Сегодня будет КиноТерапия, на которую мне не хватило одного сообщения - завершение разбора будет в комментариях к этому посту.
Фильм называется «Опустевший город» (2007 год). Ссылка для просмотра есть в моем телеграм-канале.
И эта работа, после которой мне нужно было помолчать, чтобы подумать — как рассказать хотя бы о крупице того, что можно в фильме увидеть.
Я бы сказала, что это история о том, что:
«иногда человеку просто нужно кому-то рассказать свою историю».
Нужно просто перестать держать свою боль в себе.
- Людям правда важно говорить о том ужасе, боли и шоке, которые они проживали в своей жизни одни (даже если рядом физически были другие люди).
- О том, в чем они были как будто изолированы — не могли это ни с кем разделить.
Разделить - это не про функционально послушать то, что говорит человек. Это про то, чтобы не закрываться от его чувств и боли.
«Слушание» психолога отличается от слушания других людей. То что психолог «слушает ушами» — это лишь верхушка айсберга.
Но тут не об этом. Тут об истории, которую человеку просто важно начать рассказывать.
СЮЖЕТ
Потому что эта история такая, что:
- «есть такие вещи, о которых я не могу думать»
- «мне не нравится это помнить».
Есть истории нашей жизни, которые нам не нравится помнить.
И у героя есть такая история. У него в известном всему миру терракте 11 сентября 2001 года умерла вся семья - жена, три дочери, собака.
И он закрылся после этой трагедии. И не говорил ни с кем об этом на протяжении многих лет.
- Он перестал общаться с родителями жены.
- Он ушел с работы.
- Он перестал общаться с друзьями, которые знали его семью и могли задавать вопросы.
- Он спрятался от мира - в компьютерных играх, в определенных кафе с едой, в постоянном переделывании кухни в квартире, в наушниках с музыкой, которую он постоянно слушает.
ДЕТАЛИ
- Наушники с музыкой - очень важный аспект этого фильма. Они прекрасно показывают, как он пытается заглушить свои мысли и чувства.
- Переделывание кухни - тоже очень важный момент. В фильме будет раскрываться - почему герой это постоянно делает. Обратите на это внимание.
- И конкретные привычные ему кафе с едой тоже красиво играют свою роль в фильме. Когда ему невыносимо - он говорит: «пошли поедим в кафе у китайцев».
Обратите внимание, если будете смотреть - какие темы он переключает всеми этими вещами.
И это нормально в его состоянии. Психика так пытается закрыться и выжить, потому что от терапии герой отказывается.
ПОСЛЕДСТВИЯ
А на фоне всей этой боли у героя развивается тяжелая форма ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). И оно хорошо видно в фильме.
- Он ведет себя и странно - и как ребенок. Так говорят даже дети его старого университетского друга, с контакта с которым и появляется возможность для исцеления.
И это правда - он ведет себя как ребенок, потому что пытается забыть взрослую часть своей жизни. Потому что помнить её - невозможно для психики. Там слишком много боли.
В такой форме ПТСР правда есть ощущение тумана, отрубленности от своей личности и событий своей жизни.
- И главный герой не зря не помнит старого университетского друга, несмотря на то, что он жил с ним вместе несколько лет.
При такой форме ПТСР правда при встрече старых знакомых может не просто быть ощущение «что это было в прошлой жизни» - может быть ощущение, что ты не знаешь этих людей.
Потому что ты не знаешь того себя - ты себя того не помнишь. Психика изолировала куски жизни и воспоминаний, потому что слишком много боли.
Невыносимо быть в контакте с собой, со своей болью и всеми чувствами/ всем опытом, который внутри.
ИСЦЕЛЕНИЕ
Но в фильме происходит некоторое исцеление героя. Хотя будем честными - оно там слишком быстрое. Даже старт этого исцеления слишком быстрый.
В жизни исцеление такой формы ПТСР гораздо более долгое.
- Оно требует психиатра и психолога, чаще всего. Оно долгое.
- И требует настоящего альянса и близости с психологом.
Но хорошо, что в фильме показаны риски.
Когда герой начинает говорить про свою семью - нам показывают, что в тот же день он не играет в компьютер. И он начинает смотреть новости. Причем новости про терракт попадаются.
Хотя много лет он не смотрел телевизор. Но в психике пошли изменения сразу - потому что он заговорил.
Просто слишком интенсивные изменения. И сразу после этого у него происходит срыв. И он попадает в тюрьму - просится туда сам, по сути. И это правда реалистично.
При слишком большом объеме поднимающихся чувств - человек в таком состоянии будет стремиться:
- Или в тюрьму,
- Или в психиатрическую клинику.
Так психика пытается обезопасить себя - поместить себя в жесткий режим. Это нормально.
В реальной терапии такая скорость прыжка в его историю нереалистична. Особенно без медикаментов. И опасна.
Но это фильм. И в целом - история там разворачивается хорошо. В конце герой не исцеляется полностью. Так не может быть.
- он все равно уходит в мир компьютерных игр.
- и он не хочет пока общаться с родителями бывшей жены - это слишком интенсивно для него. Ему надо дать время.
Но он говорит:
- Говорит то, что может.
- говорит то, о чем молчал.
И способствует этому - близость.
- небольшая команда людей, которые готовы быть рядом.
- и принимать его таким, какой он есть сейчас.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
Очень интересен еще момент и дополнительная линия.
В фильме будет героиня, которая условно тоже «сумасшедшая». У нее тоже своя боль: из-за которой она делает непристойные предложения стоматологу.
Обратите внимание, как эти два «сумасшедших» увидят друг друга.
- и заинтересуют друг друга.
- и поймут друг друга.
- услышат боль друг друга.
Эта линия меня особенно порадовала. Она необязательная, но очень точная.
И как вектор или веточка, которая поможет вытянуть обоих героев.
Терапия, дружба и такие вот зарождающиеся отношения (или я бы сказала - интерес, способность смотреть на еще кого-то противоположного пола после своей боли) как опоры для постепенного выхода в жизнь.
ДРУЖБА
По вопросам дружбы - там есть особенности. Если человек в таком состоянии без терапии - в его мир правда может затянуть. Потому что там трудное состояние.
Оно как «зыбучие пески» (в фильме есть такая метафора).
И его университетский друг начинает затягиваться в это в начале фильма - обратите внимание.
- он не приходит домой к семье.
- тоже играет в игры.
- не спит ночью перед работой, а идет в кинотеатр.
- не берет трубку от жены.
Да, это связано и с динамикой/ трудностями жизни самого этого друга. Это ему тоже нужно для взросления и исцеления.
Но, к сожалению, важно знать, что психиатрическая динамика без терапии с какой-то из сторон сильно затягивает в себя.
Поэтому чисто дружба в таких состояниях не всегда полностью поможет. Надо быть очень крепким психически, чтобы в это не улететь.
Тут важен опытный психолог, адекватный психиатр и команда помощи.
В фильме и в дружбе все заканчивается хорошо. Потому что появляется еще команда тех, кто может помогать герою так или иначе. И университетский друг главного героя сохраняет свою семью и работу - и только укрепляется в ее ценности.
Фильм невероятно глубокий.
- коллеги увидят там много тонкого, что я не смогу в одном разборе раскрыть - я и так вышла за рамки одного сообщения, потому что поняла, что не могу это сократить. Это и так лишь небольшой процент того, что я вижу.
- но я и не хотела бы этот фильм раскрывать идеалистически - могло все закончится совсем не так.
Там много рисков. Просто человечность и неравнодушие к близкому иногда важнее рисков.
В целом - это прекрасная работа.
- важная история.
- и отличная игра Адама Сэндлера - он хорошо передал всю боль, горе, туман и особенности подобных форм ПТСР.
Смело рекомендую к просмотру. Очень рекомендую!
1. Телеграм-канал с подкастами и удобным размещением разборов фильмов:
https://t.me/daryayureva_psy
2. Личный сайт и бесплатная неделя терапевтической онлайн-программы «Искусство жить»:
http://darya-yureva-psy.ru/