Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28632 специалиста из 952 городов
Скрыть

Распознавание и управление агрессией

Распознавание и управление агрессией

Одним из этапов управления эмоциями является распознавание эмоционального переживания в момент его возникновения. Это достаточно сложный момент практически для любого человека в силу того, что в момент возникновения эмоции сознание «загружается» чувственным содержимым вместо логических и контролируемых мыслей.  И, если уже после переживания (особенно на пару с другом/подругой или психологом) отследить эмоцию вполне реально. То в самый момент эмоции раз за разом происходит одно и тоже: эмоция возникает быстро, быстро разворачивается и все умные знания об управлении своими чувствами спускаются в трубу упущенных возможностей. А потому я рекомендую своим клиентам следующее упражнение.

Берется конкретная эмоция. Например, гнев. И в тандеме формируется перечень всех тех причин возникновения агрессии, которые возможны именно в случае отдельно взятого человека. При этом не проводится какой-либо анализ или попытки воздействия на «логичность» или «целесообразность» собственной эмоции клиента. Ставится только одна задача – выявить вероятную причину своего переживания.  Приведу конкретные варианты, характернее для эмоции гнева (лучше их записывать для себя от первого лица и обязательно давать 1-2 примера возможных ситуаций):

- кто-то трогает мое тело (от случайного прохожего до массажиста)

- кто-то зашел на мою территорию (от незваных гостей до начальника)

- у меня не хватает времени (стою в пробке, скоро обеденный перерыв, а я в очереди)

- со мной сейчас спорят

- меня о чем-то просят (в долг, об одолжении и т.п.)

- у меня проблема, которую нужна решать

- я устал/а

- я невыспался/лась

- мне кто-то дает совет

- кто-то пытается мной манипулировать

- кто-то проявляет наглость

- у меня имеется не решаемая проблема (не решаемая сейчас или своими силами)

- у меня что-то не получается (от теста на кухне до вбивания гвоздей в чей-то гроб:)))

- кто-то повышает на меня голос

Список формируется письменно и вкладывается в ежедневник или помещается в любое место в шаговой доступности от своей руки (карман, сумочка, стол и т.п.). После формирования списка, необходимо поставить перед собой 2 задачи:

1) механически перебирать варианты причин собственного гнева, после того, как он отслежен

2) совершать пп.1 как можно ближе к моменту возникновения своей эмоции.

Опыт показывает, что это незамысловатое упражнение без всякого последующего анализа уже дает результат в виде уменьшения уровня агрессивности и повышает уровень осознанности и рефлексии человека, потому что фиксирует внимание не на борьбе с причинами агрессии, а на моменте осознанности причинно-следственных связей связки «событие-эмоция». Ведь мышление человека – это перебирание вариантов, и на это способен любой человек. Ну, или почти любой:))).

Будет желание – поделитесь своим мнением, как можно сделать эту технику еще проще или внедрить в вашу жизнь…

 

 

Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь        

 

 Вам могут оказаться полезными следующие мои статьи: 

                      

Врач-психотерапевт, Коуч - г. Краснодар, г. Сочи, г. Новороссийск
Опубликовано: , 374 просмотра
К автору уже обратился 1 человек с сайта
Провел 720 онлайн консультаций на сайте
Подписаться1360
Подписаться1360
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог - г. Валенсия (Испания)
Спасибо за статью.
Еще бы я добавила вопросик -Зачем мне нужен мой гнев7 Что я приобрету, что потеряю в гневе. Не помешает и оценить гнев по 10-бальной шкале - вдруг он в пределах нормы и активизирует нас, а не истощает?
№1 | 19 мая 2015
Кузьмичев Александр Сергеевич
Врач-психотерапевт, Коуч - г. Краснодар
Спасибо за отзыв. Любые дополнительные вопросы к технике - это уже выбор терапевта при работе с клиентом или возможности самого человека. Они приветствуются как следующий развивающий этап стратегии управления. Что до 10-балльной шкалы - то она немного искусственная. ИМХО лучше использовать классификацию: фоновая, фокусная форма, базовая форма, развернутая форма, аффект. На примере гнева: холодность, неприязнь, злость, гнев и ярость. Такая классификация помогает при управлении, так как подсказывает стратегию собственного поведения.
№2 | 19 мая 2015
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов d2163 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз