховность суицида подтверждается всеми религиями.

Во-вторых, во всех образовательных учреждениях, включая вузы, необходимо укрепить штат профессиональных педагогов-психологов, способных выявить состояние подопечных на ранних этапах кризиса и принять меры по устранению конфликта.

В-третьих,  работать с семьями. Для достижения положительных результатов в образовательных учреждениях важно развивать связи «школа – семья» , «Колледж-семья», «Институт-семья».

В-четвертых,  опираться на традиции этнопедагогики. В любой этнической культуре прославляется человек, а его жизнь наполнена священным смыслом. Понимание и осмысление ценности жизни человека проявляется в воспевании нравственных качеств личности человека,  доброте,  чувстве справедливости, милосердии, сострадании, любви,  отзывчивости и уважении.

Так,  многими исследователями отмечается весьма низкий уровень суицидов в республиках Северного Кавказа. Именно этнокультурная и религиозная составляющие ментальности, отличающиеся более жесткой оценкой суицида, а также не формальным, а именно истинным соблюдением предписаний религиозной благочестивой жизни, не позволяют человеку совершить самоубийство. По данным руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Бориса Положего, также есть этнопсихологические компоненты, как «уверенность в своих силах, реакция на стресс, направленная вовне, а не на себя, активность и целый ряд других моментов. Это сочетание и предопределяет тот факт, что наиболее меньшее количество суицидов именно на Северном Кавказе». (Правда и здесь есть свои исключения, так как среди уроженцев Северного Кавказа есть угроза распространения экстремистских религиозных учений, пропагандирующих самоубийство как героический поступок. Эти учения не имеют отношения к классическому исламу, который исповедует значительная часть российских мусульман).

Опираясь на традиции и ценности народа,  на его богатую культуру, аутентичность,  на воспевание подвига и героизма, человек приобретает опыт переоценки своего поведения и адекватного социокультурного поведения. Важнейшей ценностной ориентацией, препятствующей суицидальному поведению и наделённой смыслообразующей  значимостью, выступает осознанная религиозность. 

Если говорить о светской направленности, то важно осмысление значения собственной жизни и необходимости запуска механизма сопротивления жизненным трудностям, волевых компонентов личности и пробуждения желания жить.

 

Литература

  1. Скрынченко Д. В. Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению http://metaparadigma.ru/skrynchenko/
  2. Леонтьев Д.А. Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор//Московский психотерапевтический журнал, 2008, №4,. – С.58-81
  3. Халилова З. Л., Макулова А. Б., Колесник М. А. Суицидальное поведение у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3681–3685. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85737.htm.
  4. Суициды 2017. Статистика //https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html
  5. Почему на Кавказе нет самоубийц?// http://kavpolit.com/articles/pochemu_na_kavkaze_net_samoubijts-9303/
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Опубликовано: , 408 просмотров
К автору уже обратились 39 человек с сайта
Провела 34 онлайн консультации на сайте
Подписаться433
Подписаться433
Поделиться1СохранитьЕщё...

Комментарии

Затрутина Алена Владимировна
Врач-психотерапевт - г. Абакан
Надежда Архангельская писал(а):
во всех образовательных учреждениях, включая вузы, необходимо укрепить штат профессиональных педагогов-психологов, способных выявить состояние подопечных на ранних этапах кризиса и принять меры по устранению конфликта
На мой взгляд, в этом пункте есть важный нюанс: эти сотрудники должны быть скорее внештатными для образовательного учреждения, чтобы исключить вероятность давления со стороны руководителя школы-колледжа-вуза.
№1 | 17 марта 2018
Сергей Мостиков
Психолог, Семейный психолог - г. Екатеринбург
спасибо за статью!
№2 | 17 марта 2018
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Затрутина Алена Владимировна, вот прямо, что называется, "сняли с языка". Последнюю неделю об этом думаю. Педагог-психолог в образовательном учреждении является частью деструктивной системы со всеми ее нерелевантностями и попросту бредом. Этот человек - заинтересованная и зависимая сторона. Ни о какой объективности в работе не может быть речи.


№3 | 17 марта 2018
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Надежда, спасибо Вам за статью! О важных жизнеутверждающих компонентах сказано
№4 | 17 марта 2018
Яковлева Оксана Васильевна
Психолог - г. Тамбов
Надежда Архангельская писал(а):
Религиозные позиции нередко встречают противодействие со стороны светской этики и философии.

Да, в свете высказывания «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» меня очень поразил, тот факт, что две дочери Карла Маркса закончили свою жизнь суицидом. Одна из них вместе с мужем в преклонном возрасте, после чего Ленин сказал Крупской «Если не можешь больше для партии работать, надо уметь посмотреть правде в глаза и умереть так, как Лафарги». Поэтому грамотная работа педагога-психолога очень важна и что сознание играет большую роль в преодолении и разрешении проблемных ситуаций.

Благодарю за статью, Надежда.
№5 | 17 марта 2018
Журавлева Галина Вячеславовна
Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
Интересно и познавательно! Согласна во многом. Спасибо Надежда!
№6 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Галина, спасибо! Научно)
№7 | 17 марта 2018
Журавлева Галина Вячеславовна
Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
Надежда Архангельская, И научно, конечно, Надежда)) Для меня познавательно))
№8 | 17 марта 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
№3 | Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
Ни о какой объективности в работе не может быть речи.
А,если он честно делает своё дело,его начинают ненавидеть.
№9 | 17 марта 2018
Ё-моё!!! А ить и верно: поститься, молиться, слушать РадонежЪ. Только всеобщий воображаемый друг спасет нацию!
Решать реальные проблемы - такой геморрой, давайте лучше откатимся в средневековье, там спокойнее было.
№10 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Алена , я отталкиваюсь от того, что сама штатный преподаватель, но при любом удобном случае обо мне именно как психологе -практике вспоминают. А я давно прошу выделить хоть 1/4 ставки как психолога. Ребята идут с каждым набором все сложнее....Адаптационный период затягивается((
№11 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Сергей , спасибо)
№12 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
№3 | Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
Педагог-психолог в образовательном учреждении является частью деструктивной системы со всеми ее нерелевантностями и попросту бредом.
№1 | Затрутина Алена Владимировна писал(а):
эти сотрудники должны быть скорее внештатными для образовательного учреждения, чтобы исключить вероятность давления со стороны руководителя школы-колледжа-вуза.
Девочки, коллеги, да я согласна с этим, НО! Масса этих "НО!",что даже обсуждать не могу (именно морального права нет)
№13 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Олег , спасибо)
№14 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
№5 | Яковлева Оксана Васильевна писал(а):
меня очень поразил, тот факт, что две дочери Карла Маркса закончили свою жизнь суицидом.
Потрясающе, честно говоря, даже не знала об этом. Новый виток осмысления проблемы! Спасибо, Оксана!
№15 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Галина , да я даже не сразу решилась публиковать ее, ведь смотрю, у нас тут научные статьи не особо пользуются популярностью, но рада, искренне рада вашим словам! Спасибо большое!))
№16 | 17 марта 2018
Сергей Мостиков
Психолог, Семейный психолог - г. Екатеринбург
Надежда Архангельская, спасибо!)
№17 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Оксана , вот, вот...Снова про волков вспомнила, о нашем вчерашнем разговоре...(
№18 | 17 марта 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Надя, да,да,не будешь с нами выть -загрызём. Столько сил и здоровья стоит,чтобы в нашей системе образования на месте хорошую психологическую службу простроить.
№19 | 17 марта 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Надя, сегодня уже одна пользовательница в этой статье рассказывала,что правильно на меня напали,я женщин учу плохому,а Амазонки -это классный образ для женщин))
№20 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Оксана, с мужиками в сто раз легче бывает общий язык найти, чем с такими "барышнями"...
№21 | 17 марта 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Надя, это точно. Ты ещё не успел рот открыть,а они уже воюют)))
№22 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
MadHutter, согласна с Вами. Это уже исходя из того, что раз уж взялись за введение этого предмета, то адаптируйте его к обществу и к будням, а не к тому, что в реале и получается.... ((
№10 | MadHutter писал(а):
поститься, молиться, слушать РадонежЪ. Только всеобщий воображаемый друг спасет нацию!
№23 | 17 марта 2018
Оксана Владимировна Бубнова (Петрушина)
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Белгород
На Кавказе еще сильны традии родственных связей. Все члены родового клана в курсе событий жизни каждого, помогают, поддерживают и контролируют.
В нашей культуре продвигается идея индивидуализма и человек остается один. Сам с собой без поддержки, внимания со стороны родных.
Спасибо. Тема очень актуальная и сложная.
№24 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Оксана Владимировна , да, еще какие традиции...такие нити, захочешь - не перетянешь...Спасибо Вам!)
№25 | 17 марта 2018
Наталия Филимонова
Психолог, Семейный терапевт Расстановщик - г. Петергоф
Надежда Архангельская писал(а):
Важнейшей ценностной ориентацией, препятствующей суицидальному поведению и наделённой смыслообразующей значимостью, выступает осознанная религиозность.
Вот! Только откуда ей взяться в семьях атеистов?
Надежда Архангельская писал(а):
Тревожной остается тенденция российских школьников и студентов (от 15 до 25 лет) к самоубийству. За 2017 по разным данным покончили с собой от 2300 до 3000 россиян. [4]
Страшная статистика...
№26 | 17 марта 2018
Яковлева Оксана Васильевна
Психолог - г. Тамбов
Надежда Архангельская, рада, если информация окажется Вам полезной. На меня тоже это произвело в свое время огромное впечатление.
№27 | 17 марта 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Оксана, спасибо большое!
№28 | 17 марта 2018
Александр Уразов
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск
Очень важная тема. И, к сожалению, пока не очень понятная в плане ее благополучного разрешения.
Спасибо, Надежда!
№29 | 18 марта 2018
Румянцева Полина Витальевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Санкт-Петербург
Надежда Архангельская писал(а):
Так,  многими исследователями отмечается весьма низкий уровень суицидов в республиках Северного Кавказа.
насколько я понимаю, в коллективистских культурах, в принципе, показатели суицида обычно ниже. За счет более широкой социальной поддержки, прежде всего.
№30 | 21 марта 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий f33dd Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз