До настоящего времени социальный интеллект не может похвастаться наличием четкой теоретической основы, прошедшей сквозь сито тщательной эмпирической проверки и ставшей общепризнанной. Несмотря на то, что исследовательская работа Дж. Гилфорда наиболее приближается к этим стандартам, она осталась незавершенной. Жесткие критерии исследования пока не воспроизводимы для этой области, что, по всей видимости, связано с тем, что тема социального интеллекта относительно молода для академического сообщества и ее популярность видоизменялась на протяжении времени.
Ф. Вернон в 1933 году создаёт концепцию социального интеллекта, определяя его через несколько аспектов: умение формировать хорошие отношения с окружающими, наличие социальных навыков, обеспечивающих комфортное пребывание в обществе, знание и понимание социальных вопросов, способность улавливать сигналы от других людей своей группы, а также умение распознавать и интерпретировать настроения и характеристики незнакомцев.
На данный момент социальный интеллект определяют как способность понимать и предсказывать внутренние состояния других людей, а также реагировать на изменения в их поведении. Это включает в себя умение группировать ментальные состояния по схожести и интерпретировать важные связи между различными действиями. Значимыми аспектами являются также предсказание ситуаций и поведения участников этих ситуаций, а также гибкость в интерпретации последовательности социального поведения.
На втором месте расположены навыки социальной адаптации, личные качества и восприятие окружающих. Затем, с заметным отрывом, следуют способности и характерные черты, такие как открытость к новым впечатлениям, отсутствие внутренних препятствий, активность и выносливость.

Одним из основных элементов структуры социального интеллекта является эмпатия – способность поставить себя на место другого человека и почувствовать его эмоции и потребности. Эмпатия позволяет нам лучше понять других людей, что является важным фактором для развития гармоничных взаимоотношений.
Вторым важным элементом структуры социального интеллекта является понимание социальных норм и правил. Знание и умение следовать этим нормам позволяют нам вести себя адекватно в обществе, избегать конфликтов и проблемных ситуаций. Понимание социальных правил также позволяет нам участвовать в коллективной активности и следовать целям группы.
Третьим элементом структуры социального интеллекта является умение устанавливать и поддерживать отношения. Это включает в себя навыки общения, умение слушать и быть слышимым, а также способность рассматривать точки зрения других людей. Умение строить и поддерживать отношения с другими людьми является ключевым для успешного функционирования в обществе.
Подводя итог, можно сказать, что социальный интеллект включает в себя три фундаментальных компонента: способность сочувствовать, знание общественных норм и правил, а также навыки построения и поддержания взаимоотношений. Эти составляющие взаимодействуют и усиливают друг друга, способствуя успеху в коммуникациях и достижению целей через социальные связи. Развивая социальный интеллект, можно достичь более глубокого взаимопонимания и крепких связей с окружающими, что в итоге улучшает качество и гармонию жизни.