Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28641 специалист из 952 городов
Скрыть

Благими намерениями выстлана дорога... в никуда

Очень часто встречаю в интернете публикации, в т.ч. написанные психологами, о том, что излишняя благотворительность, направленная в детские дома, оказывает их воспитанникам "медвежью услугу". 
И в целом я согласна с этой точкой зрения. Как показал мой личный опыт общения с воспитанниками и выпускниками ДД, если уж вести какую-то волонтерскую деятельность, то только ту, которая несла бы практическую пользу. 
Во-первых, дети в таких учреждениях (за редким исключением) оказываются буквально "напичканы" подарками, развлечениями, и прочими благами от спонсоров. Поэтому они не приучены ценить то, что имеют. А зачем? Ну сломался телефон или плеер, завтра придет новый благотворитель и подарит. Порвалась куртка или кроссовки - то же самое. Отсюда не только абсолютно не бережное отношение, но и подчас чисто потребительское. Многие воспитанники ДД, особенно те, кто уже в подростковом возрасте, ждут от благотворителей только "хлеба и зрелищ" мешки вкусностей и десятки развлечений. Печально, но факт. В среднем на один ДД приходится по 5-6 курирующих организаций, которые на каждый праздник везут кучи подарков, постоянно организуют разные развлечения (театры, выставки, цирк, зоопарк, и т.д. и т.п.). И дети настолько привыкают ко всей этой "манне небесной", что, выходя из ДД по наступлении совершеннолетия, и лишившись всего этого, оказываются полностью беспомощны и не приспособлены к жизни. 
У них отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, они не имею понятия, как пойти в магазин, как что-то приготовить или постирать. 
А если к тому же по выходе из ДД они получили не аттестат, а справку - все, пиши пропало! Потому что без аттестата и речь не идет о том, чтобы получить нормальное образование и в дальнейшем хорошую работу.

При этом ожидания и "хотелки" этих ребят буквально заоблачные. 
Так, в прошлом году я несколько раз выезжала с командой волонтеров в колледж, где учатся выпускники ДД, и не просто ДД, а коррекционного интерната 8-го типа. Т.е. - даже их профессиональное образование художников-оформителей им ничего не даст. Тоже на выходе получат справку, а не "корочку". 
При всем этом, с кем ни поговоришь, мечтают быть кем-то крутым, иметь кучу денег, хорошую машину и т.д. (что примечательно, работать из них не хочет никто!). Начинаешь спрашивать, как они это все смогут получить, если есть куча "не" - ответы сводятся к тому, с чем они привыкли сталкиваться в ДД. Т.е. - подарит спонсор; просто так дадут, ведь я сирота; надо будет - украду... 
Печально, да... к слову о последнем пункте. В проекте "тюремное служение", где я веду переписку с заключенными, очень много сидят по статьям за кражу в разных размерах. И подавляющее большинство - бывшие детдомовцы. У некоторых за плечами уже не одна "ходка". И они же сами признают, что проще снова спереть и отсидеть, чем напрягаться, работать и не факт, что все будет "в шоколаде".

Кстати, многие из этих выпускников (даже из "коррекционки"), вполне нормальные здоровые физически и психически ребята, без видимых отклонений, но... Они не хотят и не будут прилагать усилия для улучшения жизни. Им это не надо, их не этому учили.      

Делая такие щедрые и регулярные подарки, вряд ли кто-то из спонсоров подумал о том, что оказывает "медвежью услугу". Меж тем, так оно и есть. Потому что такими подарками взращивается целый пласт иждивенцев и потребителей, которые смотрят на тебя, а в глазах читается пресыщение, мол, "ну и чем ты меня готов(а) удивить?". 


Грустно, очень грустно. На мой взгляд, чем вот так стараться лишь бы сделать, лучше целенаправленно организовать что-то полезное. 
И не развлекаловку, а, например, практический мастер-класс, или тематические игры, моделирующие различные бытовые ситуации, с которыми столкнутся выпускники. Это было бы намного полезнее и практичнее, нежели задаривание тоннами сладостей, разных гаджетов и т.д.
К сожалению, как показал личный опыт, волонтерам (и спонсорам) проще отмахнуться и проделать что-то "для галочки", не задумываясь о последствиях. А ведь именно такими благими намерениями и выстлана дорога... в никуда... 

 Благими намерениями выстлана дорога  в никуда

__________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: [email protected]
Сайт: www.vtimofeeva.ru

Психолог, Коуч консультации онлайн - г. Москва, г. Пушкино
Опубликовано: , 340 просмотров
К автору уже обратились 14 человек с сайта
Подписаться82
Подписаться82
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Цыбина Наталья Алексеевна
Психолог, Гипнолог соматопсихолог - г. Ульяновск
Спасибо за статью, серьёзная проблема. Проблема равнодушия и формализма.
Спонсоры ведь получают налоговые льготы, если речь о юридических лицах, сами дети никого не волнуют.
У волонтеров свои выгоды.
№1 | 5 февраля 2019
Наталия Филимонова
Психолог, Семейный терапевт - г. Петергоф
Виктория Тимофеева писал(а):
чем вот так стараться лишь бы сделать, лучше целенаправленно организовать что-то полезное.
И не развлекаловку, а, например, практический мастер-класс, или тематические игры, моделирующие различные бытовые ситуации, с которыми столкнутся выпускники. Это было бы намного полезнее и практичнее, нежели задаривание тоннами сладостей, разных гаджетов и т.д.
К сожалению, как показал личный опыт, волонтерам (и спонсорам) проще отмахнуться и проделать что-то "для галочки", не задумываясь о последствиях. А ведь именно такими благими намерениями и выстлана дорога... в никуда...
Да, Виктория, грустно!
№2 | 5 февраля 2019
Виктор Васильевич Морозов
Врач-психотерапевт, Онлайн-консультант - г. Белгород
. К сожалению, как показал личный опыт, волонтерам (и спонсорам) проще отмахнуться и проделать что-то "для галочки", не задумываясь о последствиях. А ведь именно такими благими намерениями и выстлана дорога... в никуда...
Согласен с Вами, Виктория! Спасибо за непростую тему!
№3 | 5 февраля 2019
Ольхович Елена Геннадьевна
Психолог - г. Набережные Челны
Спасибо! Очень глубокая статья! Сама замечала особенности мышления воспитанников детских домов и их потребительское отношение к опекунам...
Картинка с натуры. 5-ти - летняя девочка (воспитанница приюта) бросает бумажку от конфеты на пол. Когда пытаешься объяснить ей, что это - нехорошо, слышишь в ответ: " А уборщица за что зарплату получает? Вот пусть она и убирает"...
Этой же девочке - 18. Она поступает на факультет психологии и за 5 лет ни разу (!) не сделала доклад перед группой. Просто заявила, что она отвечать - не будет..Все экзамены - после платной пересдачи..."Моей тетке нужно, чтобы я получила высшее образование - вот пусть она и платит"...Грустно...

Недавно прочитала высказывание академика Асмолова о задачах, которые стоят перед специалистами, работающими в системе образования. Основная цель - "предадаптация" воспитанников ко взрослой жизни...
Поэтому я абсолютно согласна с Вами:
Виктория Тимофеева писал(а):
лучше целенаправленно организовать что-то полезное. 
И не развлекаловку, а, например, практический мастер-класс, или тематические игры, моделирующие различные бытовые ситуации, с которыми столкнутся выпускники. Это было бы намного полезнее и практичнее, нежели задаривание тоннами сладостей, разных гаджетов и т.д.
Потому что дармовое - не ценится...
№4 | 5 февраля 2019
Пляс Алена Адольфовна
Психолог, Ведущий тренингов - г. Москва
Спасибо за статью и актуальную проблему. Об этом нужно и говорить и писать.
№5 | 5 февраля 2019
Виктория Тимофеева
Психолог, Коуч консультации онлайн - г. Москва
Елена Геннадьевна, спасибо за дополнение!
Что касается приемных семей, тут многое зависит еще и от того, какую позицию займут сами родители/опекуны. Или они будут носиться с ребенком и сдувать пылинки, или приложат усилия и адаптируют его в социум и т.д.
Два очень ярких примера:
1. Моя знакомая (я ее как-то уже упоминала). Некоторое время назад взяла под опеку мальчика, тогда еще 3-летку. Сейчс ему почти 9. И он не умеет ни элементарно помыть чашки, ни намазать бутерброд. Виной тому позиция опекуна: "зачем будет делать он, если я могу и сама, и сделаю и быстрее и лучше".
По итогу мальчишка растет по принципу "мама, чё поесть... мама, я пошел смотреть мультики".

2. Еще один приемный мальчик (кстати, не единственный приемный в этой семье). Сейчас ему 13, знаю его с первого дня появления в семье. И это спортсмен, помощник по дому, отличник и к тому же поет в хоре. И если не знать, что не родной, то и не скажешь. Потому что относятся именно как к родному.

Однако, в первом случае растет потребитель, а во втором - личность...

№6 | 5 февраля 2019
Наталья Стрижнева
Психолог, Online-консультант - г. Санкт-Петербург
Виктория Тимофеева писал(а):
А ведь именно такими благими намерениями и выстлана дорога... в никуда... 
Очень даже куда. В дезадаптацию, к сожалению.
Спасибо, Виктория, за Ваши интересные статьи.
№7 | 5 февраля 2019
Ну хочу встать на защиту таких детей. Я сама из приюта и не кто нас не баловал подарками не задаривал. Носили одни сапоги на троих. И работали летом. А воспитание потребительское и в обычных семьях есть. Как говорит моя свекровь че их жалеть им государство все даст, а нашим пахать придётся. Но многим детям не надо этих благ, лиж бы мама была рядом.
№8 | 5 февраля 2019
Виктория Тимофеева
Психолог, Коуч консультации онлайн - г. Москва
рыжая03, спасибо, что поделились своей точкой зрения. Да, безусловно, исключения есть. Но они скорее редкость, нежели правило.
№9 | 5 февраля 2019
Ольхович Елена Геннадьевна
Психолог - г. Набережные Челны
Виктория Тимофеева, спасибо за отклик! Действительно, судьба ребенка (и не только приемного) чаще всего зависит от стиля воспитания его родителями (или опекунами)...
№10 | 5 февраля 2019
Новинкина Ирина Викторовна
Психолог, Практический психолог - г. Красноперекопск
Виктория, меня тоже коробит от показухи! Спонсоры уехали, а дети в ожиданиях. На 5 канале приглашают детей на экскурсии, делают подарки ко дню рождения, отметили, сделали, а потом дети опять в те же дебри возвращаются и живут с мечтой о красивой жизни, а если кто-то берёт такого ребёнка домой, а там нет таких условий, как тогда? Разочарование у ребёнка и усыновивших его родителей.
Спасибо за интересную тему!
№11 | 5 февраля 2019
Спасибо за вашу статью.Печально это все. И то что дети в интернете, понимаю Рыжая03. У меня подруга воспитанница. Лишь бы мама. Это верно. А также есть пример новостроек в нашем городе, где квартиры выданые воспитанникам, в нашем городе самый криминальный район, причем воровство прям у своего носа, далеко не ходят. Но мне кажется проблема не только в излишнем спонсорстве, поколение назад, находящиеся в интернате не видели этих благ, и более того мягко сказать "выживали", но также испытывали проблемы с адаптацией в повседневной жизни. И тогда говорили, что их проблема в том, что не нужно было проявлять самостоятельность, все готово (не приходилось готовить-есть столовая, решать вопросы самоопределения-за них решали, переживать кризисы быта). Кстати я была удивлена, что наши интернаты сейчас в таком положении (я про спонсорство), я думала там другая картина.
№12 | 5 февраля 2019
Алена Гет, это точно. У нас не было спонсорство. Точнее было, но нам не чего не давали мотивируя тем, что мы все сломаем. Кстати сейчас задумалась если бы мне сказали отдашь ты свою квартиру в замен на нормальную семью, но потом тебе придётся пахать. Отдала бы не задумываясь
№13 | 5 февраля 2019
Татьяна Павлова
Психолог, Преподаватель - г. Ростов-на-Дону
Венгер называет это рентной установкой. Она формируется ещё у переживших разные трагедии. В частности, приводит пример с детьми Беслана.
№14 | 5 февраля 2019
Панченко Юлия Александровна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо за статью. Тема актуальная, о ней нужно говорить. Здорово, если кто-то из психологов заинтересуется и создаст проект, который поможет нормальной адаптации таких ребят. Уж лучше бы все эти деньги спонсоров были направлены на то чтобы подготовить их для поступления в лучшие ВУЗы страны или что-то вроде того...
№15 | 5 февраля 2019
Виктория Тимофеева писал(а):
практический мастер-класс, или тематические игры, моделирующие различные бытовые ситуации, с которыми столкнутся выпускники.
Этим занимается "Полдень", но на всех их, увы не хватает.
№16 | 6 февраля 2019
Кытманова Наталья Мирославовна
Психолог, Онлайн консультант - г. Ставрополь
Какая грустная правда!
№17 | 6 февраля 2019
Виктория Тимофеева писал(а):
Делая такие щедрые и регулярные подарки, вряд ли кто-то из спонсоров подумал о том, что оказывает "медвежью услугу". Меж тем, так оно и есть. Потому что такими подарками взращивается целый пласт иждивенцев и потребителей, которые смотрят на тебя, а в глазах читается пресыщение, мол, "ну и чем ты меня готов(а) удивить?".

мне кажется, дело не в подарках, о в отсутствие программы по воспитанию опр. черт характера. но это относится не только к дет.домовским детям.
№18 | 6 февраля 2019
Ештокина Евгения Александровна
Психолог - г. Симферополь
Важная тема! Спасибо за статью!
№19 | 6 февраля 2019
Басина Ирина Михайловна
Психолог, Детский психолог коуч - г. Тула
Спасибо за статью! Я тоже вижу эту проблему. Важен баланс между "даю и получаю". Тогда ценность полученного будет ощутима!
№20 | 7 февраля 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 2d274 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз