Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22389 специалистов из 831 городa
Скрыть

О целебной силе ручной работы - творчествотерапия

От автора: Рукоделие - руками созданные предметы творчества и предметы быта, очень активно используют, как технологию терапии творчеством психологи, педагоги и психотерапевты (дополняя анализом чувств и ощущений проживающим клиентом в процессе ТВОРЧЕСТВА - рукоделия). Это может быть формат индивидуальной или групповой арт-терапии.
Важной особенностью метода арт-терапии, является то, что человек путём творческой реализации учится находить созвучное себе, своей натуре в разных сферах - от профессиональной деятельности до досуга.

О целебной силе ручной работы  творчествотерапия  О целебной силе ручной работы и занятии творчеством люди знают с незапамятных времён.
     Рукоделие - руками созданные предметы творчества и предметы быта, очень активно используют, как технологию терапии творчеством психологи, педагоги и психотерапевты (дополняя анализом чувств и ощущений проживающим клиентом в процессе ТВОРЧЕСТВА - рукоделия). Это может быть формат индивидуальной или групповой арт-терапии.
   Важной особенностью метода арт-терапии, является то, что человек путём творческой реализации учится находить созвучное себе, своей натуре в разных сферах - от профессиональной деятельности до досуга.
Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником с большой буквы. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем, которые мешают человеку двигаться вперёд в социальном мире.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста, статуса, веры. Это действие не требует наличия у него способностей к творчеству.

    Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
   Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других, сравнивает и определяет для себя те модели поведения и сценариев жизни, которые ему позволяют гармонично идти по жизни.

   Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

   Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты или отложенные на дальнюю полку, за неимением времени уделить себе и своему внутреннему миру.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

   Колошина Т.Ю. пишет: «Отличие арт-терапии как направления, связанное с тем, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый, является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, ибо расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности, которая является абсолютным ресурсом на «все случат жизни», так как процесс жизни для индивида есть нахождение новых творческих подходов ко всему, с чем он сталкивается».

    Рукоделие и творческая самореализация помогает раскрыть творческий потенциал человека, способствует повышению гибкости мышления и восприятия.

Путём творческой реализации можно достичь внутренней гармонии и обрести уверенность в собственных силах. 

   Реализуя творческий потенциал, проявляя свои возможности, человек способствует приумножению жизненных сил, он стремится к гармонии.От психической гармонии зависит физическое здоровье.

   И в заключение, хочу отметить, что любой вид творческого самовыражения всегда связан с пространством. Как мастер использует это пространство, зависит от личного, субъективного ощущения внутреннего и внешнего пространства.

  

   Эммануил Кант считал, что, познавая на своем опыте внешний мир, человек сам формирует мир через свое восприятие.

Происходит встреча внутреннего, субъективного видения человеком себя и окружающего его мира с конкретной реальностью в границах произведения искусства. Мысленный образ, воплощенный в материи звука, рисунка, скульптуры или вышивки на ткани становится живой реальностью, плотью идеи, образа, которые до того существовали лишь в сознании художника. И это воплощение превращает мастера в творца, созидателя, преобразующего мир вокруг себя.

    Одновременно занятия творчеством и рукоделием позволяет человеку систематизировать и оценивать свои мысли, что неизменно приводит к преображению его внутреннего мира.

  

Из истории традиций Руси: 21 декабря - Анфиса Рукодельница.

В этот день поминают святую Анфису Римскую, которая пострадала за христианскую веру в 5 веке. Молитва к святой Анфисе была всегда в помощь тем, кто желал обрести твёрдость нравственных идеалов и стойкость в искушениях и испытаниях, о решительности на пути, избранном сердцем.
Святая Анфиса по народным поверьям помогала сохранить дом от разного рода бедствий, направляла на истинный путь в разрешении конфликтов. 
Помогает родительская молитва пред иконой Святой Анфисы, привить ребёнку уважение к старшим и любовь к учению.
Взрослые же девушки просили у Святой Анфисы помочь не ошибиться с выбором спутника жизни. 

Традиции и обряды:

На Анфису всем девушкам на Руси полагалось заниматься рукоделием. 
Делать это желательно было в одиночестве, а если не получалось или не хотелось уединяться - проводить специальные обряды от сглаза и порчи. Обряд помогал не уколоться иглой во время рукоделия и уберечь от нападения нечистой силы.
На Анфису девка шьет, но лишний глаз при том шитье - на сглаз", - говорили наши предки и советовали молодым рукодельницам обвить вокруг запястья шелковую нить, чтобы не уколоться иглой.

 

Девушки вышивают на одежде специальные символы, которые в дальнейшем должны оберегать того, кто носит.
Считается, что если на одежде присутствует вышивка в виде креста и круглой розетки, то человек убережётся от несчастий, а если встречается символ солнца, птиц или деревьев, то это отразиться на его достатке и благополучии.
Хорошо сшитая одежда и грамотно выполненная вышивка на ней могли сберечь носящего от самых разных бед, защитить от болезней, тёмных сил и призвать на помощь Богов и предков своего Рода. И каждый знак, стежок, рисунок что-то своё означали.
Так, например, петух приравнивался к колокольному звону (к заутрене). Считалось, что он своим громким криком прогоняет тьму ночи (а с нею и нечистую силу) и приветствует спасительное солнце.
В славянской вышивке очень широко использовались изображения цветов и деревьев, которые наши предки наделяли магической силой. Мастерицы искусно вплетали в узор изображения веточек плодовых деревьев, березы, ивы, хвойных пород, а также изображения трав, цветов и ягод, растущих в поле и в лесу.
В каждом районе проживания славян было что-то своё.
Например, в вышитых узорах северных славян присутствует множество изображений сказочных птиц и животных, вплетённых в искусную вязь цветущих таёжных кустарников и деревьев, а также орнаменты, которые связаны ещё с дохристианскими временами. 
   В некоторых областях вокруг основного узора делали ажурную сетку, перевитую белыми или цветными нитями. А во Владимирской области шили сложные и тонкие цветочные орнаменты белым по белому, гладью и решёткой. В расцветке чаще всего преобладали в основном красный и белый цвета. Потому, как красный цвет ассоциировался у славян со всем красивым и солнечным светом, а белый со святостью, чистотой помыслов и невинностью.

При подготовке статьи использованы материалы:

1. Колошина Т.Ю. "Арт-терапия"    

2. Копытин А.И. "Арт-терапия. Хрестоматия.    

3. Интернет ресурс: «Традиции.Приметы.Обряды»

Смирнова Светлана Евгеньевна
Опубликовано на сайте: ,  2231 просмотр
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 22 человека с сайта
Другие статьи автора:

Комментарии

Базылева Юлия Геннадьевна
Психолог, Ведущий тренингов - г. Смоленск
Спасибо, Светлана Евгеньевна! Красивую тему поднимаете!
№1 | 28 декабря 2015
Смирнова Светлана Евгеньевна
Психолог, Арт-терапевт Бизнес-консультант - г. Москва
Юлия, спасибо за отклик.
Я бы отметила, полезную тему для современного человека.
Актуальную не зависимо от времени и уровня автоматизации жизнедеятельности.
№2 | 28 декабря 2015
А в чем конкретно целебная сила? "Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием", - можно поподробнее? что происходит в момент вышивания/рисования?
Можно ли чтение худ. литературы отнести к арт-терапии?
№3 | 29 декабря 2015
Я не нахожу интересным вязание и вышивку, но все свободное время могу провести за книгами.
№4 | 29 декабря 2015
Смирнова Светлана Евгеньевна
Психолог, Арт-терапевт Бизнес-консультант - г. Москва
Если взглянуть на историю изучения чтения литературы, с точки зрения психологической и психотерапевтической значимости, то прослеживается следующее:
• в древнем Египте над входом в книгохранище фараона Рамзеса Второго красовалась надпись «Аптека для души»;
• в Древней Греции чтение литературы считалось и ассоциировалось с душевным здоровьем.
• В России в 19 в.: 1927 г. И.З. Вельвовский в психотерапевтическом диспансере, а затем в Харьковском И.Е. Дядьковский психоневрологическом госпитале начал применять библиотерапию в лечении пациентов.
В настоящее время, как отмечает Т.Ю. Колошина: «библиотерапия – это направление арт-терапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, то есть самовыражение через творческое сочинение».
Литературные произведения могут заразить жизнелюбием, позитивом, отвлечь от горестных мыслей, показать новые сценарные перспективы для решения своих задач и прочее.
Библиотерапия – это наука, нацеленная, на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям, и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень (ёмкое и очень, с моей точки зрения верное определение дал Ю.Н. Дрешер).
№5 | 15 февраля 2016
№6 | 12 марта 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 3716f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз