Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28632 специалиста из 952 городов
Скрыть

Гештальт-терапия: мифы и реальность

От автора: Погодин, И.А., Олифирович, Н.И. Гештальт-терапия: мифы и реальность / И.А. Погодин, Н.И. Олифирович // Вестник гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 4. – Минск, 2007. – Стр. 7-14.

Гештальт-терапия: мифы и реальность

  

Мифология, подобно отсеченной голове Орфея, продолжает петь даже после смерти, и пение ее доносится издалека.

К. Кереньи

 

Гештальт-терапия существует уже 55 лет и за это время сложилась как целостное направление психотерапии со своей теорией и соответствующей ей практикой. Вместе с тем к настоящему моменту гештальт-терапия обрела ореол из мифов, легенд, слухов и сплетен. Целью настоящей статьи является анализ гештальт-подхода через раскрытие оппозиции «мифы и реальность». Текст статьи построен как последовательность тезисов, предполагающих обсуждение отдельных мифов. 

 

Миф 1. Гештальт-подход атеоретичен

 

Данный миф появился еще в калифорнийский период творчества Фрица Перлза, увлекавшегося в то время экспериментами по отыгрыванию и занимавшего атеоретическую позицию. До сих пор в общественном сознании существует мнение, согласно которому гештальт-терапия выступает как набор техник, не имеющих под собой оснований в виде целостной теории.В настоящее время гештальт-подход накопил огромный фактологический материал и обладает значительным теоретико-методологическим потенциалом.

Возникший в результате ревизии психоаналитической теории и впитавший идеи популярных в первой половине прошлого столетия экзистенциализма и феноменологии, гештальт-подход в настоящее время приобрел черты самостоятельной и завершенной теоретической школы. Сегодня в рамках гештальт-направления сосуществует множество подходов, развивающих теоретические представления о self, теорию поля, пытающихся интегрировать теорию объектных отношений и гештальт-подход, а также фокусирующихся на частных аспектах гештальт-терапии: клинических, кризисных, организационных, семейных, групповых и т.д.  [3, 4, 5, 6, 7, 8]. 

Творческие усилия сотрудников Белорусского Института Гештальта сконцентрированы на ресурсах ассимиляции постмодернистких идей в гештальт-подход, развитии клинических аспектов гештальт-терапии, а также методологическом обосновании двух "ветвей" современного гештальт-подхода: системно-аналитической гештальт-терапии (Н.И.Олифирович, Г.И.Малейчук) и диалоговой модели гештальт-терапии (И.А.Погодин) . 

 

Миф 2. Гештальт-терапия представляет собой набор техник.

 

Несмотря на то, что в общественном сознании визитной карточкой гештальт-терапии выступают техники «пустого» и «горячего» стульев, монодрама, отыгрывание полярностей и др., в фокусе внимания гештальт-терапевтов находятся не сами технические приемы, а особенности организации контакта клиента со средой. Более того, основным инструментом гештальт-терапевта является он сам. Поэтому техники, которые он использует, являются лишь продолжением его self.Наиболее важной составляющей практики работы гештальт-терапевта выступает эксперимент, являющийся не конкретным набором техник, а живым процессом, производным от контекста терапевтических отношений [1]. При этом эксперимент является уникальным для каждой терапевтической сессии. Таким образом, за свою профессиональную жизнь гештальт-терапевт создает десятки тысяч экспериментов. 

 

Миф 3. Гештальт-подход сконцентрирован лишь на работе с чувствами.

 

Миф базируется на представлениях о «диком» гештальте, типичной чертой которого является регресс к редукции интервенций, в своем экстремуме стремящийся к сведению всего диапазона технических приемов к вопросу «Что ты сейчас чувствуешь?» и совету «Побудь с этим».Не умаляя значения эмоциональной сферы в жизни человека, заметим, что одним из базовых принципов гештальт-подхода является холизм. Это значит, что равной ценностью для нас как гештальт-терапевтов обладают и чувства, и мысли, и фантазии, и намерения, и телесные ощущения и др. В гештальт-экспериментах создается возможность для интеграции функций self и проявления чувств, желаний, потребностей, мыслей, представлений, фантазий, выборов, действий и др. 

 

Миф 4. Гештальт-терапия распространяется исключительно на поле «здесь-и-сейчас».

 

Этот миф вытекает из неверного понимания классического принципа, предложенного Ф.Перлзом. «Здесь и сейчас» не означает, что гештальт-терапевт работает лишь с теми переживаниями, которые относятся к актуальному контакту в терапевтическом процессе. Такое понимание существенно обедняет процесс терапии. При буквальном следовании этому принципу возникают сложности при обращении с важными воспоминаниями, относящимися к прошлому, а также с мечтами и фантазиями о будущем.В реальности принцип «здесь и сейчас» означает примат феноменов, возникающих в настоящем контексте. Это могут быть воспоминания о прошлых событиях, переживаемые сегодня. При этом акцент в гештальт-терапии ставится на актуальном процессе переживания прошлого опыта. То же самое относится и к фантазиям о будущем, представленным «здесь и сейчас» какими-то мыслями, чувствами, ощущениями и др. 

 

Миф 5. Гештальт-терапия – это секта.

 

Для анализа этого мифа воспользуемся некоторыми отдельными характеристиками культа, позволяющими различить просоциальные объединения и деструктивные секты [2].«Группа сосредоточена на живущем лидере, к которому члены группы явно демонстрируют чрезмерно фанатичную, слепую приверженность» [2; 148].

 

Начнем с того, что основатель гештальт-терапии Ф.Перлз умер 36 лет назад и в настоящий момент в гештальт-подходе не существует ни одной культовой фигуры, которая бы объединяла всех представителей данного подхода. Кроме того, «фанатичная, слепая приверженность» кому бы то или чему бы то ни было антагонистична гештальт-мировоззрению.«Вопросы, сомнения и инакомыслие не поощряются или даже наказываются»; «руководство диктует – иногда очень детально – как члены группы должны думать, действовать и чувствовать (например: члены группы должны получать разрешения от лидеров на свидания, смену работы, женитьбу; лидеры могут предписывать, какой тип одежды носить, где жить, как воспитывать детей и т.д.» [2; 148].

 

Ценностью гештальт-терапии, напротив, является повышение чувствительности к себе и к своим границам. В фокус внимания помещаются собственные потребности индивида, а также его интересы, ценности и убеждения. При этом делается акцент на индивидуальности и уникальности каждого человека.«Используются техники отключения (оцепенения, замораживания) сознания (типа медитаций, монотонного пения, говорения на языках, обвинительных (разоблачительских, доносительских) сессий, повседневного режима истощающей работы), чтобы подавить сомнения относительно группы и ее лидера(ов)» [2; 148-149].

 

В гештальт-подходе используются методы, направленные на расширение сферы осознавания, «размораживания», восстановления чувствительности и поддержку собственной активности и интересов личности. Гештальт-терапевты поддерживают способность клиента заботиться о себе, своих нуждах и потребностях.«Группа обладает поляризованным менталитетом «мы-против-них», который влечет конфликт с более широким обществом»; «слепое подчинение членов группе заставляет их сокращать связи с семьями, друзьями, отказываться от личных и групповых целей и занятий, которые интересовали их до присоединения к группе» [2; 149].

Ценностью гештальт-терапии является творческое приспособление индивида к среде, в которой он живет. Более того, гештальт-терапия фокусируется на повышении качества контакта клиентов с их семьями, друзьями, коллегами по работе, т.е., в широком смысле, повышении качества их жизни вне рамок терапии. 

 

 Миф 6. Процесс гештальт-терапии длится неоправданно долго. Изменения могут быть осуществлены за более короткий срок.

 

 Действительно, гештальт-терапия – процесс достаточно длительный. Это проект развития человека, в отличие от проектов коррекции или избавления от проблем.Длительность гештальт-терапии определяется следующими факторами.

1.   Симптом в гештальт-подходе рассматривается не столько как неудобный для существования индивида феномен, сколько как результат проявления специфического способа организации контакта индивида со средой. Поэтому облегчение или исчезновение симптома является вторичным по отношению к изменению способа организации контакта, включающему трансформацию поведения, способа обращения с переживаниями и процесса осознавания.

2.   Симптом, который беспокоит клиента, есть результат нарушения его способности к творческому приспособлению, которому клиент «обучается» в течение всей жизни. Было бы наивно думать, что то, чему обучались всю жизнь, можно исправить за несколько дней или даже месяцев

3. Cимптом, предъявляемый в терапии, является системным феноменом, производным от существующих отношений в поле. В связи с этим изменения индивида в терапии осложняются ригидностью системы отношений, в которую он включен. Поэтому ассимиляция нового опыта, полученного в терапии, осложняется необходимостью системных изменений.

4. Процесс стабилизации результатов терапии требует достаточно длительной поддержки со стороны терапевта. В противном случае неизбежен регресс, проявляющийся в возврате к прежним формам организации контакта. 

 

Миф 7. Гештальт-терапия культивирует эгоизм

 

Отчасти этот миф является правдой. Ввиду уже упоминавшегося нами тезиса о гештальт-терапии как проекте развития индивида неизбежным является проживание этапа эгоцентризма, связанного с усилением внимания к собственным желаниям, мотивам, чувствам. Очевидно, что для изменения способа организации контакта в среде индивиду необходимо сконцентрироваться на осознавании своих собственных потребностей, возникающих в определенном контексте.

Только после выполнения этой первичной задачи возможно адекватное размещение себя в отношениях с окружающими, также имеющими собственные потребности и желания.Таким образом, экология обращения со своими переживаниями является моделью для построения экологичных отношений с другими людьми.

Гештальт-терапия базируется на ряде гуманистических ценностей, например, эмпатии; концентрации на ресурсах и возможностях в противовес фокусированию на симптомах и нарушениях; уважении к внутреннему миру другого; альтруизме, который проявляется в поддержке окружающих. Таким образом, особенностью гештальт-терапии является не концентрация внимания на полюсах континуума «Я - Другие», а на восстановлении свободы выбора на этом континууме в непрерывном процессе творческого приспособления. Только в этом случае появляется чувствительность к границе контакта со средой и, как следствие, - возможность терапевтических изменений.  

 

Миф 8. Научиться гештальт-терапии можно за очень короткое время.

 

 Прохождение непродолжительных курсов по гештальт-терапии, преподаваемых на психологических факультетах, зачастую создает иллюзию простоты овладения навыками работы гештальт-терапевта. Однако такие курсы предполагают лишь поверхностное знакомство с гештальт-подходом. Обучение же профессии гештальт-терапевта – процесс гораздо более длительный. Он детерминирован следующими факторами: 

1. Необходимостью личной терапии. Большинство людей, обучающихся гештальт-терапии, приходят в программу с неосознаваемыми мотивами понять себя, разобраться со своими психологическими сложностями. Зачастую эти мотивы осознаются как проективное желание помочь другим. И только в процессе обучения собственные проблемы становятся ясными и, выступая в качестве фигуры, уже не могут быть проигнорированы. Очень скоро становится очевидным, что способность быть гештальт-терапевтом является производной от качества осознавания своих собственных препятствий в организации контакта. При этом оказывается, что ограничения в понимании себя формируют соответствующие препятствия в терапевтической работе. Другими словами, терапевту не удается продвинуть клиента дальше, чем ему удалось продвинуться самому в своей личной терапии. 

2. Экспириентальным характером обучения. Специфическая особенность обучения гештальт-терапии заключается не столько в процессе интроекции необходимых знаний, сколько в ассимиляции подвергаемых сомнению интроектов. Теория и практика гештальт-терапии носят не аксиоматический характер, а, наоборот, адаптируются под каждый новый возникающий в терапевтическом поле контекст. Поэтому процесс обучения каждого гештальт-терапевта является носит уникальный характер. При этом знания передаются от мастера к ученику «из рук в руки». Более того, каждый теоретический тезис нуждается в обозначении области его практического приложения. Именно поэтому лекция в гештальт-программах не является основной формой обучения. Она лишь запускает специфические процессы осознавания и экспериментирования. 

3. Ролью супервизии в формировании терапевта. Как мы уже отмечали выше, главным инструментом гештальт-терапевта является он сам с его чувствами, переживаниями, мыслями, фантазиями, желаниями. Ввиду чрезвычайной сложности этого инструмента он нуждается в длительном процессе «настройки», что в дальнейшем проявится в терапевтическом стиле гештальт-терапевта. Особую роль в обучении гештальт-терапии занимает очная супервизия, спецификой которой является присутствие супервизора на терапевтической сессии. В ходе учебных сессий обучаемый может столкнуться с собственными психологическими проблемами, актуализирующимися в ходе терапевтической сессии, и с необходимостью их осознавания и проработки в личной терапии. Важно отметить, что необходимость супервизии и личной терапии остается актуальной на протяжении всей профессиональной жизни гештальт-терапевта.В заключение отметим, что гештальт-терапия, выступая ярким феноменом современной культуры, вызывает с каждым годом все больше интереса.Рассмотренные нами мифы, конечно же, не исчерпывают всего богатства и многообразия историй, складывающихся вокруг гештальт-терапии. Мы не ставили перед собой задачу разоблачения всех мифов, а хотели продемонстрировать некоторые важные положения и принципы гештальт-подхода.

 

Литература

1.                 Гингер С. Гештальт – терапия контакта. СПб., 1999. – 287 с. 

 

2.                 Лангоуни М. Контрольный список характеристик культа/ Журнал практического психолога. Москва, № 1-2, 2000. С. 148-149 

 

3.                 Малейчук Г.И., Дробышевский Б.А. Гештальт-подход на Беларуси: поиск идентичности/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 3. Минск, 2006. С. 18-23. 

 

4.                 Погодин И.А. Постмодернистская революция в психотерапии/ Гештальт гештальтов. 

 

5.                 Погодин И.А. Психопатология через призму философско-клинического анализа/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 3. Минск, 2006. С. 7-17. 

 

6.                 Погодин И.А. Феноменология творческого процесса/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 2. Минск, 2006. С. 16-23. 

 

7.                 Погодин И.А., Олифирович Н.И., Малейчук Г.И. Концептуальный анализ гештальт-подхода/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 2. Минск, 2006. С. 7-16. 

 

8.                 Харин С.С. От связей к отношениям: новая парадигма гештальт-терапии/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 3. Минск, 2006. С. 24-46. 

 

9.                 Дробышевский Б. Терапевтические отношения – возможность встречи/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 2. Минск, 2006. С. 45-58. 

 

10.            Малейчук Г. Использование феномена «границы Я» для диагностики уровней организации личности/ Вестник Гештальт-терапии: сб. ст. Вып. 1. Минск, 2006. С. 44-53. 

 

11.            Pogodin I. Gestaltanalize - integrative peeja / Psihologija mums. - 2005. - №24-25. - Lap. 86-90. 

 

12.            Pogodin I. Psihodinamiska pieeja personibai psihoterapija / Psihologija mums. - 2006. - №28. - Lap. 28-31. 13.            Pogodin I. Psychologiczna fenomenologia narcyzmu / Gestalt- - 1/2005 (62). – S. 34-39.

 

P.S. Статья реально старая и писалась на "злобу дня". А теперь я периодически обнаруживаю ее на сайтах, где всерьез обсуждают тему "Гештальт - это секта" :( 

Психолог, Супервизор, Семейный терапевт Гештальттерапевт - г. Минск (Беларусь)
Опубликовано: , 10306 просмотров
К автору уже обратились 183 человека с сайта
Подписаться974
Подписаться974
Поделиться63СохранитьЕщё...

Комментарии

Куликов Глеб Егорович
Психолог, Ведущий тренингов - г. Витебск (Беларусь)
"Миф №3 базируется на представлениях о «диком» гештальте, стремящемся к сведению всего диапазона технических приемов к вопросу «Что ты сейчас чувствуешь?» и совету «Побудь с этим»." - это конечно миф не о гештальте, а правда о некоторых психотерапевтах, практикующих данное направление. Единственное что удивляет, что среди оных встречаются довольно титулованные супервизоры...

"Было бы наивно думать, что то, чему обучались всю жизнь, можно исправить за несколько дней или даже месяцев" - не всем проблемам мы учимся всю жизнь, иногда хватает и мгновений (фобии). Значит мозг все-таки способен к мгновенным изменениям? Другое дело что это психотерапевту требуется различное время на то, чтобы найти подход к конкретному человеку и решить его проблему!
№1 | 14 ноября 2011
Наталья Олифирович
Психолог, Супервизор, Семейный терапевт Гештальттерапевт - г. Минск (Беларусь)
Сведение
всего диапазона технических приемов к вопросу «Что ты сейчас чувствуешь?» и совету «Побудь с этим»." - это конечно миф не о гештальте, а правда о некоторых психотерапевтах, практикующих данное направление. Единственное что удивляет, что среди оных встречаются довольно титулованные супервизоры...
Да, встречаются... В любой профессии на любом уровне есть очень хорошие специалисты, "середняки" и "двоешники". Увы! Нормальное распределение.
№2 | 15 ноября 2011
Наталья Олифирович
Психолог, Супервизор, Семейный терапевт Гештальттерапевт - г. Минск (Беларусь)
Другое дело что это психотерапевту требуется различное время на то, чтобы найти подход к конкретному человеку и решить его проблему!
Да, это правда. Независимо от направления. Но гештальт-подход не занимается "решением проблем". Это, скорее, философская практика со всеми вытекающими характеристиками.
№3 | 15 ноября 2011
Куликов Глеб Егорович
Психолог, Ведущий тренингов - г. Витебск (Беларусь)
гештальт-подход не занимается "решением проблем"
Тогда у меня возникает вопрос: что Вы понимаете под "проблемами" (которые гештальт "не решает")? Или поясните пожалуйста цели, которые ставит перед собой и клиентом гештальт-терапевт, занимаясь с ним "филосовской практикой"?
Спасибо!
№4 | 17 ноября 2011
Удалено автором комментария
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий e0976 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз