К доске пойдет...: споры про оценки и отметки

Автор статьи: Психолог, Отношения Кризисы Родительство

К доске пойдет   споры про оценки и отметки

Помните такую страшную фразу из школьной жизни? "К доске пойдет..." И учительница водила пальцем или взглядом по журналу, а класс замирал в ужасе...

В продолжение начатого вчера разговора (Как влияют школьные оценки на умение присваивать результаты взрослой жизни?) и в ответ на комментарии сначала определимся в терминологии.

Оценка - свидетельство результативности обучения, показатель, насколько ребенок приближается к идеалу, установленному программой.

Отметка - отражение качества в количестве, мера, знаковое выражение оценки. В наших школах привычна 5-балльная система. Которая, к слову сказать, давно превратилась в трехбалльную, т.к. единицу не ставят, двойку ставят за отсутствие готовности (а должна быть 1) или - чаще - за поведение, тройку - за то, что хоть что-то демонстрирует (а должна быть 2), и т.д.

Но в обыденной речи эти понятия давно используются, как синонимичные, и в целом "оценка" вытеснила "отметку".

Сегодня хотелось бы поговорить про споры из-за отметок.

Спорят по этому поводу все со всеми. Дети с учителями, родители с детьми и учителями, учителя с детьми, родителями и администрацией. 

Возникают споры по ряду причин. Их множество. Назову основные:
1. несовершенство системы оценивания, которая не отражает действительного положения дел (описано выше)
2. субъективность оценивания (влияние общего представления о ребенке - эффект ореола: хорошо отвечающему двоечнику скорее поставят 3, плохо отвечающему отличнику - 4)
3. отсутствие единых требований (за одно и то же разные учителя могут ставить разное)
4. индивидуальные особенности ребенка, его самооценка и восприятие себя в учебном процессе (его учебная мотивация, способности, индивидуальная траектория развития - не всегда это учитывается в массовой школе, где сравнивают скорее с другими, чем с самим собой: куда продвинулся, чего смог достичь). Причем сравнивает не с собой и сам ребенок, и родитель, и учитель
5. амбиции родителей и их неадекватное восприятие ситуации.

Так вот, если вы считаете, что отметку ребенку поставили несправедливо или вам не понятно, как вообще происходит оценивание, предлагаю выполнить как минимум три следующих шага:

1. Поговорите с ребенком (особенно, если он сам рассказал вам о том, что не удовлетворен оценкой). Выясните, как он видит ситуацию, доволен ли он своими успехами в этой дисциплине, что вообще ему в ней нравится, что делает с удовольствием, а что нет, что не получается (это хороший повод для выяснения реального положения дел и оказания своевременной помощи при затруднениях). При этом не заостряйте внимание на самом инциденте, а на вот этой содержательной части. Спросите, как ему кажется, почему учитель поставил ему такую отметку, но никак не комментируйте этот факт.

2. Поговорите с учителем. Начните разговор с благодарности и успехов своего ребенка в предмете (стал больше читать, разбирается в деталях и пр.), а далее попросите охарактеризовать, что получается, какие темы следует подтянуть, т.е. тоже общую картину. Возможно, задавать вопрос о конкретной оценке и не понадобится: учитель сам приведет пример недавнего оценивания ответа или работы, или вам станет понятно, почему так произошло из этой общей картины.

3. Проанализируйте среднеарифметические результаты по предмету за разные месяцы, четверти, полугодия (что удобнее) и посмотрите, в какую сторону наблюдается динамика. Например, 3,58 и 4,43 - это четверки, но они указывают на разное качество.

И главное, не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет. И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса!

 

© Ваш психолог, Татьяна Скибо. 2021

Опубликовано на сайте: 23 ноября 2021,  153 просмотра
Поделиться2В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться404
Комментарии
в жизни будет много и оценок и отметок, и важно уметь извлекать из них опыт. Чему и важно научить ребенка, это задача родителя
Спасибо, Татьяна!
Психолог - г. Москва
№1 | 23 ноября 2021 | Ответить
№1 | Сергеева Дарья Владимировна писал(а):
в жизни будет много и оценок и отметок, и важно уметь извлекать из них опыт. Чему и важно научить ребенка, это задача родителя
да, это основное назначение отметки - показать меру, значение, научить самоопределяться в том, что получается, что нет.
спасибо за отклик, Дарья)
Психолог - г. Воронеж
№2 | 23 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо писал(а):
И главное, не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет. И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса!
Что наша жизнь? Игра! А играть надо в нее с удовольствием! Браво, Татьяна!
Психолог - г. Москва
№3 | 23 ноября 2021 | Ответить
Какое же счастье, когда школа позади со всеми отметками и оценками!
Татьяна Скибо писал(а):
И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса
Поддерживаю. Нужно быть "дипломатом" :)
Психолог - г. Екатеринбург
№4 | 23 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо писал(а):
наших школах привычна 5-балльная система. Которая, к слову сказать, давно превратилась в трехбалльную, т.к. единицу не ставят, двойку ставят за отсутствие готовности (а должна быть 1) или - чаще - за поведение, тройку - за то, что хоть что-то демонстрирует (а должна быть 2), и т.д
Нам на собрании рассказали систему оценок в нашей школе
1-2 ошибки это 4,
3-4 ошибки это 3,
5 и более ошибок это 2.
И двоек много получается, 2 зачеркивания считают за 1 ошибку.
№5 | 23 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо писал(а):
И главное, не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет. И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса!
О, да! Хорошая рекомендация!
Психолог - г. Иркутск
№6 | 24 ноября 2021 | Ответить
№5 | Марина 2021 писал(а):
двоек много получается, 2 зачеркивания считают за 1 ошибку.
Во время моей учебы в 80х не поставленная точка в математической контрольной - 1 балл
Психолог - г. Владивосток
№7 | 24 ноября 2021 | Ответить
№3 | Ольга Кеслер писал(а):
Что наша жизнь? Игра! А играть надо в нее с удовольствием! Браво, Татьяна!
спасибо, Ольга)
Психолог - г. Воронеж
№8 | 24 ноября 2021 | Ответить
№4 | Виктория Надеина писал(а):
Какое же счастье, когда школа позади со всеми отметками и оценками!
Поддерживаю. Нужно быть "дипломатом" :)
да, Виктория) мне тоже близка такая позиция)
рада вашему отклику)
Психолог - г. Воронеж
№9 | 24 ноября 2021 | Ответить
№5 | Марина 2021 писал(а):
Нам на собрании рассказали систему оценок в нашей школе
1-2 ошибки это 4,
3-4 ошибки это 3,
5 и более ошибок это 2.
И двоек много получается, 2 зачеркивания считают за 1 ошибку.
сочувствую. это какой класс? предмет? началка?
в школах сейчас много перегибов. и сама школа не заинтересована в том, чтобы качество знаний по показателям было низким.
при этом озвученные критерии - не значит реально прописанные. а они есть. можете попросить, чтобы вам показали документ, где критерии очень четко обозначены. только редко, кто им следует при выставлении отметок.
Психолог - г. Воронеж
№10 | 24 ноября 2021 | Ответить
№6 | Наталья Косякова писал(а):
О, да! Хорошая рекомендация!
спасибо))
Психолог - г. Воронеж
№11 | 24 ноября 2021 | Ответить
№7 | Александр Молярук писал(а):
Во время моей учебы в 80х не поставленная точка в математической контрольной - 1 балл
круто.
серьезный у вас был учитель!
Психолог - г. Воронеж
№12 | 24 ноября 2021 | Ответить
Интересно и полезно!
Спасибо!
№13 | 24 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо, по всем предметам так, 2 класс.
№14 | 24 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо писал(а):
споры из-за отметок
Когда дети учились сколько сил, нервов и их и моих было потрачено, потом вывело для себя аксиому. Что это субъективное мнение преподавателя.
Психолог - г. Волгоград
№15 | 24 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо писал(а):
не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет.
Главное, это сохранить здоровье ребёнку и себе ))
Психолог - г. Москва
№16 | 24 ноября 2021 | Ответить
Татьяна Скибо писал(а):
Помните такую страшную фразу из школьной жизни? "К доске пойдет..."
Хорошо помню... жуть...

Я считаю, нет хороших или плохих оценок. Даже у двойки есть полезная функция - когда ты понимаешь, что это не смертельно и с ней можно справиться. Главное поддержка, понимание и помощь со стороны родителей независимо от того, что случилось.
Психолог - г. Рига (Латвия)
№17 | 24 ноября 2021 | Ответить
№14 | Марина 2021 писал(а):
Татьяна Скибо, по всем предметам так, 2 класс.
пошла искать нормы оценки. совпадают с теми, о которых вы написали, если это диктант и контрольная работа, в остальном - более дифференцированно.
можно здесь посмотреть: https://a-school.ru/parents/kriterii-otsenivaniya-v-nachalnoj-shkole
Психолог - г. Воронеж
№18 | 24 ноября 2021 | Ответить
№15 | Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Когда дети учились сколько сил, нервов и их и моих было потрачено, потом вывело для себя аксиому. Что это субъективное мнение преподавателя.
главное, чтоб не произвол...
но в целом подход мне нравится
Психолог - г. Воронеж
№19 | 24 ноября 2021 | Ответить
№16 | Василакий Ирина Родионовна писал(а):
Главное, это сохранить здоровье ребёнку и себе ))
абсолютно да. и, прежде всего, психическое.
Психолог - г. Воронеж
№20 | 24 ноября 2021 | Ответить
№17 | Яковлева Ирина Викторовна писал(а):
Хорошо помню... жуть...
Я считаю, нет хороших или плохих оценок. Даже у двойки есть полезная функция - когда ты понимаешь, что это не смертельно и с ней можно справиться. Главное поддержка, понимание и помощь со стороны родителей независимо от того, что случилось.
спасибо за ценное дополнение) согласна с вами)
Психолог - г. Воронеж
№21 | 24 ноября 2021 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Возьми с полки пирожок
Слышали такую фразу? Я ее сегодня упомянула в статье и обещала рассказать интересную историю ее возникновения. Итак: Смысл этой фразы такой: «Ты, конечно, молодец, но ничего за это не получишь». ...
Про медаль и пирожок на полке
В разбирательствах* с оцениванием в школе и жизни мы пришли к теме самопоощрения. Помните выражение "Возьми с полки пирожок"? Это когда ты молодец и надо бы тебя похвалить, только ни к чему. ...
Жизнь не готовила меня к
По утрам, когда еду на работу, слушаю радио. Музыка. Короткие новости. Легкая болтовня. Хорошее настроение. Ведущие интерактивного утреннего шоу каждый день предлагают о чем-то поразмышлять, что-то вспомнить, ...
Как влияют школьные оценки на умение присваивать результаты во взрослой жизни?
Система оценивания в школе хромает давно. И мы сегодня не будем говорить о том, какая лучше - пяти-, десятибалльная, рейтинговая и пр. Мне хочется, чтобы мы поразмышляли, как связано наше отношение к школьной ...
Пределы роста
Задумывались вы когда-нибудь о том, почему деревья не растут до бесконечности? Оказывается, все дело в гравитации. Чем выше дерево, тем сложнее подниматься вверх влаге и питательным веществам. А еще дело ...
Рекомендуем почитать
Обучение чтению. Мама может сама.
Обучение чтению дорогие родители! вы уже готовы начать процесс обучения чтению? уже все чаще и чаще задаётесь этим вопросом? уже надо? уже пора? да... Уже пора, отвечаете себе. И возникают новые вопросы. ...
Стармоусова Елена
Подготовить ребенка к фрустрации. Работа с подростками.
"Родители лишают меня телефона.. что делать?? " с огромной болью говорят мне подростки. Телефон, планшет, компьютер, это то, что сейчас самое важное для подростков. Это то, что позволяет общаться ...
Ештокина Евгения
Если ребёнок "сломался", то можно ли его починить?
Тайная и явная мечта родителей про желание отыскать у ребёнка кнопку управления, побудила меня написать следующую метафору. - Так больше невозможно! - воскликнула мама. - Я столько раз говорю и показываю, ...
Василакий Ирина
Ссоры между братьями/сёстрами.
Нам взрослым порой кажется, что детские ссоры разгораются из-за пустяков и мелочей. Однако хочу заметить, что у малыша ничего нет: ни биографии, ни старых друзей, ни приятных памятных фото, ни гардероба ...
Коломийцева Татьяна
Разве можно одобрять любые поступки ребенка? И как надо?
Детям неважен порядок, они могут не заметить его вовсе… Главное, для них игра, воображение, творческие замыслы и их претворение в жизнь…Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что ...
Наталия Фомина
37fe5
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»