Как договориться со своим ребенком

От автора: Как предоставлять ребенку выбор и работать с детскими капризами

Большая часть нашей жизни проходит во взаимодействии с окружающими людьми – близкими или не очень. И часто возникает проблема: как договориться с человеком, как сделать так, чтобы Другой тебя услышал и даже принял твою точку зрения. Особенно это касается взаимодействия с маленькими детьми, ведь нам кажется, что мы знаем, как лучше, но не всегда можем донести это до ребенка.

С детьми всегда интересно. У них нет готовых шаблонов. Они очень быстро реагируют. Не знают, как правильно. Они бесконечно исследуют, пробуют, открывают новое.

Часто в общественных местах можно увидеть, как ребенок:

  • падает на пол и истерит;
  • бьет маму или бабушку (папы все-таки имеют больший авторитет в семье);
  • кричит, плачет, бросается игрушками;
  • отказывается идти туда, куда ему говорят и т. п.

С помощью такого поведения ребенок может исследовать поведение родителей, проверять границы (что можно, а что нельзя), пытаться манипулировать взрослыми, а также выражать свои негативные переживания (в силу возраста спектр проявлений эмоциональных реакций малыша ограничен).  

Что же делать в таком случае? Наиболее распространенные родительские реакции:

  • грозно кричат в ответ, хватают ребенка и тащат его за собой;
  • шлепают по попе;
  • начинают громко отчитывать малыша, что так вести себя нельзя;
  • сами впадают в истерику, типа «Ты мне все нервы вымотал».

Приносят ли эти методы какие-либо результаты? На первых порах, да. Ребенок признает авторитет родителя и подчиняется ему или пугается маминой истерики и хочет ее порадовать «правильным» поведением.

Зачастую взрослым проще накричать на ребенка, чем включаться в его проблемы, понять и признать беду маленького человека. Авторитарное поведение подходит для тех, кто не ищет сложных путей. Но, на самом деле, это мина замедленного действия. Редкий крик для ребенка – это событие. Постоянный крик – фон, в котором он живет, привыкнув к которому, малыш перестает реагировать.

При таком подходе не учитываются желания и свободный выбор ребенка. Взрослый просто не оставляет малышу других вариантов. Каждый человек (даже самый маленький) имеет право на свое мнение. И заставлять его – значит в определенной степени «ломать», «подминать» под себя и свои запросы. Возможно, если ребенок сегодня подчинится вам, в дальнейшем он сам не будет знать, чего он хочет.

А еще мы часто эмоционально включаемся в процесс борьбы с ребенком, ведь хотим ему добра.

Однако есть другой путь – принять позицию ребенка, попробовать понять его и быть открытым к сотрудничеству. Предоставить своему чаду свободу выбора. А иногда и разрешить что-то сделать.

Например, когда мой двухлетний сын не хочет заходить домой с прогулки, я предлагаю ему остаться во дворе, а я в это время пообедаю. Обещаю забрать его после обеда. Он бежит за мной с криком «Ням-ням». Или когда ему хочется чужую игрушку, он падает на землю и капризничает. Я спокойно говорю: «Полежи так, отдохни». Лежать он отказывается, сразу бежит играть.

Когда сын кидается игрушками, чтобы он перестал, достаточно мимоходом брошенной фразы: «Давай их сюда, я выброшу». Он судорожно поднимает свои машинки и несет их, как драгоценности, чтобы мама не исполнила свою угрозу. Если сын истерит, я его обнимаю и разрешаю поплакать. И он быстро переключается на позитивные эмоции. При этом у нас есть ряд правил, чего делать нельзя, и это неукоснительно соблюдается. Например, нельзя бросаться камнями в людей или животных. Нельзя трогать газовую плиту. Нельзя залезать на подоконник и открывать окно и др. Таких запретов не должно быть много, но выражать их следует твердо и беспрекословно.

Для того чтобы договориться с ребенком, потребуется:

  • соблюдать спокойствие, что бы ни вытворял ваш малыш (только если не идет речь о чем-то опасном для жизни его или окружающих), очень многое зависит от тона и настроя взрослого;
  • иметь свою позицию и быть настойчивым в ней, при этом соблюдая доброжелательность и толерантность к мнению ребенка, давать ему право на собственное решение;
  • легкость и ненавязчивость в общении;
  • искать и находить то, что будет интересно ребенку, на что его можно переключить или отвлечь, какую альтернативу предложить;
  • быть находчивым и отбивать все капризы позитивными аргументами.

В результате ребенок сам принимает решение: капризничать или заняться интересным делом вместе с мамой, плакать или смеяться, учится договариваться и принимать поддержку, а еще чувствует, что с ним считаются. И, как правило, дети выбирают позитивный путь развития. Нужно только грамотно направить их туда.

Если взрослый спокоен и расслаблен, то и ребенок перестает напрягаться. Родитель открыт – и ребенок открывается в ответ, и приходит делиться своими радостями и горестями, а это прямой путь к диалогу.

Опубликовано на сайте: 22 апреля 2018,  307 просмотров
Поделиться3В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться211
Комментарии
Спасибо за публикацию!
Психолог, Детский Семейный психолог - г. Новосибирск
№1 | 22 апреля 2018 | Ответить
Сокуренко Анна писал(а):
иметь свою позицию и быть настойчивым в ней, при этом соблюдая доброжелательность и толерантность к мнению ребенка, давать ему право на собственное решение;
Сложно) но можно
Психолог, Интегративный психолог - г. Москва
№2 | 22 апреля 2018 | Ответить
Отличная статья! Благодарю!
Психолог, Семейный детский психолог - г. Краснодар
№3 | 24 апреля 2018 | Ответить
Договор с ребёнком это куда лучше, чем крики и наказания, но к сожалению не все могут наладить контакт. Нужно этому учиться.
Психолог, Онлайн-консультант - г. Ташкент (Узбекистан)
№4 | 11 марта 2020 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Об открытости в отношениях
Искренность и открытость являются ключевыми компонентами здоровых отношений, это позволяет нам жить в реальности, а не в иллюзиях, и делиться этой реальностью с Другим. Конечно, каждый человек имеет свое ...
О морковке и мотивации в детском коллективе
Чтобы стать успешным в какой-либо сфере деятельности, нужно развиваться, не сидеть на месте, узнавать новое и т.п. Ребенок от природы – существо любознательное, быстро развивается и многое схватывает ...
Психологическая сказка про ёжика
Жил-был маленький Ёжик. Он многого боялся и поэтому часто, очень часто сворачивался в клубок. И выставлял наружу свои острющие иголки. На самом деле, ему очень редко угрожала настоящая опасность, но он ...
Как мотивировать ребенка к творчеству
Мой сын примерно до достижения двух лет не любил рисовать. В ответ на мои предложения порисовать красками, фломастерами или цветными карандашами у него всегда находились свои важные дела (преимущественно ...
Бабушка и смысл жизни. Не притча, а быль
Целью жизни является не счастье, а смысл. Джеймс Холлис Жила-была одна бабушка, лет примерно за 80. Прожила она долгую и по-своему насыщенную жизнь, работая бухгалтером. Продолжала она свою трудовую деятельность ...
Рекомендуем почитать
Как помочь ребенку пережить разлуку
Многие мамы задаются вопросом, как правильно помочь своему малышу пережить разлуку. Этот вопрос особенно актуален сейчас в преддверии лета, отпусков и дач. Работающие мамы все же хотят, чтобы их дети побыли ...
Татьяна Данилова
Сказка о Пустоте или сказкотерапия в работе со страхом темноты
Жил-был Пустот. Он появился из темноты, он был злой. Ему было одиноко, т.к. у Пустота не было друзей. Каждый день Пустот кого-нибудь съедал: людей маленьких и больших, любых. Он жил в лесу. Однажды в лесу ...
Купченко Виктория
За компанию
Хочу поделиться размышлениями. Начну с иллюстраций. Эпизод первый: Хммм, моя подруга пошла и сделал себе татуировку, да и соседка из 32 квартиры тоже, а еще Сережка из параллельного класса. Вот они клевые, ...
Булынко Ярослав
Зачем родителю авторитет? И что это такое родительский авторитет?
Зачем родителю авторитет? И что это такое родительский авторитет? Почему дети не слушают, ну уважают, не делают и все в таком духе! С одной стороны каждый нормальный родитель старается, чтобы ребенок был ...
Перепелица Олег
Мама врет, или думай как взрослый.
В своей практике всё чаще замечаю интересный момент, как родители общаются со своими детьми. Они пытаются говорить с детьми как со взрослым ребенком. Конечно,нет ничего плохого в том, чтобы относиться ...
Калайда Денис
f8a20
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз