Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29072 специалиста из 956 городов
Скрыть

Техники когнитивной терапии

От автора: Техники когнитивной терапии — это возможность сфокусироваться на своих автоматических мыслях и дать четкую формулировку своим страхам.

Техники когнитивной терапии

    Автоматические мысли (АМ) – это мысли, возникающие у человека спонтанно, они являются внутренними «высказываниями» или мнением человека о самом себе. АМ есть у любого человека, это своего рода «система координат» ценностей человека, его стиль жизни и мировоззрение. Некоторые автоматические мысли становятся неадаптивными (негативными) и зацикливают человека на чем-то отрицательном, превращаясь в подобие «умственной жвачки», вызывая у человека дискомфорт и страдания, сопровождающие болезненными эмоциональными реакциями.

Перед психологом стоит задача:

  • во-первых, выявить истинные неадаптивные автоматические мысли, которые не позволяют его клиенту полноценно жить в социуме;
  • во-вторых, сделать так, чтобы клиент отказался от своей разрушающей АМ;
  • в-третьих, полностью реконструировать поведение клиента.

 

Для решения этих задач были разработаны специальные техники когнитивной терапии.

Техника выявления автоматических мыслей

    Первым делом необходимо выявить неадаптивные автоматические мысли у человека. Это можно сделать путем диалога-расспроса. Если во время расспроса возникнут трудности в том плане, что человек не сможет вспомнить эти мысли, тогда необходимо будет искать негативные визуальные образы или воспользоваться техникой проигрывания ролей.

Пошаговое выявление автоматических мыслей:

1 шаг. Побудить клиента отследить свои автоматические мысли, которые стоят за болезненными эмоциями и которые не осознаются, но управляют им формируя поведение; 

2 шаг. Выявить автоматические мысли и добиться, чтобы клиент«четко описал» их вслух; 

3 шаг. Психолог внимательно следит за клиентом и обнаруживает систематические ошибки, которые делает его клиент и которые ответственны за его психологическое нарушение, приводящее к тому, что человек теряет способность приспосабливаться к среде в которой живет.

    Итак, автоматические неадаптивные мысли выявлены. Теперь психолог ищет ответ на вопрос: «Действительно ли выявленные АМ реальны и имеют место в жизни клиента и именно они являются «мостиком» между травматической ситуацией и эмоциональной психопатологической реакцией или же эти АМ – мифологемы?». Выясняется это путем логического анализа, либо сравнением мыслей пациента с поведенческими фактами.

    Для примера приведу ситуацию из практики: На консультацию пришел мужчина и первоначально его автоматическая мысль звучала так: «Я не умею вести диалог с красивыми женщинами». Попросив его проверить эту АМ на практике, оказалось, что мужчина не то чтобы «не умеет разговаривать», а «робеет перед красивыми властными женщинами». В впоследствии произошла еще одна корректировка АМ – мужчина считал себя «слабым и ненужным». После тщательного логического анализа было выявлено, что он считает, что «жена его не любит и поэтому он не нужен своей семье». На первый взгляд это же совершенно разные мысли, но в этом то и задача психолога – найти между разными мыслями одно связующее звено, из-за которого и происходит катастрофа в жизни. Другими словами, психолог должен выявить это «обобщение» и определить истинную негативную автоматическую мысль, которая серьезно влияет на поведение мужчины.

    Важно: Психолог не должен навязывать найденное «обобщение» и интерпретировать поведение клиента, он должен тактично проверять согласен ли с ним клиент и как сам клиент видит свою проблему, а главное – чтобы клиент не боялся высказать свое несогласие и смог самостоятельно дать точную формулировку.

    Об этом говорил и знаменитый американский психотерапевт, основатель когнитивной психотерапии Аарон Бек. Ниже приведен его диалог с депрессивным больным клиентом.

Терапевт: «Ну а теперь, услышав мою формулировку проблемы, что вы о ней думаете?»

Пациент: «Мне кажется, что все верно».

Терапевт: «Когда я говорил, было ли у Вас ощущение, что вы с чем-то не согласны?»

Пациент: «Не думаю».

Терапевт: «Вы скажете, если не будете уверены в чем-то, что я говорю, не так ли? Знаете ли, некоторые пациенты не хотят расходиться во мнениях с врачом».

Пациент: «В таком случае замечу, что все, что вы говорили, кажется логичным, но до конца вы меня не убедили».

    В глазах клиента психотерапевт является уважаемым авторитетным человеком, который «много знает», и поэтому в большинстве случаев клиенты не спорят с психологами, ведь, по их мнению, они могут обидеть «ученого человека» своим несогласием. Однако это в корне неверное и психолог должен говорить обязательно своему клиенту, что он (клиент) может спорить и не соглашаться с ним (психологом),а также может самостоятельно найти формулировку своим мыслям.

    Итак, во время консультации неадаптивная автоматическая мысль клиента была выявлена и определена как истинная. Теперь психолог должен добиться того, чтобы клиент решительно отказался от своей неадаптивной автоматической мысли. В помощь психологу были разработаны когнитивные техники, которые позволят проверить обоснованность этих мыслей и разработать когнитивное реконструирование.

 

Техники проверки обоснованности неадаптивной автоматической мысли, когнитивное реконструирование

    Отказ от неадаптивной автоматической мысли может произойти только в том случае, когда человек будет действительно убежден в ее «глупости» и четко осознает, что она не верна. Сначала человек как бы диссоциируется от своей мысли, воскликнув про себя: «Боже, неужели я настолько глуп, что столько лет жил с этим?», а потом полностью откажется от нее. Для того, чтобы человек смог отказаться от АМ из-за которых страдал, психолог пользуется когнитивными техниками, которые подбираются индивидуально для каждого клиента.

 Техника 1. Проверка обоснованности неадаптивной автоматической мысли путем декатастрофизации.

Проверку на обоснованность АМ можно провести следующим образом: просмотреть возможные следствия и ответить на вопрос: «Настолько уж действительно катастрофичными будут следствия?». Подобную технику еще называют техникой «А что будет, если…».

Для понимания того, как работает данная техника приведем диалог психотерапевта Бека со своим клиентом, у которого был сильнейший страх перед экзаменами.

Пациент: «Если я провалюсь на экзамене — это катастрофа».

Терапевт: «А что произойдет, если вы провалитесь? Умрут ваши родственники, от вас уйдет жена?»

Пациент: «Нет, я просто буду плохо себя чувствовать».

Терапевт: «Представьте, что будет, если вы получите два».

Пациент: «Я буду плохо себя чувствовать».

Терапевт: «И как долго?»

Пациент: «Дня два».

Терапевт: «И из-за такой малости вы считаете эту ситуацию катастрофой?»

Другими словами, необходимо ставить вопросы таким образом, чтобы человек почувствовал «никчемность» и «глупость» своей мысли и понял, что зря страдал.

Техника 2. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем воплощения ее в реальность.

Цель техники заключается в следующем: побудить клиента добиваться сначала незначительных «побед», а потом постепенно переходить к более значимым. Например, женщина находится в депрессии и страдает от того, что ничего не может делать, что она такая неприспособленная,ее неадаптивная АМ: «Я ничего не могу». Психолог задает ей домашнее задание: «Помыть полы», после его выполнения следующее: «Приготовить завтрак» и так повышая трудность задания довести клиентку до полной уверенности, что она все это может делать.

Техника 3. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем сравнения.

Достаточно часто человек сравнивая свои достижения в жизни с достижениями других людей впадает в депрессию от того, что он ничего не достиг, что его жизнь бесполезна и он «полный ноль». Психолог должен привести ряд примеров, когда люди, ничего не добившись в профессии были вполне счастливы, например, в семейной жизни.

Техника 4. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем выявления логических несоответствий.

Снова приведем пример из практики Бека. Он наглядно демонстрирует логические несоответствия в рассуждениях женщины, которой изменяет муж и поэтому она имеет суицидальные мысли.

Терапевт: «Почему вы хотите покончить с собой?»

Пациентка: «Без мужа я ничто... Без мужа мне не будет счастья... Но я не могу спасти наш брак».

Терапевт: «Какими были ваши супружеские отношения?»

Пациентка: «Несчастными с самого начала... Муж вечно мне изменял. Я почти не видела его последние пять лет».

Терапевт: «Вы говорите, что не будете счастливы без мужа... Но счастливы ли вы рядом с ним?»

Пациентка: «Нет, мы все время ссоримся».

Терапевт: «Вы говорите, что без мужа вы ничто. Вы были этим «ничто» и до встречи с мужем?»

Пациентка: «Нет, мне казалось, что я из себя что-то представляю».

Терапевт: «Если вы что-то из себя представляли до знакомства с мужем, почему сейчас вам для этого необходим он?»

Пациентка: (озадаченно): «Гм...»

Терапевт: «Были ли у вас приятели до встречи с мужем?»

Пациентка: «Я пользовалась тогда довольно большой популярностью».

Терапевт: «Почему вы считаете, что не будете пользоваться популярностью теперь?»

Пациентка: «Потому что не смогу привлечь другого мужчину».

Терапевт: «Проявляли ли мужчины интерес к вам после замужества?»

Пациентка: «Множество мужчин приставали ко мне, но я их игнорировала».

Терапевт: «Если вы будете свободны, сможете ли вы их заинтересовать?»

Пациентка: «Не знаю... думаю, что смогу».

Терапевт: «Вы говорите, что не можете вынести мысль о разрыве брака. Правда ли, что вы не видели мужа последние пять лет?»

Пациентка: «Да, я видела его лишь пару раз в году».

Терапевт: «А не может ли случиться, что вы встретите другого мужчину, более верного, чем ваш нынешний муж?»

Пациентка: «Думаю, что это возможно».

Терапевт: «Есть ли шансы, что вы снова сойдетесь с мужем?»

Пациентка: «Нет... У него другая женщина. Я ему не нужна».

Терапевт: «Тогда что вы теряете, разорвав брак?»

Пациентка: «Не знаю».

Терапевт: «Если ваш брак был не настоящим, что вы реально теряете, разорвав его?»

Пациентка: (после длительной паузы): «Думаю, что ничего».

Цель данной техники – чтобы неадаптивные мысли клиентки сменились адаптивными.

Техника 5. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем записывания событий.

Суть данной техники заключается в том, чтобы клиент в течении дня внимательно наблюдал и записывал то, что скажет психолог. Например, у женщины на консультации была выявлена неадаптивная АМ: «Я плохая мать, я не могу сладить с детьми», психолог задает домашнее задание: «Ставить «плюсы» в том случае, когда ее слушаются дети и «минусы», когда игнорируют».

Техника 6. Проверка обоснованности неадаптивной АМ имагинальным методом.

Психолог побуждает клиента вообразить то что он (клиент), по его собственному мнению, «никак не может сделать» и попробовать сделать это мысленно.

Техника 7. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом разыгрывания ролей.

По названию техники понятно, что на консультации, после выявления неадаптивной АМ психолог и клиент будут разыгрывать роли. Наиэффективнейшей ролью для психолога, дающие отличные результаты для дальнейшего реконструирования поведения клиента является – играть клиента. Другими словами, психолог начинает отвечать как клиент, критиковать словами клиента и тем самым показывать клиенту все его поведенческие «перегибы».

Техника 8. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом 3-х колонок.

Психолог дает домашнее задание клиенту: «Разделить лист на три колонки. В левом столбце описать данную ситуацию, в среднем – записывать негативные мысли, а в правом – свои коррективные мысли». Таким образом человек, чтобы сформулироватьсвои негативные АМ и «выложить» их на бумагу будет заниматься их исследованием, что в конечном итоге приведет к формированию адаптивных мыслей.

Техника 9. Проверка обоснованности неадаптивной АМ переопределением.

Данная техника позволит взглянуть на проблему под другим «углом» и найти более адаптивное объяснение происходящему. Например, у клиента была выявлена неадаптивная АМ: «Мне никто не уделяет внимание», а техника переопределения позволит переформулировать данную мысль в более положительную: «Мне хочется, чтобы обо мне заботились, я нуждаюсь в помощи».

Техника 10. Проверка обоснованности неадаптивной АМ децентрацией.

Эта техника особенно эффективна при лечении тревожных клиентов, которые уверены, что они постоянно находятся в центре внимания. Неадаптивная АМ у таких людей примерно следующая: «На меня все смотрят и смеются над мной». Такие люди не могут выступать перед аудиторией, отвечать на уроках, экзаменах и вообще говорить в помещении где много людей. Психолог своему тревожному клиенту дает домашнее задание: «Понаблюдать за людьми, когда он будет говорить, и постараться абсолютно не думать о своих эмоциях». Клиент наблюдал за окружающими его людьми в течении некоторого времени и перестал верить своей неадаптивной АМ.

    Во время психологического консультирования психолог довольно часто задает своим клиентам домашние задание: «Следить за своими мыслями в ситуации которая вас психически травмирует». Помимо этого, на дом может задаваться чтение определенной литературы или критическое прослушивание аудиозаписей терапевтических сессий, чтобы клиент смог выявить для себя иррациональные верования.

Подписаться на мои статьи можно здесь

Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Ташкент (Узбекистан)
Опубликовано: , 20296 просмотров
К автору уже обратились 70 человек с сайта
Провел 190 онлайн консультаций на сайте
Подписаться462
Подписаться462
Поделиться155СохранитьЕщё...

Комментарии

Родина Галина Владимировна
Психолог, Специалист кризисы семьи - г. Подольск
Спасибо за статью!
№1 | 8 декабря 2016
Костина Тара Анатольевна
Психолог, Он-лайн консультант - г. Омск
Зайковский Павел Александрович писал(а):
Во время психологического консультирования психолог довольно часто задает своим клиентам домашние задание:
Что делаете, когда домашние задания не выполняются?)))
№2 | 8 декабря 2016
Чебакова Елена Константиновна
Психолог, Супервизор, Гештальт- терапевт - г. Новосибирск
Зайковский Павел Александрович писал(а):
«Я плохая мать, я не могу сладить с детьми», психолог задает домашнее задание: «Ставить «плюсы» в том случае, когда ее слушаются дети и «минусы», когда игнорируют».

Благодарю за подробное описание!

Интересно сочетать работу разных подходов.

В гештальте с мыслью «Я плохая мать, я не могу сладить с детьми» работали бы как с интроектом, расшатывая его, пока клиент не отверг то, что ему чуждо и не принял то, что ему подходит.

№3 | 8 декабря 2016
Пячките Дарья Викторовна
Психолог - г. Калининград
Спасибо за представленные техники.
№4 | 8 декабря 2016
Зайковский Павел Александрович
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Ташкент (Узбекистан)
№2 | Костина Тара Анатольевна писал(а):
Что делаете, когда домашние задания не выполняются?)))
В большинстве случаев д/з выполняются :)
№5 | 8 декабря 2016
Этхемоглу Оксана Владимировна
Психолог, Консультант - г. Анкара (Турция)
Спасибо, интересно!
№6 | 8 декабря 2016
Пушкарёва Софья Сергеевна
Психолог, Гештальт терапевт Супервизор - г. Москва
Спасибо!
№7 | 8 декабря 2016
Софи Лемус
Психолог, Интегральное нейропрограммирование - г. Чехов
Павел, у вас очень понятные, структурированные и поленые статьи! Спасибо!
Мне особенно понравились конкретные примеры (из практики Бека), наглядно. Подписалась на ваши статьи )
№8 | 8 декабря 2016
Наталья Лысенкова
Психолог, Психолог - сексолог - г. Красноярск
С удовольствием взяла Вашу статью в копилку ценностей, Павел Александрович. Жду продолжения с рассмотрением какого-нибудь случая из практики. Часто сталкиваюсь с иррациональными убеждениями, и которые, ох, как трудно поддаются коррекции. Потому что они уже стали своими, родными.
№9 | 9 декабря 2016
Гришина Ольга
Психолог, Консультант - г. Ростов-на-Дону
Павел, спасибо за статью!
Очень ценный практический материал!
Возьму на заметку в диспутах с клиентами)
Разнообразие когнитивных ошибок столь велико, что иногда приходится ссылаться на логику и толковать как делаются умозаключения - субьект, предикат, тезисы, предпосылки ...
Зайковский Павел Александрович писал(а):
Эта техника особенно эффективна при лечении тревожных клиентов, которые уверены, что они постоянно находятся в центре внимания. Неадаптивная АМ у таких людей примерно следующая: «На меня все смотрят и смеются над мной». Такие люди не могут выступать перед аудиторией, отвечать на уроках, экзаменах и вообще говорить в помещении где много людей. Психолог своему тревожному клиенту дает домашнее задание: «Понаблюдать за людьми, когда он будет говорить, и постараться абсолютно не думать о своих эмоциях». Клиент наблюдал за окружающими его людьми в течении некоторого времени и перестал верить своей неадаптивной АМ.
Очень частый случай... а иногда, когда клиент "вцепляется" в вышеописанную АМ, за ним стоит жгучее желание быть в центре внимания (хоть придумать себе это) и несогласие с тем простым фактом, что в действительности "люди заняты своей жизнью"
№10 | 9 декабря 2016
Назарова Ксения Олеговна
Врач-психотерапевт - г. Нижний Новгород
Благодарю за интересную и полезную статью, Павел Александрович! Несмотря на то, что основной инструмент для меня гештальт-терапии, я поняла, что использую многие техники когнитивно-поведенческой терапии, не подозревая об этом!
№11 | 9 декабря 2016
Лана Золотарева
Психолог, Психолог онлайн - г. Севастополь
Спасибо!
№12 | 11 декабря 2016
Будкина Марина Павловна
Психолог, Педагог-психолог-консультант - г. Ярославль
Павел, огромное спасибо за статью. Техники помогают пациенту/клиенту осознать свою значимость для повышения самооценки, нивелировать минимизировать фобии, причины ПА, увидеть ситуацию как бы со стороны, а главное Себя в ней, обнаружив при этом , что ситуация не так страшна на самом деле, как кажется первоначально.
№13 | 13 декабря 2016
Юлия Таланцева
Психолог, Психотерапия Семейный психолог - г. Москва
Павел, прекрасная статья! Спасибо за ссылку)). Взяла в закладки.

Как раз сейчас актуально в работе!
№14 | 14 декабря 2016
Шаповалова Ирина Александровна
Психолог - с. Полтавская
Павел, благодарю Вас за отличную статью!
№15 | 17 декабря 2016
Карачёва Верико Годердзиевна
Психолог - г. Астрахань
Спасибо за статью!Полезные и интересные техники.
№16 | 29 декабря 2016
Грицышина Алевтина Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Минск (Беларусь)
Спасибо за материал! Было интересно и полезно!
№17 | 3 января 2017
Чешейко Вероника Викторовна
Психолог - г. Петрозаводск
Спасибо за статью! Некоторые техники уже использовала в работе, а какие-то были для меня новыми. Очень полезный для практической работы материал!
№18 | 10 января 2017
Удалено автором материала
Удалено автором материала
Виктория Иванова
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Мурманск
Павел, спасибо за статью! Очень структурированный материал и "вкусный"! Взяла себе в копилку)))
№21 | 16 февраля 2017
Елена Тухарели
Психолог, Консультант - г. Москва
Полезная информация, спасибо Павел!
№22 | 26 марта 2017
Марина Викторовна Мельчукова
Психолог, Нейропсихолог семейный антикризис - г. Геленджик
Павел спасибо за статью! Забираю в копилку.
№23 | 20 апреля 2017
Рудакова Ольга Николаевна
Психолог, Консультант NLP-практик - г. Дзержинск
Огромно спасибо за статью и работающие техники! В основном я работаю с клиентами применяя техники НЛП , но очередной клиент "заставил" меня прибегнуть к когнитивным техникам. Убеждаюсь в очередной раз , что подходит одному клиенту , не обязательно будет подходить другому :)! Говорю сама себе , что психологу нужно быть гибким и находчивым ))))) В вашей статье , я как раз и нашла хорошие техники для работы с тревожным клиентом ! Благодарю Ещё раз!!!
№24 | 25 августа 2017
Ольга Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Старый Оскол
Костина Тара Анатольевна, в таком случае выполняют задание на моей консультации. Делаем домашнюю работу в "классе".
№25 | 25 сентября 2017
Ольга Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Старый Оскол
Спасибо за примеры. Очень наглядно и структурировано.
№26 | 25 сентября 2017
Уважаемый Павел! А что делать, если ни один из приведенных методов не работает? У сына (он программист) социофобия. Декатастрофизация не подходит, потому что при отсутствии навыков общения он не может найти работу, а в наше время это довольно серьезно . (Пример разговора: "Я боюсь разговаривать с людьми. Из-за этого не могу найти работу. В результате просто умру от голода"). Простое наблюдение за людьми (без эмоций) сначала казалось хорошим вариантом, но когда начинает применять на практике, возникает что-то типа "панической атаки" (учащенное сердцебиение и т. д.), и все наблюдение "коту под хвост". Сильная неуверенность в себе и неспособность даже заговорить с человеком. Не знаем, как помочь. Сейчас записали его к гештальт-терапевту, но пока результатов нет.
№27 | 1 октября 2017
Зайковский Павел Александрович
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Ташкент (Узбекистан)
Ириша2, Все методы работают! Они служат подкрепляющим звеном в терапевтической работе специалиста и пациента. В Вашем случае обращайтесь к КПТ терапевту очно или онлайн в личном сообщении.
№28 | 1 октября 2017
Иванова Александра
Психолог, Онлайн-консультант - г. Тольятти
Зайковский Павел Александрович, спасибо. Щедро делитесь!
№29 | 16 октября 2017
Запорожченко Денис Сергеевич
Психолог, Клинический психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо за наглядный обзор
№30 | 4 ноября 2017
Фоминых Ольга Леонидовна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо! Полезная информация.
№31 | 29 ноября 2017
Чепурная Елена Владимировна
Психолог, Нлп-практик - г. Кемерово
Очень полезно и понятно всё рассказали! Благодарю!
№32 | 14 марта 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 50032 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз