
Помните такую страшную фразу из школьной жизни? "К доске пойдет..." И учительница водила пальцем или взглядом по журналу, а класс замирал в ужасе...
В продолжение начатого вчера разговора (Как влияют школьные оценки на умение присваивать результаты взрослой жизни?) и в ответ на комментарии сначала определимся в терминологии.
Оценка - свидетельство результативности обучения, показатель, насколько ребенок приближается к идеалу, установленному программой.
Отметка - отражение качества в количестве, мера, знаковое выражение оценки. В наших школах привычна 5-балльная система. Которая, к слову сказать, давно превратилась в трехбалльную, т.к. единицу не ставят, двойку ставят за отсутствие готовности (а должна быть 1) или - чаще - за поведение, тройку - за то, что хоть что-то демонстрирует (а должна быть 2), и т.д.
Но в обыденной речи эти понятия давно используются, как синонимичные, и в целом "оценка" вытеснила "отметку".
Сегодня хотелось бы поговорить про споры из-за отметок.
Спорят по этому поводу все со всеми. Дети с учителями, родители с детьми и учителями, учителя с детьми, родителями и администрацией.
Возникают споры по ряду причин. Их множество. Назову основные:
1. несовершенство системы оценивания, которая не отражает действительного положения дел (описано выше)
2. субъективность оценивания (влияние общего представления о ребенке - эффект ореола: хорошо отвечающему двоечнику скорее поставят 3, плохо отвечающему отличнику - 4)
3. отсутствие единых требований (за одно и то же разные учителя могут ставить разное)
4. индивидуальные особенности ребенка, его самооценка и восприятие себя в учебном процессе (его учебная мотивация, способности, индивидуальная траектория развития - не всегда это учитывается в массовой школе, где сравнивают скорее с другими, чем с самим собой: куда продвинулся, чего смог достичь). Причем сравнивает не с собой и сам ребенок, и родитель, и учитель
5. амбиции родителей и их неадекватное восприятие ситуации.
Так вот, если вы считаете, что отметку ребенку поставили несправедливо или вам не понятно, как вообще происходит оценивание, предлагаю выполнить как минимум три следующих шага:
1. Поговорите с ребенком (особенно, если он сам рассказал вам о том, что не удовлетворен оценкой). Выясните, как он видит ситуацию, доволен ли он своими успехами в этой дисциплине, что вообще ему в ней нравится, что делает с удовольствием, а что нет, что не получается (это хороший повод для выяснения реального положения дел и оказания своевременной помощи при затруднениях). При этом не заостряйте внимание на самом инциденте, а на вот этой содержательной части. Спросите, как ему кажется, почему учитель поставил ему такую отметку, но никак не комментируйте этот факт.
2. Поговорите с учителем. Начните разговор с благодарности и успехов своего ребенка в предмете (стал больше читать, разбирается в деталях и пр.), а далее попросите охарактеризовать, что получается, какие темы следует подтянуть, т.е. тоже общую картину. Возможно, задавать вопрос о конкретной оценке и не понадобится: учитель сам приведет пример недавнего оценивания ответа или работы, или вам станет понятно, почему так произошло из этой общей картины.
3. Проанализируйте среднеарифметические результаты по предмету за разные месяцы, четверти, полугодия (что удобнее) и посмотрите, в какую сторону наблюдается динамика. Например, 3,58 и 4,43 - это четверки, но они указывают на разное качество.
И главное, не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет. И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса!

© Ваш психолог, Татьяна Скибо. 2021
Спасибо, Татьяна!
в жизни будет много и оценок и отметок, и важно уметь извлекать из них опыт. Чему и важно научить ребенка, это задача родителя
спасибо за отклик, Дарья)
И главное, не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет. И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса!
И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса
наших школах привычна 5-балльная система. Которая, к слову сказать, давно превратилась в трехбалльную, т.к. единицу не ставят, двойку ставят за отсутствие готовности (а должна быть 1) или - чаще - за поведение, тройку - за то, что хоть что-то демонстрирует (а должна быть 2), и т.д
1-2 ошибки это 4,
3-4 ошибки это 3,
5 и более ошибок это 2.
И двоек много получается, 2 зачеркивания считают за 1 ошибку.
И главное, не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет. И лучше, если это будет игра, где все играют по правилам, а цель - получить удовольствие от процесса!
двоек много получается, 2 зачеркивания считают за 1 ошибку.
Что наша жизнь? Игра! А играть надо в нее с удовольствием! Браво, Татьяна!
Какое же счастье, когда школа позади со всеми отметками и оценками!
Поддерживаю. Нужно быть "дипломатом" :)
рада вашему отклику)
Нам на собрании рассказали систему оценок в нашей школе
1-2 ошибки это 4,
3-4 ошибки это 3,
5 и более ошибок это 2.
И двоек много получается, 2 зачеркивания считают за 1 ошибку.
в школах сейчас много перегибов. и сама школа не заинтересована в том, чтобы качество знаний по показателям было низким.
при этом озвученные критерии - не значит реально прописанные. а они есть. можете попросить, чтобы вам показали документ, где критерии очень четко обозначены. только редко, кто им следует при выставлении отметок.
О, да! Хорошая рекомендация!
Во время моей учебы в 80х не поставленная точка в математической контрольной - 1 балл
серьезный у вас был учитель!
Спасибо!
споры из-за отметок
не спешите ругать ребенка или бросаться на его защиту. В этой войне никто не выиграет.
Помните такую страшную фразу из школьной жизни? "К доске пойдет..."
Я считаю, нет хороших или плохих оценок. Даже у двойки есть полезная функция - когда ты понимаешь, что это не смертельно и с ней можно справиться. Главное поддержка, понимание и помощь со стороны родителей независимо от того, что случилось.
Татьяна Скибо, по всем предметам так, 2 класс.
можно здесь посмотреть: https://a-school.ru/parents/kriterii-otsenivaniya-v-nachalnoj-shkole
Когда дети учились сколько сил, нервов и их и моих было потрачено, потом вывело для себя аксиому. Что это субъективное мнение преподавателя.
но в целом подход мне нравится
Главное, это сохранить здоровье ребёнку и себе ))
Хорошо помню... жуть...
Я считаю, нет хороших или плохих оценок. Даже у двойки есть полезная функция - когда ты понимаешь, что это не смертельно и с ней можно справиться. Главное поддержка, понимание и помощь со стороны родителей независимо от того, что случилось.