Почему ты не защищаешься?

Однажды мой сын пришёл из школы и пожаловался, что его "достаёт" одноклассник. Толкает, дразнит, мешает писать и т.д. У меня мгновенно буря чувств и эмоций, гнева, ярости, возмущения, вплоть до ненависти, подпитанной воспоминаниями про свои школьные обиды и ситуации, когда я не имела права себя защитить. Сама от себя не ожидала такой бурной реакции. Сыну тогда сказала, что я могу поговорить с учительницей, чтобы его пересадили. А потом спросила, почему он не даст сдачи? И мой ребёнок удивлённо ответил: "Мама, но меня же учительница наругает". Тогда я сказала: "Зато он больше не полезет. И учительнице ты можешь сказать, что защищался". Тогда он сказал: "А если она тебя в школу вызовет или замечание в дневник напишет?" Я ему ответила, что расспрошу его, как было дело, что он мне сможет рассказать что было и почему замечание и только тогда и поговорю с учительницей. В общем разговор был долгий, и про страх наказания, и про то, что он слабее и про всякие другие страхи и запреты. Про справедливость и про доверие. Про то, когда можно драться и нужно, а когда нельзя. Закончилось тем, что я обещала поддержку в том, чтобы себя защищать и решением записаться на секцию по боксу. Боксёром ребёнок не стал, немного походил и бросил, но ему было достаточно этого, чтобы однажды найти в себе смелость подраться с этим одноклассником (который, кстати превосходит его в весовой категории) и почувствовать гордость за себя и радость от того, что смог себя защитить. 

Это одна сторона ситуации. А вторая сторона - моя бурная реакция. Я вспомнила, что в своём детстве была абсолютно беззащитной. Меня воспитывали как "хорошую девочку", которая должна быть доброй, терпеливой и трудолюбивой. А ещё очень умной, обходить хулиганов и не реагировать ни на какие обиды и дразнилки. Потому, что это ерунда, не стоящая внимания, а если меня это задевает - значит я слишком ранимая и впечатлительная, а быть такой нельзя. Нужно быть выше этого. Так я и жила, стараясь не обращать внимания на обидчиков, давя злость, страх, обиду и все остальные чувства, и изо всех сил стремясь быть "всепрощающим ангелом". Вместо этого была беззащитной и испуганной, периоды железного "держания себя в руках" сменялись истериками. И тогда  понять не могла, как же так? Я же всё правильно делаю, я хочу жить в мире, где все добрые и я сама добрая, почему же все этого не понимают и вокруг столько жестокости? Или я недостаточно хорошая? Ну и дальше по кругу. У меня внутри шла жестокая битва ангелов и демонов. Хорошо, что никто не победил, если бы это случилось, я сошла бы с ума. Я научилась быть беззащитной, но мир не стал безопасным, уютным и добрым. Он меня пинал, пока я не начала защищаться. 

И сын пришёл ко мне со своей проблемой в тот момент, когда я уже могла сама и послать и наорать и сказать твёрдое "нет" и много чего другого, что не положено "хорошим девочкам". Спасибо моему терапевту, друзьям и всем, кто был рядом, пока я двигалась в этом направлении. Я тогда поняла, что он успел считать с меня тревогу и беззащитность, пока был маленьким, и это мешало ему себя защитить. Но оказалось поправимо. Лично я считаю, что нет идеальных родителей, все мы "косячим", особенно, когда дети маленькие. Но никогда не поздно начать восстанавливать себя и помогать собственному ребёнку восстановиться. Конечно, чем раньше - тем лучше. Но позже - не значит безуспешно. Очень многое поправимо. 

Вот такие две зарисовки из детства. Кому и зачем я это пишу?

Во-первых тем, кто терпит уже во взрослом возрасте плохое к себе отношение. И находит для этого оправдания: я недостаточно хороший, я сам виноват, я этого заслуживаю, я выше этого и могу всё терпеть и прощать. Прислушайтесь к ужасу и ярости, которые клокочут у вас внутри. В них энергия для того, чтобы защитить себя. Это страшная разрушительная сила, если не уметь с ней обращаться и её игнорировать. И добрый и мудрый защитник, с которым можно уверенно говорить "нет", тому, что вам неприемлемо и "да" тому, чего хотите. Чтобы сделать это чудовище своим другом - нужно время, придётся пережить много боли, вины и злости, вспомнить все моменты, когда оно хотело ринуться в бой, но натыкалось на прутья клетки.

Почему ты не защищаешься

Во-вторых - тем, кто говорит своим детям, что драться нехорошо и пугает наказанием. Да, нехорошо нападать на тех, кто младше, слабее,  мучить животных и т.д. Но защищать себя, не давать себя в обиду, давать сдачи словами и, если слова не помогают, кулаками - хорошо. Чувствовать себя сильным и уверенным, уже с детства понимать, какое к себе отношение терпеть неприемлемо - очень хорошо. Ребёнку важно знать, что у него есть право себя защитить и рассчитывать на поддержку родителей. Часто наказание родителей для ребёнка на столько страшно, что он соглашается тепеть издевательства других людей, лишь бы не вызвать гнев родителей. Ведь родители более значимые фигуры, чем одноклассники, можно и потерпеть...

В-третьих - тем, кто считает себя слабыми, трусливыми, неудачниками, непривлекательными для противоположного пола, неумеющими добиться чего-то в жизни. Для того, чтобы иметь смелость добиваться желаемого нужно быть в контакте со своей агрессией. В ней энергия для достижений и смелость идти на риск, противостоять людям и обстоятельствам. И рядом ощущение ценности своей жизни, желание выбирать самому, как и с кем её прожить.

 

Естественно, на одной только агрессии нельзя всего добиться. Она может и отпугивать, если это единственное, что человек проявляет. Я не умаляю нужности и необходимости любви, доброты, тепла. И оба полюса дополняют друг друга, если им позволено быть и проявляться в разные моменты жизни. Просто именно эта статья про право каждого себя защитить, а не про любовь. Хотя, для меня тот разговор с сыном был проявлением любви к нему.

 

 

Опубликовано на сайте: 2 июня 2016,  1828 просмотров
Поделиться67В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться140
Комментарии
Александра Владимировна, спасибо за полезную статью!
Психолог, Супервизор, Семейный психолог - г. Иерусалим (Израиль)
№1 | 2 июня 2016 | Ответить
Здорово! Спасибо.
Психолог, Интегративный психолог - г. Москва
№2 | 2 июня 2016 | Ответить
Хорошо как написала, Саша!
Психолог, Супервизор, Психоаналитическая терапия - г. Москва
№3 | 2 июня 2016 | Ответить
Спасибо за отклики) Радуюсь, как ребёнок!
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№4 | 2 июня 2016 | Ответить
Да, нападать не нужно, это верно. Но и быть "кроликом" перед "удавом" - тоже не верно! Если "кролик" покажет "удаву" зубы, то "удав" не будет воспринимать его "кроликом" и отстанет от него!
Благодарю за статью!
Психолог, Нейропсихолог - г. Санкт-Петербург
№5 | 2 июня 2016 | Ответить
Как сказала моя дочь в 2 года по пути из садика: "Мы этот мир поправим". Очень созвучно этой статье. Спасибо)))
Психолог, Онлайн консультант преподаватель - г. Москва
№6 | 2 июня 2016 | Ответить
Очень здорово и своевременно . Спасибо!
Психолог, Детский Семейный психолог - г. Воронеж
№7 | 3 июня 2016 | Ответить
№5 | Созончук Александр Михайлович писал(а):
Да, нападать не нужно, это верно. Но и быть "кроликом" перед "удавом" - тоже не верно! Если "кролик" покажет "удаву" зубы, то "удав" не будет воспринимать его "кроликом" и отстанет от него!
Благодарю за статью!
Не нужно быть ни кроликом, ни удавом. Быть тем, кто ты есть максимально широко))
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№8 | 3 июня 2016 | Ответить
№6 | Карпенков Юрий Витальевич писал(а):
Как сказала моя дочь в 2 года по пути из садика: "Мы этот мир поправим". Очень созвучно этой статье. Спасибо)))
здорово! Дети бывают мудрее нас)
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№9 | 3 июня 2016 | Ответить
№7 | Суржина Оксана Федоровна писал(а):
Очень здорово и своевременно . Спасибо!
и Вам спасибо)
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№10 | 3 июня 2016 | Ответить
№8 | Ветошко Александра Владимировна писал(а):
Не нужно быть ни кроликом, ни удавом. Быть тем, кто ты есть максимально широко))
Согласен с Вами! У меня и кролик, и удав в кавычках, т.е. это метафора... И, конечно, и та, и другая социальные роли связаны с неадекватной самооценкой.
Психолог, Нейропсихолог - г. Санкт-Петербург
№11 | 4 июня 2016 | Ответить
Спасибо большое.
Психолог - г. Москва
№12 | 9 июня 2016 | Ответить
Какая замечательная статья, очень много испытала эмоций от ее прочтения. Спасибо большое!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Варшава (Польша)
№13 | 12 июня 2016 | Ответить
Спасибо за отзыв, Наташа) Очень приятно
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№14 | 12 июня 2016 | Ответить
Замечательная статья! Спасибо!!
Психолог, Психоаналитического направления - г. Омск
№15 | 15 июня 2016 | Ответить
Душевно написано. Искренне и с любовью... Спасибо!
Психолог, Онлайн-консультант - г. Минск (Беларусь)
№16 | 16 июня 2016 | Ответить
Спасибо за статью) Согласна,что ребёнок должен научиться себя защищать,но делать это с умом!
Психолог - г. Калининград
№17 | 18 июня 2016 | Ответить
Да, это хорошая статья.
№18 | 15 июля 2016 | Ответить
Александра Владимировна! Ваша статья - такое ощущение. что Я Не одна и меня Услышали.В двух словах о себе..Мне 51 год. Я- тот гадкий утенок в мультфильме. только сейчас начинаю понимать ТОТ Ужас, который со мной произошел и в детстве и в юности и в дальнейшем, что Повлияло на то. что я из себя сейчас и представляю.сегодня утром сидела на скамейке в красивом месте и увидела у себя СТРАХ- ОГРОМНЫЙ!. Пришла домой и почему- то вместо работы и того. что я планировала сделать, открыла яндекс и почти автоматически нашла статьи на тему. что делать . если тебя обижают и унижают дома и в школе. У меня просто был ШОК !ТАК вот что мне мешало в жизни и мешало быть СОБОЙ . а не носить маску. Страх !!Я постаралась отбросить его, как Только Смогла и Увидела СОВСЕм ДРУГУЮ ЖЕНЩИНУ, она мне ТАК ПОНРАВИЛАСЬ. Она была НАСТОЯЩЕЙ, несмотря на все недостатки и другое А главное- она была СМЕЛОЙ !Всю жизнь меня ломали мама, отчим , брат , тетя , свекровь, золовка. сыновья . муж и другие- я жила как в КОНЦЛАГЕРЕ.я не знаю СКОЛЬКО времени у меня уйдет на то, чтоб я стала САМОй СОБОЙ и чтоб справиться со СТРАХОМ, но я ПОНЯЛА. ОКАЗЫВАЕТСЯ как ХОРОШО ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ, УВАЖАТЬ СЕБЯ. я сейчас это на МИГ ОЩУТИЛА. я не могу ПЕРЕДАТЬ, КАК это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО !! Сыновьям это не НРАВИТСЯ и они говорят Что с ТОБОЙ ?Привыкли помыкать и плохо обращаться . а тут - Не ПОЛУЧАЕТСЯ уже .Что с ТОБОЙ ??Это их РЕАКЦИЯ !Если я СПРАВЛЮСЬ с СОБОЙ во что бы то ни стало, я СТАНУ САМОЙ СЧАСТЛИВОЙ ЖЕНЩИНОЙ на ЗЕМЛЕ. я это Знаю !!СТАТЬЯ- СУПЕР !! с уважением к ВАм и Вашему таланту - Ирабель
№19 | 15 июля 2016 | Ответить
Спасибо за статью! Созвучно моим переживаниям.
№20 | 15 июля 2016 | Ответить
Спасибо за статью! Много печали, от того, что в нас, действительно, сильны стереотипы про "драться нехорошо" и мы обезоруживаем своих детей, подставляем их этими своими "будь хорошим, правильным". Очень правильно про принятие своей агрессии и нахождение в ней своей силы. А еще очень откликается про "знать, что так со мной нельзя", которое исходит из ценности личности ребенка, которая считывается им из отношения родителей.
Психолог, Транзактный анализ ЭОТ - г. Москва
№21 | 16 июля 2016 | Ответить
Ветошко Александра Владимировна писал(а):
Для того, чтобы иметь смелость добиваться желаемого нужно быть в контакте со своей агрессией.
Александра Владимировна, а что значит "быть в контакте с агрессией"?
№22 | 18 июля 2016 | Ответить
№19 | Ирабель писал(а):
Я Не одна и меня Услышали.В двух словах о себе..Мне 51 год. Я- тот гадкий утенок в мультфильме. только сейчас начинаю понимать ТОТ Ужас, который со мной произошел и в детстве и в юности и в дальнейшем, что Повлияло на то. что я из себя сейчас и представляю.сегодня утром сидела на скамейке в красивом месте и увидела у себя СТРАХ- ОГРОМНЫЙ!
Ирабель, спасибо за отклик. В этом всём самое страшное в том, что ребёнок воспринимает любое отношение к себе, как естественное и нормальное. Потому, что не может ещё ориентироваться на себя, он ориентируется на родителей. И потом взрослый человек ищет авторитетные фигуры, на которые хочет ориентироваться. Но внутри живёт его "настоящее Я", которое знает на самом деле, что для него хорошо и что плохо, чего оно хочет, а чего нет. Но и страха там очень много, вы правы. Всю жизнь было страшно "быть не такой, неудобной, плохой, злой и т.д." и из-за этого лишиться чьей-то любви. Но настоящая ли это любовь? И к кому она, если Вас реальную не видят?
Это сложная тема, как начать проявлять себя настоящую и при этом сохранить отношения. На эмоциях можно наломать дров, удариться в крайности. Думаю, тут надо быть аккуратной и бережной к себе, проявляться по чуть-чуть, оценивать окружение. Но и рисковать иногда. Удачи Вам и берегите себя.
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№23 | 20 июля 2016 | Ответить
№20 | Подолянюе Елена Леонидовна писал(а):
Спасибо за статью! Созвучно моим переживаниям.

пожалуйста)
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№24 | 20 июля 2016 | Ответить
№21 | Гончарук Екатерина Викторовна писал(а):
подставляем их этими своими "будь хорошим, правильным". Очень правильно про принятие своей агрессии и нахождение в ней своей силы. А еще очень откликается про "знать, что так со мной нельзя", которое исходит из ценности личности ребенка, которая считывается им из отношения родителей.
да, знание " со мной так нельзя" появляется только если у ребёнка есть разрешение отказаться от того, что хотят родители, проявить агрессию и при этом не потерять их любовь. Когда родители слышат детское "я не хочу".
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№25 | 20 июля 2016 | Ответить
№22 | Serge писал(а):
Александра Владимировна, а что значит "быть в контакте с агрессией"?
Серж, быть в контакте со своей агрессией - это чувствовать ответную злость в ситуациях любого вида насилия. Даже если оно не прямое, а завуалированное (намёки, убеждения, обесценивание, сарказм). Это чувствовать злость в любой ситуации, когда причиняют боль, физическую или душевную. Ещё это иметь право проявлять эту злость, ставить в таких ситуациях собственный комфорт и безопасность на первое место.
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№26 | 20 июля 2016 | Ответить
Спасибо за полезную, актуальную статью, Александра!
Психолог, Специалист в ЭОТ - г. Москва
№27 | 20 июля 2016 | Ответить
Александра Владимировна, спасибо Вам за прекрасную статью!
Психолог, Личностный Семейный - г. Москва
№28 | 10 января 2017 | Ответить
быть в контакте со своей агрессией - это чувствовать ответную злость в ситуациях любого вида насилия. Даже если оно не прямое, а завуалированное (намёки, убеждения, обесценивание, сарказм). Это чувствовать злость в любой ситуации, когда причиняют боль, физическую или душевную. Ещё это иметь право проявлять эту злость, ставить в таких ситуациях собственный комфорт и безопасность на первое место.
Александра Владимировна, Каким образом это Делать ?Если силы , положение в социуме и энерго резервы не Равны ?перевес же Все равно будет на стороне Противника? Д а и Для НЕГО это Будет равносильно не Защите ,а Легким ветерком и он на Это либо не прореагирует либо Еще Больше Задавит. Уже проверено мной и не раз, когда пробовала выходить из Таких ситуаций .Что Вы посоветуете в Этом случае ?
№29 | 1 марта 2017 | Ответить
Ветошко Александра Владимировна, Спасибо, ВЫ ПРЕЛЕСТЬ !!Все понятно
№30 | 6 марта 2017 | Ответить
Ирабель, простите. Я забыла ответить Вам, виновата, да.
Правильно, что напомнили.
Отвечаю. Когда силы не равны - можно что-то сделать, чтобы их уравнять. Попросить поддержки друзей, близких, любого, кто на Вашей стороне. Или избегать контактов, где возможна агрессия в Ваш адрес, пока силы не восстановятся. Часто ощущение неравенства сил ощущает человек в детской позиции, если оппонента видит в позиции родителя. Тогда работать с этим, учиться выходить во взрослую позицию.
Бывают отношения, где это просто невозможно. И тогда находить возможность уходить из этих отношений.
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№31 | 7 марта 2017 | Ответить
Отличная статья. Спасибо. Ваши фразы о том, что "надо быть хорошей девочкой", "не обращать внимания", "быть умнее" и "выше этого" очень откликаются - вторят моим детским воспоминаниям. Меня тоже в детстве учили терпеть, а не защищаться. Только это не помогает избежать конфликтов и нападок, а подавленная обида и агрессия отравляют...
№32 | 30 марта 2017 | Ответить
Ветошко Александра Владимировна писал(а):
Да, нехорошо нападать на тех, кто младше, слабее,  мучить животных и т.д. Но защищать себя, не давать себя в обиду, давать сдачи словами и, если слова не помогают, кулаками - хорошо. Чувствовать себя сильным и уверенным, уже с детства понимать, какое к себе отношение терпеть неприемлемо - очень хорошо. Ребёнку важно знать, что у него есть право себя защитить и рассчитывать на поддержку родителей. Часто наказание родителей для ребёнка на столько страшно, что он соглашается тепеть издевательства других людей, лишь бы не вызвать гнев родителей. Ведь родители более значимые фигуры, чем одноклассники, можно и потерпеть...
Согласна с вами на 100%. И очень откликаются истории из прошлого "хорошей девочки", и то ощущение беззащитности и непонимания - я же хорошая, что не так? И возможность дать своему ребенку право быть сильным. Это дорогого стоит.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№33 | 20 апреля 2018 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
Одной из целей терапии является получение нового опыта. Опыта реагирования, отношений, поведения, на который можно опираться и которым можно пользоваться в жизни. Терапевт изучает наличный опыт клиента, ...
Кай и Королева. Сказка.
Кай ждал Герду. Хоть и не верил, что она придёт. Но это было единственное, что его согревало, после того, как он не смог уйти от Снежной Королевы. Иллюзия, мечта, не имевшая никаких реальных оснований. ...
Не бойтесь своих желаний!
Очень наболевшая тема, не смотря на прохождение личной терапии, образование психолога и обучение в программе гештальта, тема про ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ и ТРЕВОГУ. Довольно нередко на моём пути возникает ...
И ещё раз о вере в себя!
Я уже писала о вере в себя: И делала акцент на влиянии других людей на формирование веры в себя. Сегодня меня снова посетили размышления о вере в себя. Захотелось поделиться. И размышления эти были на ...
О вере в себя и о тех, кто рядом.
Среди множества психологических терминов есть такие два: социальная ингибиция и социальная фасилитация. Немного словаря: Эффект (феномен) социальной фасилитации — это эффект усиления активности деятельности ...
Рекомендуем почитать
Сила как слабость. Про некоторые особенности обращения к психологам.
Ни для кого не секрет, что обращаться за психологической помощью бывает очень и очень непросто. Для некоторых это означает признать свою слабость, потому что они всё и всегда должны делать самостоятельно. ...
Егорова Мария
Мне уже за...
«Мне 48, и я не хочу стареть. Я не хочу чтоб мне было 52, 56…. Я могу купить все, что хочу – дом, машину, квартиру , одежду – но я не могу стать молодой… как раньше. Я ненавижу ...
Мазуренко Елена
Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней?
Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что это такая за «ситуация» и откуда она берётся. Ведь ни одна проблемная «ситуация» не бывает как гром среди ясного неба. У неё всегда ...
Егорова Мария
Стыдное эссе случайного попутчика
Есть причины, почему я не люблю маршрутки: меня укачивает, и я с трудом могу стоять в три погибели, если маршрутка набита под завязку. Но иногда поездки приносят мне большое удовольствие. Если час пик ...
Татьяна Демьяненко
Первый этап отношений-влюбленность
Влюбленность – первый этап зарождающихся романтических отношений. Он является одним из самых приятных этапов. Но, тем не менее, в период влюбленности много тревог, страхов, надежд. Часто эмоциональный ...
Анисимова Валентина
b99d1
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз