
Делитесь концептуализацией с пациентом на каждой сессии (устно или письменно), по мере обобщения его опыта в форме когнитивной модели. Показывать всю диаграмму пациентам не стоит: многих она сбивает с толку (или обижает, если они ошибочно полагают, будто вы пытаетесь подогнать их под какие-то шаблоны). В начале, возможно, у вас будут данные для заполнения только части диаграммы. Остальные графы либо оставьте пока пустыми, либо занесите в них свои догадки, пометив знаком вопроса. Недостающие или противоречивые
моменты нужно будет обсудить с пациентом на будущих сессиях. Когда придет время, вы расскажете пациенту как о верхней, так и о нижней части концептуализации - это уместно делать на сессии, целью которой является формирование у пациентов общего представления об их проблемах. Вы сформулируете концептуализацию устно, а упрощенную версию выдадите
на листке бумаги или предложите пациентам (точнее, тем из них, которым это пойдет на пользу) совместно заполнить бланк. Представляя пациенту свои интерпретации, всегда позиционируйте их как догадки и спрашивайте у пациентов, согласны ли они с вышесказанным. Обычно пациенты принимают правильные гипотезы. Обычно лучше всего начинать с нижней части диаграммы концептуализации. Вы записываете типичные ситуации, в которых пациент расстраивается. Затем по каждой ситуации заполняете графы с автоматическими мыслями,
их значением, связанными с ними эмоциями и характерными особенностями поведения (если таковые имеются). Не нужно прямо спрашивать пациентов о значении их автоматических мыслей: вы можете либо выдвинуть предположение (не забудьте пометить его знаком вопроса), либо, что лучше, выполнить с пациентом технику «падающей стрелы» на следующей сессии, чтобы понять значение каждой мысли. Значение каждой автоматической мысли в каждой ситуации должно быть
логически связано с графой «Глубинные убеждения», которая находится в верхней части диаграммы. Чтобы заполнить верхние графы диаграммы, задайте себе (и пациенту) следующие вопросы: как сформировалось и закрепилось глубинное убеждение? какие жизненные события (особенно в детстве) могли способствовать формированию и закреплению убеждения? Обычно к важным событиям в детстве относятся: длительные или периодические конфликты между родителями или членами семьи; развод родителей; негативное взаимодействие с родителями, братьями и сестрами, учителями, сверстниками и другими людьми, в результате которых у ребенка возникало чувство стыда, его критиковали или обесценивали; серьезные заболевания; смерть значимых людей; физическое или сексуальное насилие; другие неблагоприятные условия, например частые переезды, травматические переживания, нищета или хроническая дискриминация и другие.
Работаю с социофобией, стеснительностью, подавленностью, виной, стыдом, перфекционизмом, прокрастинацией, стрессами, самооценкой, детско-родительскими отношениями, депрессией, ПРЛ, ОКР, ГТР, W/А: https://wa.me/7655117433 / TG: @MikhailVasilyevCBT