Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30484 специалиста из 986 городов
Скрыть

Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления

От автора: Сама активно использую в работе, и вам рекомендую (конечно, квадрат Декарта тоже работает, но в случае когда нужно увидеть цель и найти путь к достижению этой цели - то ментальные карты вам в помощь). Статья размещена на блоге Инклюзивного Центра Прикладной Психологии "АБА Лэнд" http://psiheya61.blogspot.ru/2016/02/blog-post.html. Развивайте креативное мышление.

 


 
 
Ментальные карты Бьюзена  ассоциативный метод активизации мышления
 


Все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.
Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. 
Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.Ассоциативное мышление - исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:

1. По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег... Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
2. По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции...Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
3. По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...
Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.
К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.
Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

 



 

 

Методы управления процессом генерирования ассоциаций
«Поле ассоциаций»


Использование системно-функционального подхода.
1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.

Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.

2. Представить стартовое слово частью большей системы.

Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.

3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.

Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу, строят дома, используют как дрова для печи, камина и т.д.

4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.

Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники.



 


Ментальные карты

Интеллект-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. 

Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.

Будучи студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.
Наиболее эффективное и плодотворное имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.
Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.

 



 

Вспомните, как нас учили в школе решать задачи. Как правило, решение задачи представляло собой некий алгоритм, то есть четкую последовательность умственных действий.
Необходимость организации мышления как процесса последовательных операций подчеркивает и логика – древняя наука о правилах мышления, возникшая еще в эпоху античности. Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это - отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы. Недаром дети (да и не только) не любят этого занятия. А заставить студентов составлять план до написания курсовой, а не после бывает практически не возможно. Не удивительно, ведь сложно планировать то, о чем еще не думал.

 


 

Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.
Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

1.объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

2.основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3.ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

4.ветви формируют связанную узловую систему.

 




Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Советы Тони Бьюзена к составлению карт

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.


Основные правила составления интеллект-карт
 
• Всегда используйте центральный образ.

• Как можно чаще используйте графические образы.

• Для центрального образа используйте три и более цветов.

• Чаще придавайте изображению объем; а также используйте выпуклые буквы.

• Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

• Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.

• Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

• Ассоциируйте

• Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

• Используйте цвета. 

• Используйте кодирование информации.

• Стремитесь к ясности в выражении мыслей

• Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

• Используйте печатные буквы

• Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями

• Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

• Соединяйте линий с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

• Делайте главные линии плавными и более жирными. 

• Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

• Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными (для вас).

• Старайтесь располагать слова горизонтально.

• Вырабатывайте собственный стиль.

• Соблюдайте иерархию мыслей.

• Используйте номерную последовательность в изложения мыслей (нумеруйте ветви цифрами в зависимости от их важности).

Дополнительные рекомендации:

• Добавляйте пустые линии.

• Задавайте себе вопросы.

• Дополняйте карту рисунками.

• Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.

• Совершенствуйте достигнутое

• Пересматривайте свою интеллект-карту.

 



 

 

ВИДЫ КАРТ

Обучающие:

- карты памяти, способствуют структурированию и запоминанию сложной информации;
- для работы с понятиями, помогают осмыслить сложные научные понятия и категории;
- для систематизации учебной информации.

 

 



 

 

Для решения проблем и творческих задач

- для подготовки курсовых и дипломных работ;
- для научно-исследовательской деятельности;
- для решения проблем в бизнесе и профессиональной деятельности;
- для решения житейских проблем.

 



 

 

 

Планирование

- составление бизнес-плана;
- распределение бюджета;
- планирование текущих дел.

 

Преимущества

Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

 

 

 

Психолог, Консультант - г. Ростов-на-Дону
Опубликовано: , 17875 просмотров
Подписаться80
Подписаться80
Поделиться14СохранитьЕщё...

Комментарии

Дидик Нина Андреевна
Психолог - г. Краснодар
Для планирования жизни, принятия решения, в обучении безусловно. Спасибо за подробно описанную и проиллюстрированную методику.
№1 | 1 февраля 2016
Петко Людмила Юрьевна
Психолог, Консультант - г. Ростов-на-Дону
И Вам спасибо за комментарий.
№2 | 1 февраля 2016
Евгения Леонтьевна Агафонова
Психолог, Семейное древо - г. Сочи
А у меня вот такая карта получилась, когда обучалась коучингу.
№3 | 22 февраля 2016
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Благодарю за интересные техники
№4 | 21 февраля 2018
Юлия Удодова
Психолог, Коуч детей подростков - г. Ростов-на-Дону
Людмила, спасибо за подробное и иллюстрированное описание метода!
№5 | 29 августа 2018
Написать комментарий
Коллективное мнение военнослужащих и управление коллективным настроением
Формирование коллективного мнения Важную роль в формировании коллективного мнения играет сплоченность воинского коллектива. Так, когда коллектив только что создается, сформировать единое мнение командиру ...
Телесно - ориентированные техники при стрессовом расстройстве
Тело и психика неразрывно взаимосвязаны, эмоции отражаются на телесном самочувствии и, наоборот, состояние тела влияет на психику. Психосоматика – это область психологии, изучающая эту связь. Влияя ...
Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П.Торренса
«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать ...
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 9c6eb Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз