Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30138 специалистов из 978 городов
Скрыть

Опыт интроспекции: как молитва

От автора: Публикация навеяна клипом из очень далекого прошлого, из детства...1989. Клип Like a prayer/ Madonna

Творчество таит в себе самые настоящие бриллианты, сокровища, которые для каждого из нас станут и точкой опорой, и трамплином, и разгадкой сокровенных тайн личности...

Обращаясь каждый раз к интересам, своим собственным или клиентским, мы снова проживаем определенный жизненный опыт, а можем вознестись в сферы своих фантазий и мечтаний. И опыт интроспекции тем и замечателен.

Интроспекция (от лат. — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.
Это самонаблюдение, дающее нам массу возможностей и при наличии необходимых механизмов в волевой сфере (наличие жизнестойкости, силы сопротивления трудностям, испытаниям и тд), выводящее нас из разного рода деструктивных состояний и способное привести к важному решению.
Интроспекция может быть совершенно разных окрасок и нюансов, и ее особенности зависят от целого ряда личностных особенностей, в том числе от психоэмоционального склада, темперамента,  характера, волевых качеств, творческих способностей и т.д.

Рассмотрим пример религиозной интроспекции на материале творческого ресурса, а именно клип Мадонны "Like a Prayer".

Начну с того, что этот клип является раритетным, полисемантическим и,пожалуй, первым революционным клипом с точки зрения режиссуры и сценаристики. 

Интроспективный опыт Мадонны, ставшей соавтором этой песни,  позволяет нам обратить внимание на существенные психокультурные особенности певицы, нашедшие отражение в клипе.

Опыт интроспекции как молитва

С точки зрения католиков ты рождаешься грешником и остаешься грешником в течение всей жизни. Не имеет значения, насколько сильно ты пытаешься от него избавиться, грех всегда внутри тебя. Этот страх преследовал меня. Он все время досаждал мне и причинял боль. Музыка была, пожалуй, моим единственным способом отвлечься…

Из-за католицизма у меня развилось сильное чувство вины и греховности, которое определенно насквозь пропитало мою повседневную жизнь, хочу я того или нет. И когда я делаю что-то неправильное… даже если я никому не дала знать, что допустила ошибку, я всегда боюсь, что меня за это накажут. И в это вас заставляют верить, когда воспитывают в католическом духе. И песня, и альбом происходят из этого беспокойства.

Из интервью Мадонны  Becky Johnson, 1989.

Тем самым, певица сопротивляется страхам с помощью творческого акта, создавая композицию с тонким, философским текстом. Немаловажно, что режиссером клипа стала известная Мэри Ламберт, специализирующаяся на фильмах ужасов ("Кладбище домашних животных", "Байки из склепа" и т.д).



Также стоит отметить, что песня Like a Prayer дала название целому альбому Мадонны, выпущенному также в 1989. Сам же альбом певица посвятила памяти матери, которую она потеряла в пятилетнем возрасте.

Клип Like a Prayer буквально переводится "как молитва", то есть это своего рода поиск той значимого точки опоры, которая поможет взлететь человеку, воспарить, возвыситься над своими собственными страданиями,  ошибками,  тяготами,  горестями.

Клип получился, с одной стороны, довольно-таки интимно-мистическим, мы как будто наблюдаем за девушкой, пришедшей в храм и нашедшей в нем свое пристанище, следим за ее созерцательным, религиозным опытом.

С другой стороны, некоторые нюансы клипа отправляют нас к публикации "Лики ксенофобии", которая отражает актуальные проблемы межэтнических отношений и социально-расовых барьеров. В США расизм был едва ли не господствующей тенденцией в общественном сознании. Так, на протяжении столетий темнокожее население подвергалось дискриминации во всех сферах жизни общества.

Психосемантическая основа клипа связана с поиском веры и ее проявлениями в реальности, в этом жестком, коварном мире,  где страдают невиновные, где преступники избегают наказания, где человек на пути к Вере проходит множество испытаний и преодолевает фактически самого себя.

Ведущим, заглавным чувством к нравственному преображению является Любовь. (Мы наблюдаем, как темнокожий молодой человек, возлюбленный героини, пытается спасти раненую девушку, но вместо этого оказывается за решеткой, в то время как шайка бандитов сбежала с места преступления. И дорога к храму героини Мадонны весьма терниста. Обращает внимание тот факт, что девушка символически падает у храма, что снова-таки говорит нам о трудном интроспективном опыте - от падения к взлету).



При ближайшем рассмотрении мы можем заметить некую двойственность, заложенную как в самой песне, так и в клипе: перед нами как бы две реальности - наша светская, мирская жизнь и религиозная, мистическая. В то же время, двойственность обнаруживается и в самой природе героини - так, с одной стороны, она обычная влюбленная девушка, с другой стороны, она сверхчувствительна и наделена особым Даром, о чем говорят ее возможности общения со святым, стигматы на руках  (раны, открывающиеся на теле некоторых религиозных людей, как правило,  экзальтированных, напоминающие раны Христа на кресте). То есть здесь транслируется религиозно-мистический опыт человека одновременно с греховным и святым началом.



Двойственность также присутствует  и в феномене любви - с одной стороны, любовь к Богу, любовь религиозная, с другой - любовь к мужчине, сексуальная, плотская.

Концепция клипа неординарна, но вместе с тем это достойное воплощение протестантской культуры  в цивилизационном ракурсе, именно в ее американской ветви, с весьма интересными, самобытными чертами. Афроамериканская церковь, вероятно, методистская или баптистская, церковный хор (так называемый госпел),экзальтированно исполняющий гимны Всевышнему.

Таким образом, интроспективный опыт, сопряженный с духовным поиском, с религиозным осмыслением своего Я, феномена греха и феномена святости, является мощным посылом к личностной трансформации и может сподвигнуть человека к феноменальному творческому взлету.



Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Опубликовано: , 222 просмотра
К автору уже обратились 37 человек с сайта
Провела 34 онлайн консультации на сайте
Подписаться421
Подписаться421
Поделиться3СохранитьЕщё...

Комментарии

Затрутина Алена Владимировна
Врач-психотерапевт - г. Абакан
Архангельская Надежда Вячеславовна писал(а):
Двойственность также присутствует и в феномене любви - с одной стороны, любовь к Богу, любовь религиозная, с другой - любовь к мужчине, сексуальная, плотская.
По большому счету, никакой двойственности, абсолютно одно и то же, в пиковых переживаниях "феномена". ;)
№1 | 8 октября 2018
Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Консультант - г. Новосибирск
Надюша, спасибо, очень интересно.
№2 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Ольга Георгиевна, спасибо Вам большое!
№3 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
№1 | Затрутина Алена Владимировна писал(а):
абсолютно одно и то же, в пиковых переживаниях
Алена, есть некий перенос, улавливаемый в клипе)
№4 | 8 октября 2018
Рыбников Сергей Васильевич
Психолог, Терапия внутренней реальности - г. Москва
Спасибо, за статью!
№5 | 8 октября 2018
Виктор Васильевич Морозов
Врач-психотерапевт, Онлайн-консультант - г. Белгород
Интересно! Надежда, благодарю Вас за тему!
№6 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Виктор , Благодарю!
№7 | 8 октября 2018
Румянцева Полина Витальевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Санкт-Петербург
Надя, завораживающе интересный анализ!
№8 | 8 октября 2018
Ирина Викторовна Баранова
Психолог - г. Запорожье (Украина)
Архангельская Надежда Вячеславовна писал(а):
Концепция клипа неординарна, но вместе с тем это достойное воплощение протестантской культуры  в цивилизационном ракурсе, именно в ее американской ветви, с весьма интересными, самобытными чертами.
Спасибо, Надежда!
Архангельская Надежда Вячеславовна писал(а):
церковный хор (так называемый госпел),экзальтированно исполняющий гимны Всевышнему.
всегда вызывал у меня некоторую настороженность. Но Ваша статья почти что развеяла мои предубеждения!
№9 | 8 октября 2018
Романенкова Ольга Николаевна
Психолог, Детский психолог - г. Воронеж
Благодарю за статью! Очень понравилась. Читала с удовольствием.
Архангельская Надежда Вячеславовна писал(а):
Ведущим, заглавным чувством к нравственному преображению является Любовь.
Прекрасные слова. Полностью согласна.
№10 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Ольга, Благодарю Вас! Очень приятно, что статья нашла отклик в Вашей душе!))
№11 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Ирина Викторовна, спасибо! Да,бывших историков-культурологов не бывает;))
№12 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Полиночка, спасибо, моя хорошая! Очень приятно!)
№13 | 8 октября 2018
Захарова Людмила Михайловна
Психолог, Расстановщик Оn-line-терапевт - г. Волгоград
Получила огромное удовольствие. И клип, и анализ и суть статьи великолепны. Спасибо, Надежда!
№14 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Людмила, спасибо большое Вам за теплые слова! Как же это ценно и необычайно трогательно!!!))
№15 | 8 октября 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Надя,как всегда глубоко.
№16 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Оксана, спасибо большое, Оксаночка!
№17 | 8 октября 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Надя, только дело не в католицизме,а в строгом воспитании, которое навязывал Мадонне отец. Ну,такой католицизм времен инквизиции. А она всю
жизнь с католицизмом борется.
№18 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Оксана, особенности воспитания безусловно, но еще и то, что сам процесс воспитания под соусом религиозного страха...(
№19 | 8 октября 2018
Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн- консультант - г. Ростов-на-Дону
Надя, да, согласна. Религиозные фанатики -ещё те садисты
№20 | 8 октября 2018
Екатерина Мальцева
Психолог, СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ - г. Димитровград
Спасибо, глубокий анализ!
№21 | 8 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Екатерина , спасибо большое!)
№22 | 8 октября 2018
Александр Уразов
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск
Спасибо за интересную статью, Надежда!
№23 | 9 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Александр , спасибо большое!)
№24 | 9 октября 2018
Рагулина Анастасия Юрьевна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
За клип Мадонны отдельное спасибо) Анализ потрясающий, никогда не задумывалась над глубиной ее клипов, спасибо, что даешь такую возможность!
№25 | 10 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Настюша, спасибо тебе огромное!
№26 | 10 октября 2018
Пинскер Борис Эмануилович
Врач-психотерапевт, Супервизор - г. Санкт-Петербург
В месте с вами посмотрел клип , спасибо.
Хоть я и не поклонник Мадонны.
№27 | 10 октября 2018
Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Супервизор - г. Астрахань
Борис, никогда не была поклонницей сама. Сейчас уже воспринимаешь это с чувством ностальгии...Детство...И необыкновенно цепкая реакция на это художественное творчество. Интересный феномен! ;-)
№28 | 10 октября 2018
Пинскер Борис Эмануилович
Врач-психотерапевт, Супервизор - г. Санкт-Петербург
Архангельская Надежда, да, цепляет,правда.
№29 | 10 октября 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 3498b Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз