Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30030 специалистов из 978 городов
Скрыть

Зависть и расчлененка

О своем понимании такого явления, как зависть, я много писал в предыдущих статьях (можно найти на моей странице).

Но все же повторюсь, чтобы обеспечить связанность с предыдущими текстами:

По моему мнению, зависть — это то чувство, которое мобилизует человека на разрушение другого (того, кто добился большего или просто чего-то, чего не может добиться завидующий; а также у которого есть что-то, чего в данный конкретный момент нет и не может быть, по разным причинам, у последнего, как бы он этого не желал), его успеха или отношений с ним.

Возникает оно в ответ на угрозу собственной самооценке.

Таким образом, функция зависти изначально  — защитная.

Судя по количеству откликов и возражений, полученных на этом сайте, в приватном общении или на страничке в соцсетях — изложил я свою позицию как-то недостаточно хорошо и убедительно. Уж очень много возражений было высказано в ключевых для меня вопросах. А потому продолжу.

Как мне показалось, одними из самых оспариваемых мест моих размышлений являются:

Во-первых, утверждение, что в условиях неравенства с близким человеком ПЛЮС при переживаниях беспомощности в попытке это неравенство устранить (добиться того же или сделать так же) — зависть возникает НЕИЗБЕЖНО.

А во-вторых, — что она направлена на разрушение (или другое сильное слово — уничтожение) того человека, который имеет то, чего нет у нас.

«Как же быть с тем, — спрашивают меня мои оппоненты, — что я завидую не самому человеку, а лишь качеству, которым он обладает? Завидую, например, его умению писать, выступать на публике, танцевать сальсу, зарабатывать деньги, вести тренинги. А в остальном этот человек может быть намного менее успешен, чем я (если не сказать — лох). Думаю, я не завидую ему вообще — а лишь восхищаюсь его конкретным умением. Получается, и уничтожать его (человека) не стремлюсь».

Да, конечно, и с этим я с легко соглашусь, внутреннему качеству морду не расцарапаешь. Но разве дело при таком подходе обходится без агрессии?

Расчленяя человека (слава Богу, исключительно внутри психики) на него самого и то качество, которое нам так хотелось бы развить в себе, разве мы уже не поступаем по отношению к нему агрессивно?

Да, конечно, этот механизм защиты позволяет нам оставить агрессию вне фокуса осознавания, в так называемом фоне. В таком случае даже можно сказать, что он (этот механизм) защищает нас, другого человека и отношения с ним. Но Вам не кажется, что это лишь на первый взгляд таким образом получается избежать ущерба?

А как насчет того, что отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании (тот, кто существует в нашем воображении сильно отличается от того, кто есть на самом деле — по крайней мере, у первого нет того, что условно можно назвать успехом)?

Собственно, это ведь и есть работа зависти — лишить другого человека успеха или сделать невозможным существование. Пусть пока только в своем воображении.

Выходит,  что возражения, предъявляемые моими собеседниками в качестве доказательств отсутствия у них деструктивной зависти и злобных намерений, на самом деле являются маркером ее уже состоявшейся работы!?

Слава Богу, речь данном случае идет про виртуальную расчлененку. А реальные изъятия ценных ... качеств в современном мире встречаются не так часто, как могли бы.

Но Вы хотели бы, чтобы так близкие люди поступали с Вами?

Я — нет.

Зависть и расчлененка

Психолог, Супервизор, Автор сайта b17.ru - г. Краснодар
Опубликовано: , 666 просмотров
К автору уже обратились 35 человек с сайта
Провел 182 онлайн консультации на сайте
Подписаться677
Подписаться677
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Светлана Исаенко
Психолог - г. Санкт-Петербург
Читаю все Ваши статьи про зависть. Очень интересно и важно для меня. Не подавлять, признавать и обходиться с завистью непросто. Буду рада послушать еще.))
№1 | 10 января 2018
Тайд Кира Эдуардовна
Психолог, Кандидат наук - г. Санкт-Петербург
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании (тот, кто существует в нашем воображении сильно отличается от того, кто есть на самом деле — по крайней мере, у первого нет того, что условно можно назвать успехом)?
Спасибо за статью. Принять чужой успех и радость для некоторых становится непосильным трудом.
№2 | 10 января 2018
Какой броский заголовок!
Спасибо за статью.
№3 | 10 января 2018
Антонова Каролина Владимировна
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании
Трудно не согласиться. Спасибо за статью!
№4 | 10 января 2018
Павловская Александра Викторовна
Психолог, Онлайн-психолог - г. Новосибирск
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Расчленяя человека (слава Богу, исключительно внутри психики) на него самого и то качество, которое нам так хотелось бы развить в себе, разве мы уже не поступаем по отношению к нему агрессивно?
Нет, это не агрессия по отношению к нему.
Потому что качество, которому завидуют (и хотят получить себе) - это НЕ неотъемлемая часть другого.
Это навык, способность.
Имхо, тут возможна ошибка в слиянии внешнего (качества, навыка, умения, ресурса и пр.) И самоидентификации.
Вася хочет быть умным как я, но пока не может - это не значит, что он хочет "убить и сожрать моск" чтобы поумнеть,
это значит, начиная с момента, когда в психике возникла способность удерживать идею константности объекта, и субъект-субъектных отношений, что он хочет обрести аналогичный навык.
Разрушения меня, Васи и мимопроходящих котиков в этом сюжете не предполагается.

Но, если уровень функционирования психики - нарциссический (как ведущий радикал) и ниже (пограничный, психотический), то там будет работать именно это.
Хочет мой навык = хочет агрессивно отнять его у меня = хочет нанести мне вред

Потому что при таком уровне организации психическое (как функционирование всей психической) системы не удерживает целостность и константность объекта, т.е. что обретая "мое" качество, "съедая меня - вместе с умом или чем там хотелось", человек НЕ разрушает меня как отдельный объект.

№5 | 10 января 2018
Павловская Александра Викторовна
Психолог, Онлайн-психолог - г. Новосибирск
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
Во-первых, утверждение, что в условиях неравенства с близким человеком ПЛЮС при переживаниях беспомощности в попытке это неравенство устранить (добиться того же или сделать так же) — зависть возникает НЕИЗБЕЖНО.

А во-вторых, — что она направлена на разрушение (или другое сильное слово — уничтожение) того человека, который имеет то, чего нет у нас.

Тут имхо еще есть разница в подходе, когда это конкуренция между одним полом и в отношениях разных полов.
То есть, у Маши есть красота, у Васи статус и богатство.
Они хотят их получить.
При этом Маша нищенка, а Вася страшный как грехи человечества.
Вот в этом случае динамика будет скорее на сближение, соединение, а не на разрушение.
Васе нужна Маша с ее красотой, ей его статус-деньги - получаем пару.

Просится текст о видах зависти, в зависимости от статуса объектов ))
типа
а. сиблинговая зависть Ромул и Рэм, Авель и Каин и т.д.
и роль Родителей в этой истории
б. зависть сына к отцу, а отца к сыну - Зевс и его Папа и т.д.
в. зависть женская в форме ревности ядовитой
и прочее )
№6 | 10 января 2018
Павловская Александра Викторовна
Психолог, Онлайн-психолог - г. Новосибирск
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
А как насчет того, что отторгая от конкретного человека его успех, мы отказываем ему в признании, восхищении и даже, в некотором роде, в существовании
Либо даем ему любовь, признание, уважение и принятие И в успехе, И в горе, И в ошибках
По слухам - это самое ценное, и именно то, что люди ищут часто, и "заслуживают" путем взбирания "на гору успехов"
Почему не этот вариант?

№7 | 10 января 2018
№5 | Павловская Александра Викторовна писал(а):
Потому что качество, которому завидуют (и хотят получить себе) - это НЕ неотъемлемая часть другого.
Это навык, способность.
А если это - идеальный слух или голос? т.е. талант от рождения? Или - глаза цвета моря?
Трефилов Дмитрий Сергеевич писал(а):
внутреннему качеству морду не расцарапаешь.
Зато легко можно расцарапать субъекту, обладающему этим качеством.
Внутренне - оно потому и внутреннее, чтобы добраться до него - надо разрушить субъект, обладающий этим качеством, и "присвоить, забрать себе" это качество.
Зависть - это чувство. Теневое. И все наши неосознанные поступки вершатся оттуда.
№5 | Павловская Александра Викторовна писал(а):
"съедая меня - вместе с умом или чем там хотелось", человек НЕ разрушает меня как отдельный объект.
А Моцарт и Сальери?
*
Автору - благодарность за серию статей!) Очень интересно пишете!
№8 | 10 января 2018
Гарталова Ольга Олеговна
Психолог, Телесный терапевт - г. Казань
Дмитрий, интересует Ваше мнение о том: Возможно ли трансформация ЗАВИСТИ в другое чувство или намерение (не агрессивное), при ее осознании?

Недавно на лекции Р. Нарушевича, я услышала такую мысль и она мне импонирует сейчас... о том , что ЗАВИСТЬ является МАРКЕРОМ, который показывает мне не мою "никчемность" перед конкретным человеком или его качеством (умением), а мой ПОТЕНЦИАЛ, на что я способна сама, а так же является своего рода фонарем, который освещает темные углы моей нерешительности, бездействия.

Если ЗАВИСТЬ осознавать, и в следствии воспринимать, как РЕСУРС к действию, то вполне можно уйти от разрушения к созиданию. Что Вы думаете?

№9 | 10 января 2018
Протасевич (Мирошниченко) Екатерина
Психолог, Гештальттерапевт - г. Москва
Спасибо, Дмитрий! Написано очень живо и побуждающе к размышлениям. Задумалась про зависть. Конечно, в зависти может быть злость и желание принизить того, кто обладает тем, чего у меня нет, но может быть и восхищение от этого. Мне думается, что все зависит от того, насколько ты сам разрушаешься от собственного стыда за своё несовершенство рядом с другим. Если мой хороший и достойный образ разрушается рядом с объектом моей зависти, то мне нужно уничтожить это объект, чтобы восстановить себя. Если же я остаюсь устойчиво достойной и хорошей, то мне не нужно никого убивать.
№10 | 10 января 2018
Спасибо, Дмитрий, за интересную тему. Неоднозначные чувства у себя обнаружила в ответ на ваши статьи про зависть. Захотелось поразмышлять над этим. И пришла к осознанию, что оказывается, я совсем не завидую людям, которых люблю по-настоящему, каких бы высот они не достигли. Вместо зависти к ним, я испытываю радость за них или вместе с ними. Для меня это стало открытием. Ну и возник вопрос, а смогу ли я прийти к такому состоянию, что вместо зависти буду испытывать радость, а значит и любовь. Интересное направление для самоисследования вы задали!
№11 | 10 января 2018
Елена Джиоева (Густова)
Психолог, ОнлайнКонсультант Психосоматика - г. Москва
Скопировала картинку. Эх, жалко надписи нечёткие)
№12 | 11 января 2018
Софин Дмитрий Анатольевич
Психолог, Супервизор, Консультант Клинический психолог - г. Волгоград
Согласен с Павловской. Нельзя ей приписывать только агрессию (и расчленёнку)).
В зависимости от уровня развития и психопатологии, зависть может быть в континууме от желания убить, до безграничного восхищения...
№13 | 11 января 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов abd5a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз