Метод автобиографии в психологии. Пример из клинической практики

Автор статьи: Психолог, Клинический психолог

Метод автобиографии в психологии Пример из клинической практики

      Метод автобиографии занимает важное место в пространстве психологического знания о человеке, поскольку с её помощью мы можем понять человека как целостность исходя из кристаллизованной целостности его сформированного опыта. Биографии выступают как ценный материал, раскрывающий внутренний мира человека.

    Метод автобиографии, параллельно с наблюдением и экспериментом, имеет отношение к эмпирическим методам, основной принцип которых является сбор информации о человеке.

 

                                          Пример из клинической практики

      Метод автобиографии

     Цель: Изучить жизненный путь личности.

    Задача: выявить общие психологические характеристики испытуемого на основе результатов его автобиографии.

     План опроса.

      Пункт №1  

  • Напишите своё Ф.И.О; где и когда вы родились?
  • Напишите Ф.И.О своих родителей (или опекунов).
  • Назовите тот род занятий, которым занимаются ваши родители (опекуны).
  • Кто-нибудь ещё помимо ваших родителей (опекунов) занимался вашим воспитанием? Если да, то кто?
  • Были ли случаи, когда ваш близкий родственник покидал вашу семью?
  • Были ли в вашей семье люди, страдающие неизлечимой болезнью?
  • Охарактеризуйте ваши условия проживания в семье.
  • Каков был психологический климат в вашей семье?
  • У вас есть родные братья или сёстры? Если да, то сколько?
  • Вы когда-нибудь хотели сбежать из дома?
  • Вы в целом удовлетворены воспитанием? Если нет то почему?
  • Кто из родителей доминировал в семье?

 

      Пункт №2

  • Опишите свою учебную деятельность в школе.
  • Как вы учились?
  • Были ли конфликты с учениками или педагогами?
  • Занимали ли вы лидерские позиции?
  • В каком университете вы обучались после школы?
  • Где вы работали по диплому?
  • Был ли человек, оказавший сильное влияние на ваше профессиональное становление?
  • Знания, полученные в университете, вам пригодились?
  • Сколько высших образований вы имеете?
  • Укажите, если есть, дипломы по повышению квалификации.

 

      Пункт №3

  • Опишите свою трудовую деятельность.
  • Какой был первый опыт трудовой деятельности?
  • Когда вы устроились на работу?
  • Если вы увольнялись, то укажите причину.
  • Вы удовлетворены своей нынешней работой?
  • Вы бы хотели что-нибудь поменять в своей нынешней работе?
  • Какие у вас отношения с рабочим персоналом?

 

     Пункт № 4

  • У вас есть на данный момент хобби, увлечения? Если да, то какие?
  • Какими увлечениями вы занимались раньше, а сейчас уже нет?
  • Чем преимущественно вы занимаетесь в свободное время?
  • Ваше хобби, если оно есть, отличается от той основной работы, которую вы выполняете?
  • Как вы относитесь к курению?
  • Как вы относитесь к алкоголю?
  • Как вы относитесь к своему здоровью? Что вы делаете для его подкрепления?

 

      Пункт №5 

  • Опишите свою частную жизнь.
  • Вы бы хотели что-нибудь изменить в своей частной жизни?
  • Вы в целом удовлетворены своей частной жизнью?

 

       Ответы испытуемого.

    Меня зовут Петров Руслан Андреевич (имя вымышленное). Родился в городе Белово 28 июля 1994 года.

       Мать зовут Петрова Юлия Анатольевна (имя вымышленное).

      Отца зовут Петров Андрей Викторович (имя вымышленное). 

      Пункт №1. Мать работает продавцом в продуктовом магазине. Отец работает шахтёром.

    И честно сказать такой род работы, как у родителей, лично меня бы в будущем не устраивал, потому что тратить свои силы ради удовлетворения чужих нужд – это не для меня.

    Помимо родителей моим воспитанием ещё занималась бабушка и дедушка по материнской линии. Родители рассказывали что были ещё какие-то родственники которые часто проводили со мной время воспитывая и поучая, но я был в то время ещё слишком мал, поэтому их не помню.

     Мою семью «покинули» родители моего отца. В настоящий момент пока что слава Богу все живы и здоровы, страдающих неизлечимой болезнью тоже не было и не будет!

    Мои условия проживания в семье? Нет таких условий, которые смогли бы пойти мне на пользу. Я стараюсь вырваться из этого места, не только из-за отвратительной работы, но и из-за родителей. Из-за них я каждую смену надрываю спину ради грошей. Ты же ведь знаешь, что я хотел  быть гуманитарием? Однако по настоянию родителей я пошёл в «КузГТУ» потому что в то время мне было всё равно чем заниматься. И вот теперь разрез, лопата, комбайны. И знаешь, что меня напрягает? То, что родители контролируют каждый мой шаг. Они и слышать не хотят о том что «Я» чего то сам могу хотеть. Но я уже привык к такому условию жизни, а значит условия проживания в семье и психологический климат довольно терпимы.

     У меня есть родная сестра которая живёт не с нами. У неё уже есть собственная семья, думаю она счастлива. Хотя мне всё равно. Отношения с ней были всегда не слишком тёплыми.

    И если честно я никогда особо не хотел сбегать из дома. Не смотря на то, что в моей семье в равной мере доминировали оба родителя. Однако при всё при этом я хочу сказать что они вовсе меня не ненавидят, просто они хотят чтобы у меня в жизни было всё хорошо проявляя свою любовь таким неприятным для меня способом.

     Пункт №2.Моя учебная деятельность в школе была довольно таки не плохой. Родители хотели чтобы я тянул на золотую медаль. Я как бы тоже этого хотел но чувствовал что не дотяну до установленной моими родителями планки. Меня это очень огорчало. Особенно тогда когда я видел в дневнике оценку (иногда конечно) ниже четвёрки. Психологически я был как между молотом и наковальней. Учился я прилежно, занятия не пропускал.

    Конфликтов с учениками и уж тем более с преподавателями у меня не было. В противном случае я бы не выдержал этого. Лидерских позиций я не занимал, мне и не хотелось этого, так как у лидера всегда есть дополнительная ответственность.

     После школы я обучался в «КузГТУ» (филиал кемеровского политеха).

     После университета по диплому я работаю и поныне (разрез Сартаки).

    Как и прежде, во все времена в процессе всякой учебной деятельности на меня влияли родители. В самом же заведении (в университете) людей способных повлиять на меня не было.

    Дипломов по повышению квалификации нет.

   Пункт №3. Моя трудовая деятельность включает в себя эксплуатацию некоторых машин, а так же тяжёлый труд, метал, холод, бессмысленность. Извини, но я не хочу говорить об этом.

Мой первый опыт трудовой деятельности был связан с продажей газет на улице. Это было летом ещё в школьные годы.

А вот своей нынешней работой я не удовлетворён. Хотя никакой альтернативы я не вижу. В своей нынешней работе я хотел бы поменять рабочий график и ведение обеденного перерыва.

Не смотря на сложность работы, персонал на удивление мне нравится, особенно те, у кого те же обязанности что и у меня. Начальство тоже вроде не плохое. В принципе из начальства я непосредственно контактирую с начальником смены и главным мастером.

   Пункт №4. Да, на данный момент у меня есть увлечения. Я сочиняю музыку и стараюсь писать стихи. Думаю это и есть то отвлечение от работы которая заставляет меня душевно отдыхать.

Раньше у меня не было никаких увлечений. Я был поглощён учёбой и желанием показать своим родителям, что школьная золотая медаль это не просто фантазии.

В свободное время я занимаюсь тем, чем придётся. Определённого графика занятий в свободное время у меня нет.

Отношусь к курению негативно. К алкоголю отношусь положительно.

К своему здоровью отношусь весьма щепетильно, хотя и употребляю алкоголь. Занимаюсь тяжёлой атлетикой в домашних условиях.

    Пункт №5. Моя частная жизнь мне нравится. Она, наравне с моими хобби, является успокоением для меня, и таким своеобразным восстановлением душевной энергии.

Хотелось бы чтобы моя частная жизнь была разнообразнее. Я имею в виду количество приятелей, время провождения с ними.

В целом я удовлетворён своей частной жизнью, поскольку подозреваю, что могло быть хуже.

 

    Анализ ответов испытуемого: объективно говоря текст получился достаточно сухим, в ответах информации не много, деталей мало, мысли по поводу чего либо дальше не разворачивались, ответы в некоторых местах чётко однозначные и без обоснования, имеются резкие переходы от одного вопроса к другому.

 Почти вся автобиография строится вокруг одного главного принципа неудовлетворённости жизнью. Он считает, что его родители – это почти главная причина, по которой он остаётся несчастен. И если подходить к вопросу с точки зрения гуманистической психологии, то тут мы видим типичное стремление к самоактуализации.

    Не смотря на то что он протестует против настоящей сложившийся ситуации, всё же у него нет точной альтернативы этому, то есть у него не имеется план реализации себя так как он хочет. Возможно, самоактуализация для него не связана именно с поступлением на другую работу, которая была бы ему по душе, напротив, актуализация для него означает поиск настоящего смысла жизни.                                                           

Стиль автобиографии – разговорный.

Тип речи – повествование.

 

Опубликовано на сайте: 19 марта 2021,  8462 просмотра
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться9
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Подступ к феноменологической психотерапии
Примечание. Хотя статья и носит философский характер, всё же она является базисом феноменологической психотерапии. Поэтому в «разделе» под статьёй указана именно «Психологическая поддержка», ...
Метод опроса (интервью) в психологии. Пример из клинической практики
Интервью— это вид опроса, использующий непосредственное психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. В процессе интервью психолог-интервьюер ...
Метафизика пессимизма
Человек каждый раз открывает для себя ту или иную грань реальности в соответствии с горизонтом собственного опыта. Сам по себе «горизонт» означает некий предел распространения чего-либо. В ...
Опыт применения техники КБТ «ведение дневника» в повседневной жизни
Здравствуйте уважаемые господа! Хочу поделиться с Вами собственным опытом ведения дневника в рамках когнитивно-бихевиоральной терапии. Началось всё с того что в процессе учебной деятельности нам задали ...
Отчёт по упражнению КБТ: «Снятие стресса» (по К. Шрайнеру) и схема «АВС»
Руслан (имя вымышленное), 24 года; Обратился за помощью в связи с хроническим стрессом. В процессе получения первичной информации (из беседы) было замечено что Руслан является тихим, скромным и в некоторой ...
Рекомендуем почитать
Аффирмации для скептиков
Дорогие читатели, как вы относитесь к аффирмациям? Аффирмация (от лат. affirmatio — утверждение, подтверждение) — утвердительное (положительное) суждение. В популярной психологии аффирмация ...
Наталия Филимонова
Наш выбор
Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно кто ты ...
Сергей Юрьевич
Жизнь в серванте
ЖИЗНЬ В СЕРВАНТЕ. "Когда я была маленькой девочкой у моей мамы было два красивых платья. Одно из них я видела на фотографиях с утренников в детском саду, где она работала. Второе на фотосессиях в ...
Шейхалиева Наталья
Как быть с обязанностями, когда нет интереса их выполнять? Ведь делать все через силу сложно
Вопрос: Как быть с обязанностями, когда интереса их выполнять нет? Как с этим справляться? Ведь делать все через силу сложно Ответ: У нас всегда есть определённый процент обязанностей, которые - просто ...
Елизавета Бакина
Твоя жизнь всё ещё ждёт тебя.
Твоя жизнь все еще ждет тебя. Почему я так говорю? Пока мы живем по привычке, своими детскими решениями о том, каким я должен быть, чтобы заслужить любовь и выжить – мы не живем свою взрослую жизнь. ...
Юлия Пырина
16737
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»