Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27769 специалистов из 940 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Интервизия как возможность профессионального роста.

От автора: Статья опубликована в журнале "Юнгианский анализ" 2011г.
 

                           (Советы по выживанию группы из личного опыта)

 

«Коллектив возможен только при условии, если он объединяет   людей на задачах деятельности, явно полезной для общества».

Макаренко А.С.

 

«Коллективное бессознательное тем более бессознательно, чем более коллективно»

Из несказанного Юнгом.

 

Статьи об интервизиях принято начинать словами «Интервизия - это супервизия без супервизора». Позволим себе поставить большой знак вопроса. Может ли интервизия заменить супервизию (и наоборот). Для многих коллег интервизорская работа стала необходимой частью психологической практики. Что же такое интервизорская группа, ее цели и задачи и значение в профессиональной жизни? Эта статья является попыткой осмыслить личный опыт создания и участия в нескольких интервизорских группах, а также воспользоваться опытом коллег, которые любезно поделились своими переживаниями, идеями и взглядами на интервизорскую работу.

 

Интервизия - это представление психологической работы в среде коллег, равных по опыту, статусу (в идеале).

В.Андреева об интервизии: «Создание и работа интервизовской группы – это уникальный и творческий процесс, пространство развития через обмен и поиск. Бессознательное собирает нас по своей логике, создает пространство, где мы проживаем и находим части себя. Мы дополняем, отражаемся в друг друге и имеем возможность собирать отклики на материал интервизируемого в интересный и разноплановый материал.

Групповой процесс без руководителя (мамы- папы), утверждение себя в группе себе подобных - своего рода инициация взросления, порой сложный, но ценный опыт для тех кто «выживет». Осилит путь идущий. Возможно, это статья поможет сделать этот путь более безопасным».

 

Интервизия не предполагает обучения, а решает задачи профессиональной поддержки, творческий инсайт— коллективными усилиями. Можно назвать и другие функции интервизий:

  • Интервизионная группа - это профессиональный обмен      информацией. Это возможность познакомиться       с методами и техниками работы, взглядами и подходами коллег.
  • Интервизионная группа – это возможность для      специалиста получить поддержку, новый взгляд на работу с пациентом,      обогатиться опытом коллег, расширить свои профессиональные возможности.      Это особенно ценно, учитывая разноплановость профессиональных интересов участников      группы. Как показывает практика, чем больше разница во взглядах участников      группы, тем выше ее ресурс.
  • Интервизионная группа – это пространство      «контейнирования» тревоги терапевта, что является необходимым как      начинающиму практику, так и опытному терапевту в условиях работы тяжелыми,      сильно нарушенными пациентами. Психолог, работающий с такими пациентами, часто сам нуждается в      поддержке. Группа дает такую возможность.
  • Интервизионная группа – это профилактика «синдрома      выгорания терапевта», т.к. позволяет       экологично проработать негативные чувства, которые непременно возникают в      процессе работы.
  • Интервизионная группа – это предупреждение развития      созависимости, что тоже является реальной опасностью для специалистов,      работающих с проблемой зависимости. Это касается, возможно, всех людей      помогающих специальностей, но в особенности, работающих с детьми и      подростками. Группа помогает      удерживать профессиональную позицию, уберечь участника от «миссии спасательства»      и связанных с этим чувств разочарования и вины.
  •     

    Это только некоторые функции интервизионной группы. Нельзя не отметить и некоторый риск, на который идут участники группы. Это касается возможности пошатнуть персоны и маски, которые неизбежно формируются в любом коллективе, тпрофессиональном сообществе, и носят, безусловно, защитный характер. Не все оказываются готовыми к этому. Кроме того, в группе начинаются процессы групповой динамики, которые также приходится принимать во внимание. Но это уже вопросы личной ответственности, профессионализма и личной проработанности участников группы. Самое привлекательное в интервизии то, что это собрание равных, а значит и равная ответственность каждого за существование группы, ее безопасность и эффективность.

       Наш опыт показал, что безопасность и эффективность обеспечиваются, в том числе и соблюдением правил группы. Необходимость многих из них мы «выстрадали» в процессе работы. Возможно, они окажутся полезными при создании других групп.

     

    Правила интервизионной группы.

  • Принятие правил      интервизионной группы является обязательным условием участия.
  • Участие в группе добровольное.
  • Группа работает в строго определенное время.
  • Единая форма обращения друг к другу для всех членов      группы
  • Модератор группы следит за соблюдением правил,      регламентом, временными рамками
  • Модератор меняется при каждой встречи по очереди
  • Каждый участник представляет свой случай поочередно
  • Обсуждение материала интервизии вне группы      запрещается
  • Периодически устраивается интервизия интервизий,      как возможность рефлексии процесса
  • Новые участники (из числа практикующих психологов и      психотерапевтов) принимаются в группу при условии принятия правил, после двух встреч,      при согласии каждого члена группы.
  •  

    О работе в группе.

     

    Группа собирается в определенное время, в постоянном составе. За жизнеспособность группы ответственны сами участники. На стабильность и единство группы влияет изменения состава группы, посещаемость и опоздания.

     

    Не маловажным является наличие постоянного места для работы группы.Лучше, если место проведения интервизий не принадлежит кому-то из участников, а является нейтральным для всех и все участники несут равную финансовую нагрузку.

     

    Количество участников в группе также влияет на работоспособность группы. В идеале это более четырех участников и на практике редко более 7 человек.

     

    Выбирается модератор, на которого возлагаются функции ведущего. Он следит за соблюдением правил и регламента. Для того, чтобы избежать формирования устойчивого переноса на ведущего как на супервизора, модератор меняется каждую встречу.

    Время работы группы распределяется на представление случая из практики, рефлексию чувств, возникших у участников во время представления, удовлетворение запроса на интервизию, обратную связь интервизируемого. Здесь следует отметить, что важна не столько схема, сколько соблюдение общепринятого регламента, который контролируется модератором. Это помогает удерживаться от соблазна «скатиться» в супервизирование или «лечение» коллеги и т.д. Соблюдение рамок дает чувство безопасности всем участникам.

    Наш опыт показал, что оптимальным является поочередное представление случаев каждым участником группы. Участник вправе распорядиться отведенным ему временем по своему усмотрению. Это может быть клиентский случай, опыт групповой работы, обсуждение актуальных для него профессиональных вопросов, клиническая дискуссия и т.д.

     

    Периодически устраивается обсуждение самого процесса интервизии, где предоставляется возможность рефлексии чувств, возникающих в процессе работы группы, когда каждый имеет опыт ведения группы и представления случая. Подобные интервизии интервизий помогают яснее осознавать процессы групповой динамики и корректировать работу группы. Так как нет супервизора – этические моменты – личная ответственность каждого участника. Оптимальным казалось проведение интервизии интервизий после каждого круга смен модератор-интервизируемый. (Т.е. каждый участник побывал один раз в роли модератора и представил свой случай). Не доводите группу до кризиса, обсуждайте регулярно все сложные моменты, а их достаточно и не только в начале работы. Группа развивается, проходит свои этапы.

     

    Разрушительным может оказаться нарушение регламента, образование подгрупп и обсуждение работы вне группы и не полным составом. Опасно для работоспособности группы появление фиксированных ролей участников, что часто наблюдается в «неравномерных» группах. Например, выделяется «наиболее равный» среди равных, претендующий на роль супервизора. Вообще, на жизнестойкость интервизорской группы влияет огромное количество факторов, а способность с ними справляться, конечно же, зависит от зрелости участников. Но, дорогу осилит идущий, а наши пробы и ошибки, надеемся, помогут вам сделать эту дорогу легче и интереснее.

     

     

     

     

    Врач-психотерапевт - г. Ессентуки, г. Пятигорск, г. Кисловодск
    Опубликовано: , 4844 просмотра
    Подписаться32
    Подписаться32
    Поделиться109СохранитьЕщё...

    Комментарии

    Смирнова Надежда Олеговна
    Психолог, Специалист по психодиагностике - г. Волжский
    Спасибо Софья Ибрагимовна! Ценное знание - легло!
    №1 | 11 сентября 2015
    Сергей Мостиков
    Психолог, Семейный психолог - г. Екатеринбург
    Спасибо!
    №2 | 11 сентября 2015
    Плотникова Ольга Анатольевна
    Психолог, Супервизор, Психоаналитическая психотерапия - г. Пятигорск
    Зотова Софья Ибрагимовна писал(а):
    Интервизия не предполагает обучения, а решает задачи профессиональной поддержки, творческий инсайт— коллективными усилиями
    хорошая форма работы!
    №3 | 12 сентября 2015
    Зотова Софья Ибрагимовна
    Врач-психотерапевт - г. Ессентуки
    Спасибо за отзывы. Хотелось бы узнать, коллеги, какие правила существуют в ваших группах?
    №4 | 12 сентября 2015
    Шевелёва Елена Витальевна
    Психолог, Супервизор - г. Алматы (Казахстан)
    Доброго времени суток! Спасибо за статью, очень полезно было познакомиться с опытом других коллег. В Алматы, я организовала открытую интервизорскую группу sandplay, для встречи коллег-единомышленников по данному методу. Встречаемся 1 раз в две недели, по пятницам. Встреча длится 2 часа. Формат работы может быть или тематические упражнения (пробы пера), или представление случая или круглый стол. Здесь по формам и правилам интервизорской группы я опиралась на формы, правила и принципы полимодальной супервизии.

    Группа существует с осени, с октября. Сейчас я стала наблюдать, что все же случаи выставляются не столь часто, возможно, это связано (даже не возможно, а скорее всего) из-за открытых границ, так как группа открытая и участники, хоть и знают друг друга, но приходят и новые.

    Сейчас я подумываю, организовать закрытую группу, что будет более формировать принцип герметичности и конфиденциальности, где можно будет именно работать со случаями из практики.

    Принципы и правила работы у нас как и в супервизионной группе (взяла из подготовленной брошюры, которую я раздаю участникам):

    Принципы работы группы:
     Соблюдение этики профессионального сообщества.
    В своей работе группа опирается на этические нормы специалистов помогающих профессий.
     Конфиденциальность и анонимность.
    Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте, специалисте и участниках группы. Информация, прозвучавшая на группе, может обсуждаться только с участниками группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а также любые другие данные, позволяющие опознать клиента, пациента.
     Работа на запрос Специалиста.
    Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных Специалистом. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на интервизионное рассмотрение. Ведущий следит за соблюдением работы в рамках запроса.

     Осознанность.
    Осознанное понимание процессов консультирования, психотерапии их вербализация – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.
     Ответственность.
    Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы и вне группы.

    Правила работы группы:

     Правило конфиденциальности и анонимности.
    Ведущим группы и участниками прекращаются любые действия, способные повлечь нарушение принципа конфиденциальности. Запись ведётся только с разрешения участника, предоставляющего случай к рассмотрению. Мобильные телефоны отключаются. Участникам рекомендуется спрашивать разрешение клиента, пациента на предоставление случая к интервизионному рассмотрению. В случае невозможности получения этого разрешения (уход клиента, удалённость контакта и т. д.) специалист принимает меры к сохранению анонимности для клиента, пациента. Анонимность и конфиденциальность это ответственность специалиста предоставляющего случай к рассмотрению. В ситуации очного интервизирования – её разделяют все участники группы. ВНИМАНИЕ! На период предоставления интервизионного случая группа закрывается.

     Правило стоп.
    Участник группы имеет право прервать обсуждение вопроса в случае его болезненности или нарушения принципов группы. Участники внутреннего круга могут вывести из состава группы любого члена нарушающего правила группы.
     Правило ведения.
    Участник, предоставляющий случай к рассмотрению, приобретает права ведущего группы. Он может приглашать во внутренний круг из внешнего, удалять из внутреннего других участников, определяет уровень работы, контролирует соблюдение правил группы, формирует заявку, следит за временем.
     Правило расшифровки термина.
    В случае употребления участником группы термина, непонятного другому участнику внутреннего круга, он может попросить его расшифровать или заменить другими словами.
     Правило соблюдения заявки.
    Участники стремятся выполнять заявку интервизирующегося Специалиста и задавать вопросы, позволяющие получить информацию, необходимую им для ответа на запрос.
    Оценка качества работы производится исключительно по запросу специалиста, предоставляющего случай.
     Правило задавания вопросов.
    Если в вопросе есть скрытые и открытые утверждения, вопрос может сниматься с обсуждения. Ведущий следит за соблюдением правила. При необходимости может остановить обсуждение.
     Роль ведущего группу интервизора.
    Ведущий группу интервизор следит за соблюдением правил группы. Обращает внимание группы, если правила нарушаются или возникает опасность их нарушения. Помогает предоставляющему случай соблюдать рамки времени, этические нормы, цели и этапы работы группы, интерпретирует динамику группы.

    Варианты работы группы:
     Интервизия. Основной вариант работы группы. Группа создана с целью оказания и получения интервизионной помощи, поддержки специалиста в сложных для него ситуациях. Направлена на повышение качества работы специалиста.
     Презентация. Рассмотрение случая успешной работы. Презентующий предлагает случай к рассмотрению с целью демонстрации интересных и эффективных моментов работы. В группе обсуждаются процессы и результаты работы с клиентом, пациентом. Также к презентации допускаются осознанные случаи неэффективной работы для предотвращения повторения.
     Очная интервизия. Работа с клиентом, пациентом в присутствии или при участии группы. Осуществляется по предварительной договорённости с ведущим.
     Круглый стол. Обсуждение актуальной для профессионального сообщества темы. Ведущим круглого стола является ведущий группы.



    Сейчас очень хороший резонанс....на группу приходит 8-10 участников

    Но о закрытой группе, мысль меня не оставляет

    Да и часы участия в нашей интервизорской группы я могу участникам засчитывать как супервизорские часы (на правах аккредитованного супервизора, курирующего группу). Но на интервизии я не являюсь супервизором или постоянным ведущим, но как наблюдатель - куратор, участник.

    Тогда как закрытую группу уже буду вести как супервизор

    В общем вот такие формы работы и правила
    можете заглянуть к нам на страничку ))) фото посмотреть))) www.facebook.com/intervisionsandplay

    №5 | 23 февраля 2016
    Зотова Софья Ибрагимовна
    Врач-психотерапевт - г. Ессентуки
    Елена Витальевна, спасибо, что щедро поделились вашим опытом. Согласна с Вами, что закрытая группа является более безопасным пространством, и более эффективным в итоге.
    №6 | 16 марта 2016
    Татьяна Леонидовна Черных
    Психолог, Аналитическая психотерапия онлайн - г. Ростов-на-Дону
    №5 | Шевелёва Елена Витальевна писал(а):
    Принципы работы группы:

    Спасибо, настоящий подарок! Прямо синхрон))
    №7 | 27 мая 2016
    Татьяна Леонидовна Черных
    Психолог, Аналитическая психотерапия онлайн - г. Ростов-на-Дону
    Спасибо, отличная статья! Очень важно, что вы упомянули такой аспект интервизии, как обмен информацией. Во время учебы мы постоянно разбирали новый теоретический материал на интервизиях. Это очень удобно, т.к. литература часто очень объемна, сложна для понимания, а на интервизии кто-то один готовит доклад или конспект по книге или по статье, остальные могут ознакомиться без прочтения и усвоить самое важное и ценное.
    И на интервизии, как вы отметили, всегда много эмоций, есть своя динамика - это яркий особенный опыт.
    №8 | 27 мая 2016
    Митроченко Ольга Евгеньевна
    Психолог - г. Харьков (Украина)
    Замечательная статья! Спасибо Вам огромное.
    Немного о моем опыте ведения интервизионной группы. Наверное, было бы здорово, чтобы все участники были равномотивированны и включены в работу группы, но в моем случае это не так. Группу организовывала я и модерирую ее на каждой встрече. Я стараюсь удерживаться в позиции модератора и не претендовать на "супервизора". Тем не менее, именно мне приходится заниматься поиском новых участников, помещения, рассылать напоминания и искать материал для дополнительного обучения. Может со временем это поменяется, но пока так.
    Еще одна особенность - я так заметила, что группа стремится к гомогенности - чтобы у участников был примерно один возраст и примерно одинаковый опыт, в том плане, что у нас сейчас молодые специалисты, а совсем начинающие или умудренные опытом как-то не приживаются))
    Но при этом, я заметила, хорошо когда есть и мужчины и женщины, когда приходят только барышни, то группа как-то сразу сильно расслабляется)
    Ну и самое главное - интервизионная группа - это и правда очень здорово) И для обмена опытом, и для профилактики выгорания, и для контейнирования тревоги специалиста - все как Вы указали. Обязательно поделюсь вашей статьей с участниками. Еще раз спасибо)))
    №9 | 26 апреля 2017
    Зотова Софья Ибрагимовна
    Врач-психотерапевт - г. Ессентуки
    Ольга Евгеньевна,спасибо за отклик! Интересное замечание про гомогенность группы. В моем опыте это почти всегда так. Сейчас начала работать в "разнокалиберной" по возрасту и опыту группе. Понаблюдаю ))
    №10 | 18 мая 2017
    Евгений Мишин
    Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
    Спасибо, очень своевременная для меня статья!
    №11 | 4 апреля 2018
    Ханова Вероника Олеговна
    Психолог, Медицинский психолог - г. Винница (Украина)
    Спасибо за статью! Очень ценно!
    Организовываю сейчас интервизионную группу и черпаю информацию. Ваша статья, опыт помогли немного упорядочить мысли и чувства :)
    №12 | 1 сентября 2018
    Якубовская Ирина Анатольевна
    Психолог - г. Николаев (Украина)
    Спасибо за статью! Для меня очень актуальная тема.
    Участвовала в интервизионной группе два раза. Интерес остается, а ценность для себя уловить не могу. Очень интересна информацию об уникальности этой формы работы: что такого возможно в интервизионной группе, что не может случится в супервизионной?
    №13 | 21 сентября 2018
    Зотова Софья Ибрагимовна
    Врач-психотерапевт - г. Ессентуки
    Якубовская Ирина,для меня это пространство равных участников, где можно освободиться от своих комплексов по отношению к фигуре "старшего наставника", которая активирует комплекс "хорошей девочки", желание получить "благословение " и "отпущение грехов. В пространстве равных ("сиблингов" ) больше места творчеству, эксперименту, из-за отсутствия ожидания оценки, наставлений и пр. Если образно, то интервизия это ведьминский котел, где готовится какое-то варево-зелье. И все ведьмы помешивают его, и подбрасывают дровишек. И никогда не знаешь, что в итоге получишь ))
    №14 | 4 октября 2018
    Написать комментарий
    Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов afc45 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
    Справка по сайтуКонтакты
    наверх
    вниз