Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28640 специалистов из 952 городов
Скрыть

«Дважды два – винегрет». Проблема логичных людей

В последнее время я сталкиваюсь с некоторыми трудностями в общении. Да-да, психолог сталкивается с трудностями в общении… И это не связано с навыками эффективной коммуникации и барьерами общения. Это отчасти мой личный бич, хотя, возможно, кто-то из Вас тоже с этим сталкивается.

Эту трудность я называю «дважды два – винегрет». Название простое и оттого достаточно понятное. Этой фразой я называю явление, когда на вопрос о чем-то одном человек получает ответ совершенно о другом.

Пример 1:

- У тебя есть карандаши?
- Что хочешь нарисовать?

Пример 1 – яркая демонстрация ошибки мышления, называемой «чтением мыслей». Человек с данной ошибкой мышления уверен, что знает, о чем думают другие люди. Мой собеседник был уверен, что я хотела порисовать, хотя это было совсем не так. Карандаши могут быть нужны не мне, а например, моему клиенту, поэтому я хочу знать лишь факт наличия/отсутствия карандашей.

 

Пример 2:

- Где ты это взял? 
- Я уберу.

Пример 2 тоже демонстрирует «чтение мыслей». Мой собеседник был убежден, что я хочу, чтобы он вернул вещь на место. Мне был интересен сам факт, где человек взял вещь. А человек отвечает, что он будет с этой вещью делать.

 

 Пример 3:

- Это нужно распечатать?
- Я сегодня буду на работе.

- Ответь, пожалуйста, на вопрос. Это нужно распечатать?
- Я не смогу распечатать.

- Ты не сможешь – я смогу. Это нужно распечатать?

- У тебя случилось что ли что-то?

Пример 3 – практически полная версия диалога. Этот пример демонстрирует мою настойчивость, а также негативизм собеседника, который с повторением вопроса только увеличивается. Также у собеседника возникает ответное раздражение и мысли о том, что «у меня что-то не в порядке». Хотя мне на самом деле не так уж и важно, где человек будет и чем он будет занят, мне интересно, нужно все-таки печатать документ или не нужно.

 .Дважды два  винегрет  Проблема логичных людей

Что я хотела показать данными примерами?

Данными примерами я хотела показать одну из самых волнующих меня трудностей общения.

«Дважды два – винегрет». Это, возможно, неумение или нежелание людей слышать друг друга. Люди думают о своем, витают в облаках, занимаются чтением мыслей и всем, чем угодно – только не слышат своего собеседника. И, как следствие, не участвуют в диалоге. Здесь происходит два монолога, совпадающих по времени, но не совпадающих по смыслу.

Лично для меня такие случаи нередки, и это факт. Диалоги с троекратным повторением вопроса происходят со мной практически еженедельно. И меня как достаточно логичного человека это отнюдь не радует.

Если у Вас есть предложения по разрешению ситуации – буду рада ознакомиться.

Надеюсь, что ко мне вскоре придет здравая мысль по этому поводу , и я напишу статью о том, как с этим справляться/бороться/мириться/издать тетрадь-тренажер (нужное подчеркнуть, недостающее дописать).

Студент-психолог - г. Оренбург
Опубликовано: , 244 просмотра
Подписаться3
Подписаться3
Поделиться2СохранитьЕщё...

Комментарии

Александров Максим Сергеевич
Врач-психотерапевт - г. Екатеринбург
Спасибо
№1 | 1 декабря 2018
Захаров Михаил Геннадьевич
Психолог, Клинический психолог - г. Ижевск
Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
В последнее время я сталкиваюсь с некоторыми трудностями в общении.
Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
Данными примерами я хотела показать одну из самых волнующих меня трудностей общения.
Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
Это неумение или нежелание людей слышать друг друга. Люди думают о своем, витают в облаках, занимаются чтением мыслей и всем, чем угодно – только не слышат своего собеседника.
Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
Если у Вас есть предложения по разрешению ситуации – буду рада ознакомиться.
Возможно, основная трудность в общении возникает не по причине "нелогичных" ответов, а по причине Вашего гипертрофированного внимания к таким ситуациям? )
Работая с людьми, очень быстро понимаешь, что особенности мышления каждого человека, а следовательно и речь, индивидуальны. Очень сомнительно, что Вы можете каким-то образом повлиять на Ваших собеседников )

Ну, а если посмотреть на эти ситуации абстрактно, но я предполагаю, что в таких ответах есть большая доля эмоциональной картины человека, особенно если взаимодействовать с детьми. В таких ответах могут проявляться тревожные черты личности, или ситуативная агрессия и т.д.
№2 | 1 декабря 2018
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
№2 | Захаров Михаил Геннадьевич писал(а):
Вашего гипертрофированного внимания к таким ситуациям
Уважаемый Михаил Геннадьевич, именно поэтому я эту статью и написала) и это не возможность - а реальный факт.

№2 | Захаров Михаил Геннадьевич писал(а):
в таких ответах есть большая доля эмоциональной картины человека
Не совсем понимаю, как это происходит?
№3 | 1 декабря 2018
Удалено автором комментария
Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
Надеюсь, что ко мне вскоре придет здравая мысль по этому поводу , и я напишу статью о том, как с этим справляться/бороться/мириться/издать тетрадь-тренажер (нужное подчеркнуть, недостающее дописать).
Жду с огромным нетерпением! Спасибо за поднятый вопрос!
№5 | 1 декабря 2018
Удалено автором комментария
Захаров Михаил Геннадьевич
Психолог, Клинический психолог - г. Ижевск
№5 | Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
в таких ответах есть большая доля эмоциональной картины человека
№5 | Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
Не совсем понимаю, как это происходит?
Я вижу это следующим образом. Возьмем Ваш пример с карандашами )
Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
- У тебя есть карандаши?
- Что хочешь нарисовать?
Тревога:
- У тебя есть карандаши?
- А когда ты мне их вернешь?

Агрессия:
- У тебя есть карандаши?
- Свои надо иметь!

Конечно, это очень поверхностные примеры. Дети обладают меньшей способностью к контролю своего поведение, в отличие от взрослых. Поэтому в диалоге с детьми очень важно чувствовать их эмоциональное состояние.
№7 | 1 декабря 2018
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
Уважаемый Михаил Геннадьевич, спасибо большое за пояснение! Вы правы, и хоть это диалоги взрослых людей, скорее всего они в этот момент находятся в детском Эго-состоянии.
Пришла идея, что раздражение и злость могут быть связаны с автоматическими мыслями, которые я пока не смогла (и, если честно, пока не пробовала) отследить.
№8 | 1 декабря 2018
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
№2 | Захаров Михаил Геннадьевич писал(а):
повлиять на Ваших собеседников
В том и дело, что я вижу в этом в большей степени свою трудность. В первую очередь буду заниматься, как говаривал один мой преподаватель, "самоработой".
№9 | 1 декабря 2018
Захаров Михаил Геннадьевич
Психолог, Клинический психолог - г. Ижевск
№8 | Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
спасибо большое за пояснение!
И Вам спасибо за диалог )
№8 | Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
Пришла идея, что раздражение и злость могут быть связаны с автоматическими мыслями, которые я пока не смогла (и, если честно, пока не пробовала) отследить.
Не мне Вам рассказывать, что большинство ситуаций, которые нас трогают, так или иначе связаны с особенностями нашей психики. Нас не трогает только то, к чему мы безразличны.
А не кажется ли Вам, что Ваше отношение к таким проявлениям непосредственно может быть связано с Вашей позицией логичного человека, которую Вы слегка подчеркиваете и о которой Вы указали в статье? Избавляясь от своей "нелогичности" в себе, Вас может раздражать "нелогичность" в других людях, ведь мы так много сил тратим на формирование каких-то личностных особенностей в себе, а другие люди об этом даже не думают )
Возможно, такие "нелогичные" проявления со стороны других людей могут обесценивать ту "логичность", которую Вы формировали в себе? И как следствие - злость и раздражение?
№10 | 1 декабря 2018
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
№7 | Захаров Михаил Геннадьевич писал(а):
Тревога:
- У тебя есть карандаши?
- А когда ты мне их вернешь?

Агрессия:
- У тебя есть карандаши?
- Свои надо иметь!

И все равно я вижу, что это связано с додумыванием. Человек даже не успел ничего попросить, а получает такой ответ, как будто попросил. Это как по схеме АВС. Сначала мысль (она мне не вернет карандаши/у нее нет своих карандашей), а потом эмоция (тревога, раздражение) и поведение (вот такие ответы). Конечно, он будет додумывать в рамках своей картины мира и своих психологических особенностей.

Спасибо, Михаил Геннадьевич, Ваши слова мне очень помогли! Буду разбираться дальше.
№11 | 1 декабря 2018
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
№10 | Захаров Михаил Геннадьевич писал(а):
мы так много сил тратим на формирование каких-то личностных особенностей в себе, а другие люди об этом даже не думают )
Вот это прямо в точку!
№12 | 1 декабря 2018
Очень раздражают такие диалоги х)
№13 | 1 декабря 2018
№13 | Инфузория туфелька писал(а):
Очень раздражают такие диалоги х)
Чем? Можно научиться просто отвечать на вопрос.
№14 | 1 декабря 2018
№11 | Наквасина Светлана Николаевна писал(а):
И все равно я вижу, что это связано с додумыванием.
Видимо так, ибо ваши ответы не на вопросы а забегание вперед, что человек имеет ввиду.
№15 | 1 декабря 2018
Олег М, дак я то умею, меня раздражают когда другие отвечают на свои какие-то вопросы
№16 | 1 декабря 2018
Спасибо за статью, тоже часто в жизни сталкиваюсь с таким явлением.
№17 | 1 декабря 2018
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
Уважаемая Ирина Сергеевна, спасибо за комментарий!
Насколько я знаю от коллег, клиенты часто на вопрос о чувствах говорят про мысли. Вроде бы и ничего, это все понятно, не трудно переспросить или объяснить отличие одного от другого. Но когда это происходит постоянно - коллеги уже жалуются...
№18 | 2 декабря 2018
Стрелкин Константин Иванович (Константин Эс)
Специалист - г. Санкт-Петербург
Уважаемые специалисты!
Для начала поясню: я не учу! Я просто делюсь мнением!)))
Вот оно.
Вы не пробовали свои вопросы/ просьбы предворять пояснением того, зачем вам нужны карандаши, почему вы спрашиваете, с какой целью интересуетесь теми или иными вещами?)))
Например:
1. У меня в ухе чешется! - У тебя нет карандаша?)
2. Вау, какая прелесть! Я такую уже видел у одного чудика... Тоже хочу. А ты где это взял?))
3. Ну и т. д.)
Если этого не делать подобные вопросы человек может расценить как Хендехох, Хальт, Цурюк или - Ага! Попался, гоблин! Выходи, подлый трус!)))
Любой прямой вопрос - это как тест от строгого родителя!)
А человек может и не знать ответов на него. Ему элементарно страшно--он практически ощущает ваши цепкие руки у себя на горле!
Мягче нужно, уважительно, бережнее!)
Попробуйте!)
№19 | 3 февраля 2019
Наквасина Светлана Николаевна
Студент-психолог - г. Оренбург
Константин(Константин Эс), благодарю, подобные мысли мне и в голову не приходили. Конечно, в ухе гораздо удобнее чесать карандашом - особенно чужим :)))

А если серьезно - это правда, не задумывалась, что такие вопросы могут пугать. Думаю, что Вы правы, стоит предварять вопрос каким-то пояснением... Попробую...)
№20 | 5 февраля 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий dafae Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз