
Метод автобиографии занимает важное место в пространстве психологического знания о человеке, поскольку с её помощью мы можем понять человека как целостность исходя из кристаллизованной целостности его сформированного опыта. Биографии выступают как ценный материал, раскрывающий внутренний мира человека.
Метод автобиографии, параллельно с наблюдением и экспериментом, имеет отношение к эмпирическим методам, основной принцип которых является сбор информации о человеке.
Пример из клинической практики
Метод автобиографии
Цель: Изучить жизненный путь личности.
Задача: выявить общие психологические характеристики испытуемого на основе результатов его автобиографии.
План опроса.
Пункт №1
- Напишите своё Ф.И.О; где и когда вы родились?
- Напишите Ф.И.О своих родителей (или опекунов).
- Назовите тот род занятий, которым занимаются ваши родители (опекуны).
- Кто-нибудь ещё помимо ваших родителей (опекунов) занимался вашим воспитанием? Если да, то кто?
- Были ли случаи, когда ваш близкий родственник покидал вашу семью?
- Были ли в вашей семье люди, страдающие неизлечимой болезнью?
- Охарактеризуйте ваши условия проживания в семье.
- Каков был психологический климат в вашей семье?
- У вас есть родные братья или сёстры? Если да, то сколько?
- Вы когда-нибудь хотели сбежать из дома?
- Вы в целом удовлетворены воспитанием? Если нет то почему?
- Кто из родителей доминировал в семье?
Пункт №2
- Опишите свою учебную деятельность в школе.
- Как вы учились?
- Были ли конфликты с учениками или педагогами?
- Занимали ли вы лидерские позиции?
- В каком университете вы обучались после школы?
- Где вы работали по диплому?
- Был ли человек, оказавший сильное влияние на ваше профессиональное становление?
- Знания, полученные в университете, вам пригодились?
- Сколько высших образований вы имеете?
- Укажите, если есть, дипломы по повышению квалификации.
Пункт №3
- Опишите свою трудовую деятельность.
- Какой был первый опыт трудовой деятельности?
- Когда вы устроились на работу?
- Если вы увольнялись, то укажите причину.
- Вы удовлетворены своей нынешней работой?
- Вы бы хотели что-нибудь поменять в своей нынешней работе?
- Какие у вас отношения с рабочим персоналом?
Пункт № 4
- У вас есть на данный момент хобби, увлечения? Если да, то какие?
- Какими увлечениями вы занимались раньше, а сейчас уже нет?
- Чем преимущественно вы занимаетесь в свободное время?
- Ваше хобби, если оно есть, отличается от той основной работы, которую вы выполняете?
- Как вы относитесь к курению?
- Как вы относитесь к алкоголю?
- Как вы относитесь к своему здоровью? Что вы делаете для его подкрепления?
Пункт №5
- Опишите свою частную жизнь.
- Вы бы хотели что-нибудь изменить в своей частной жизни?
- Вы в целом удовлетворены своей частной жизнью?
Ответы испытуемого.
Меня зовут Петров Руслан Андреевич (имя вымышленное). Родился в городе Белово 28 июля 1994 года.
Мать зовут Петрова Юлия Анатольевна (имя вымышленное).
Отца зовут Петров Андрей Викторович (имя вымышленное).
Пункт №1. Мать работает продавцом в продуктовом магазине. Отец работает шахтёром.
И честно сказать такой род работы, как у родителей, лично меня бы в будущем не устраивал, потому что тратить свои силы ради удовлетворения чужих нужд – это не для меня.
Помимо родителей моим воспитанием ещё занималась бабушка и дедушка по материнской линии. Родители рассказывали что были ещё какие-то родственники которые часто проводили со мной время воспитывая и поучая, но я был в то время ещё слишком мал, поэтому их не помню.
Мою семью «покинули» родители моего отца. В настоящий момент пока что слава Богу все живы и здоровы, страдающих неизлечимой болезнью тоже не было и не будет!
Мои условия проживания в семье? Нет таких условий, которые смогли бы пойти мне на пользу. Я стараюсь вырваться из этого места, не только из-за отвратительной работы, но и из-за родителей. Из-за них я каждую смену надрываю спину ради грошей. Ты же ведь знаешь, что я хотел быть гуманитарием? Однако по настоянию родителей я пошёл в «КузГТУ» потому что в то время мне было всё равно чем заниматься. И вот теперь разрез, лопата, комбайны. И знаешь, что меня напрягает? То, что родители контролируют каждый мой шаг. Они и слышать не хотят о том что «Я» чего то сам могу хотеть. Но я уже привык к такому условию жизни, а значит условия проживания в семье и психологический климат довольно терпимы.
У меня есть родная сестра которая живёт не с нами. У неё уже есть собственная семья, думаю она счастлива. Хотя мне всё равно. Отношения с ней были всегда не слишком тёплыми.
И если честно я никогда особо не хотел сбегать из дома. Не смотря на то, что в моей семье в равной мере доминировали оба родителя. Однако при всё при этом я хочу сказать что они вовсе меня не ненавидят, просто они хотят чтобы у меня в жизни было всё хорошо проявляя свою любовь таким неприятным для меня способом.
Пункт №2.Моя учебная деятельность в школе была довольно таки не плохой. Родители хотели чтобы я тянул на золотую медаль. Я как бы тоже этого хотел но чувствовал что не дотяну до установленной моими родителями планки. Меня это очень огорчало. Особенно тогда когда я видел в дневнике оценку (иногда конечно) ниже четвёрки. Психологически я был как между молотом и наковальней. Учился я прилежно, занятия не пропускал.
Конфликтов с учениками и уж тем более с преподавателями у меня не было. В противном случае я бы не выдержал этого. Лидерских позиций я не занимал, мне и не хотелось этого, так как у лидера всегда есть дополнительная ответственность.
После школы я обучался в «КузГТУ» (филиал кемеровского политеха).
После университета по диплому я работаю и поныне (разрез Сартаки).
Как и прежде, во все времена в процессе всякой учебной деятельности на меня влияли родители. В самом же заведении (в университете) людей способных повлиять на меня не было.
Дипломов по повышению квалификации нет.
Пункт №3. Моя трудовая деятельность включает в себя эксплуатацию некоторых машин, а так же тяжёлый труд, метал, холод, бессмысленность. Извини, но я не хочу говорить об этом.
Мой первый опыт трудовой деятельности был связан с продажей газет на улице. Это было летом ещё в школьные годы.
А вот своей нынешней работой я не удовлетворён. Хотя никакой альтернативы я не вижу. В своей нынешней работе я хотел бы поменять рабочий график и ведение обеденного перерыва.
Не смотря на сложность работы, персонал на удивление мне нравится, особенно те, у кого те же обязанности что и у меня. Начальство тоже вроде не плохое. В принципе из начальства я непосредственно контактирую с начальником смены и главным мастером.
Пункт №4. Да, на данный момент у меня есть увлечения. Я сочиняю музыку и стараюсь писать стихи. Думаю это и есть то отвлечение от работы которая заставляет меня душевно отдыхать.
Раньше у меня не было никаких увлечений. Я был поглощён учёбой и желанием показать своим родителям, что школьная золотая медаль это не просто фантазии.
В свободное время я занимаюсь тем, чем придётся. Определённого графика занятий в свободное время у меня нет.
Отношусь к курению негативно. К алкоголю отношусь положительно.
К своему здоровью отношусь весьма щепетильно, хотя и употребляю алкоголь. Занимаюсь тяжёлой атлетикой в домашних условиях.
Пункт №5. Моя частная жизнь мне нравится. Она, наравне с моими хобби, является успокоением для меня, и таким своеобразным восстановлением душевной энергии.
Хотелось бы чтобы моя частная жизнь была разнообразнее. Я имею в виду количество приятелей, время провождения с ними.
В целом я удовлетворён своей частной жизнью, поскольку подозреваю, что могло быть хуже.
Анализ ответов испытуемого: объективно говоря текст получился достаточно сухим, в ответах информации не много, деталей мало, мысли по поводу чего либо дальше не разворачивались, ответы в некоторых местах чётко однозначные и без обоснования, имеются резкие переходы от одного вопроса к другому.
Почти вся автобиография строится вокруг одного главного принципа неудовлетворённости жизнью. Он считает, что его родители – это почти главная причина, по которой он остаётся несчастен. И если подходить к вопросу с точки зрения гуманистической психологии, то тут мы видим типичное стремление к самоактуализации.
Не смотря на то что он протестует против настоящей сложившийся ситуации, всё же у него нет точной альтернативы этому, то есть у него не имеется план реализации себя так как он хочет. Возможно, самоактуализация для него не связана именно с поступлением на другую работу, которая была бы ему по душе, напротив, актуализация для него означает поиск настоящего смысла жизни.
Стиль автобиографии – разговорный.
Тип речи – повествование.