Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30064 специалиста из 978 городов
Скрыть

«Иди туда – не знаю куда», или куда ведут двойные послания

От автора: Сказка про Федота давно была интересна в фокусе профессионального осмысления. Наконец созрела поделиться своими профессиональными наблюдениями, соображениями и гипотезами по поводу типологических черт шизоидной структуры характера и характером взаимоотношений в сказке.

Вспомнили сказку про Федота-стрельца? Когда король решил его сгубить, то задал ему неразрешимую задачу.

Иди туда  не знаю куда  или куда ведут двойные послания

Бывает так, что самые близкие люди ведут себя противоречиво и непредсказуемо, тем самым задавая детям неразрешимые дилеммы в ментальной и эмоциональной сфере. Такое случается, если ребенок живет в атмосфере двойных посланий и стандартов, когда на вербальном уровне озвучивается одно, а на невербальном (тон, жесты, мимика, действия) уровне совсем другое:

- «Можешь быть свободен! Делай, что хочешь» (гневным голосом и с обидой)

- «Мы тебя любим и желаем самого лучшего, чтобы ты стал человеком» (во время порки ремнем)

- «Малые детки – малые бедки», а потом «Да ты моя радость!»

В некоторых домах политика двойных стандартов − обычное дело, детям за вранье полагается наказание, а взрослым можно говорить: «Если зазвонит телефон и спросят меня, скажи, что меня нет дома». Мне до сих пор не по себе от несправедливости, которая произошла с одноклассником сына, когда учительница в первом классе пожаловалась родителям ребенка, что он употребляет нецензурные выражения в школе. Ребенок был жестоко выпорот, тогда как в их семье нецензурные слова являлись обычным лексиконом (мы жили по соседству).

У ребенка нет никаких интеллектуальных, эмоциональных и других ресурсов понять и противостоять таким посланиям: в сущности, здесь он жертва, которая не может ни защищаться, ни убежать.

Двойные послания способствуют расщеплению психики, заключают в шизоидный мир глубокой изоляции от людей, в мир фантазий и безнадежности, а в крайне токсичных вариантах – развитию шизофрении.

Если человек рос в семье, где эмоционально фальшивые сообщения были нормой, а фигура матери удушающей/контролирующей, то последствиями такого воспитания будут: уход в себя, в интеллект, в фантазии, невозможность выстраивать отношения, желание всегда держаться на безопасном расстоянии, сильное чувство вины (как проявление аутоагрессии) и сильный гнев.

В сказке Федот страдает и кручинится от невыполнимых задач, которые поручает ему король (фигура отца) с целью наконец избавиться от него навсегда. Здесь интересно наблюдать механизм проекции своей агрессии на мир: человек с шизоидной организацией характера часто боится нападения, насилия, оскорбления со стороны людей. Примечательно, что в развязке сказки именно стрелец обманул купцов и отобрал у них диковинки, убил короля и стал царем вместо него.

Невозможность выразить агрессивные чувства напрямую приводит к пугающим «снам-ужастикам», иногда к удовольствию от просмотра триллеров, сцен насилия или проекции своей агрессии на мир.

В отсутствии Федота король делает предложение его жене: «Не пойдешь охотою, возьму силою!», на что « красавица усмехнулась, ударилась о пол, обернулась горлицей и улетела в окно». Образ короля – это фигура беспомощного отца, бессильного управлять своей семьей и быть главой, как следствие – невозможность мальчика идентифицироваться с отцом: для него быть похожим на отца значит стать слабым.

В сказке жена стрельца представляет образ  материнской фигуры, решающей все неразрешимые дилеммы, с которыми не справился сам стрелец.

«О чем, милый, закручинился? Аль невзгода какая?» − Он рассказал ей все сполна. – «Так ты об этом печалишься? Это службишка, не служба. Молись-ка богу да ложись спать; утро вечера мудренее: все будет сделано». И к утру решение вопроса было готово.

Материнская фигура имеет могущественный магический статус, при этом угрожает поглощением свободы, что рождает противоречивые чувства: большую притягательность и страх поглощения.

Душа шизоида, словно завернутая в саван одиночества, холодна и равнодушна к отношениям, преследуема страхами и негативными мыслями о будущем, а жизнь превращается в постоянную систему самосохранения с метапотребностью в безопасности.

Все, что приближается, будь то возможности или люди, включает «тревожную кнопку»: «Внимание: зона опасности! Вход запрещен! Срочно уходим!».

Формированию шизоидного характера также способствуют врожденная сензитивность и гиперреактивность, они легко утомляются и перевозбуждаются. Если представить метафорически, то возникает образ человека в капсуле или выглядывающего из норы. Снаружи это выглядит словно «плюют на все», они «за рамками», их не радует новая пара туфель или новый гаджет, зато они очень быстро поймут, если вы чем-то расстроены или раздражаетесь.

Под ледяным панцирем холодности и отстраненности вы найдете много непрожитой боли от потерь и несправедливости, которые пришлось изолировать от сознания, чтобы не сойти с ума, и состояние внутреннего голода по «другому». Все это нуждается в проживании и прочувствовании в безопасном психотерапевтическом пространстве.

В терапии нужно будет:

- заново приобретать опыт близких, безопасных взаимоотношений;

- честность/аутентичность в терапевтическом контакте;

- возвращение к жизни через телесные практики, через осознание защит, осознание глубокой нужды в другом, встречу со своими детскими страхами;

- присваивать себе право осознанно управлять отношениями и своей жизнью.

 

Психолог, Психотерапия - г. Ростов-на-Дону
Опубликовано: , 353 просмотра
К автору уже обратились 70 человек с сайта
Провела 4 онлайн консультации на сайте
Подписаться56
Подписаться56
Поделиться5СохранитьЕщё...

Комментарии

"double binde's" или "двойные связки" хорошо описал Грегори Бейтсон в 1972 году в сборнике "Шаги в направлении экологии разума", много интересного у Вацлавика. В общем случае они составляют основу "шизофреногенной коммуникации". Это в том числе и о double bindes в родительских посланиях.

Двойные связки тема важная и интересная, в различных контекстах подробно исследуем в контексте "Боевого НЛП".
№1 | 7 декабря 2016
Тен Людмила Григорьевна
Психолог, Психотерапия - г. Ростов-на-Дону
Бейтсона еще не читала, спасибо за наводку!
№2 | 7 декабря 2016
Яцков Василий Николаевич
Психолог, -консультант - г. Тюмень
По двойным посланиям и стандартам всё верно, а вот "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" относится к другой, сакральной сфере. Чтобы это понять, нужны "ключи". Об этом доступно изложено в книгах Сидорова, Трехлебова, Левашова.
№3 | 7 декабря 2016
Тен Людмила Григорьевна
Психолог, Психотерапия - г. Ростов-на-Дону
Василий Николаевич, не поняла о какой сакральной сфере идёт речь? Статью писала в ключе практической психологии
№4 | 7 декабря 2016
Яцков Василий Николаевич
Психолог, -консультант - г. Тюмень
Людмила Григорьевна, с точки зрения практической психологии с текстом статьи я согласен. Вот только название статьи "говорит" о другом. Таким образом, иносказательно, наши далекие предки передавали информацию через многие тысячелетия , чтобы в нужное время у потомков пробуждалась память и восстанавливалось истинное мировоззрение. А сама статья хорошая и нужная людям.
№5 | 7 декабря 2016
В защиту шизоидов скажу вот что. Я отношу себя к этому типу людей.

Под панцирем,там где много боли, еще скрывается огромный источник любви и нежности. Если генерируется одно по полярности переживания чувство,то генерится и противоположное ему. То есть любовь-боль, страх-нежность, уязвимость-уверенность. Смысл понятен, думаю. Снаружи да, выглядит так "А я нежная,нежная, Королева Снежная", но внутри вы можете просто вулкан эмоций обнаружить. Я не спец в психологии,но себя я знаю хорошо. Моя Психика стремится с сохранению и равновесию, и если снаружи панцирь, внутри нежнейшее нутро, извините за тавтологию:) . Я в таком случае говорю "Чем крепче броня, тем мягче нутро". Мы умеем быть чуткими, сострадательными, переживательными на таком глубоком уровне, что вам порой и говорить ничего не придется,а мы уже чувствуем чужую боль, потому что со своей на ТЫ. Мне кажется, данное свойство делает шизоида особенно человечным, если исходить из фразы " Пока человек чувствует боль -он жив, пока он чувствует чужую боль- он человек". Да, логичность,холодность и замкнутость защитные механизмы, иначе этот агрессивный мир,своей средой, способен будет разрушить всю нежность,чувственность и восприимчивость шизоида к другой душе.
№6 | 27 января 2019
Тен Людмила Григорьевна
Психолог, Психотерапия - г. Ростов-на-Дону
Валерия108,
Здравствуйте, Валерия.
спасибо за комментарий! понимание как формируется шизоидная орг. личности -дает возможность сострадания самому себе. полностью разделяю вашу точку зрения, что внутри большинства людей(с которыми я работала) с такой организацией, много мягкости и нежности. Хотя сказать, что абсолютно все таковы затрудняюсь- люди разные.
№7 | 27 января 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 84b29 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз