Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29779 специалистов из 970 городов
Скрыть

"Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафоры

От автора: Как непросто сохранить в семье баланс при изменении её состава. Как выпукло проявляются при этом особенности семейной коммуникации. Метафора - один из способов коррекции семейных отношений..

«Волшебная Поляна - это та, которая умеет

Волшебная Поляна мягкое решение ж сткого семейного конфликта с помощью метафорывидеть, слышать, чувствовать, думать и говорить».

 

Семья - это система. И. как любая из систем, она стремится к равновесию. Чем больше уровней в семейной системе (например, три поколения проживают вместе). тем сложнее поддерживать спокойную дружественную атмосферу.
 А что произойдёт. если  системе добавить/убрать один элемент? Что сразу же  изменится  в семье , если в доме появится ещё один ребёнок или присоединится родитель мужа/жены и т.д.?
Произойдёт интересное. Семейная система временно разбалансируется. И члены семьи начнут строить отношения несколько иначе. Верно? И в то же время выпукло станут проявляться или самые полезные стратегии  семейной коммуникации (добрая шутка, сдержанность, терпение), или самые вредные и разрушительные (упрёки, агрессия, упрямство и др.). Хочу показазь это на примере работы с семьёй. 
Жили-были папа, мама и две дочки, младшая школьница  и старшая-подросток. Их дом был просторный и уютный. По вечерам семья собиралась на первом этаже, готовился ужин, велись беседы о событиях дня а иногда и споры.  На втором этаже -  ещё три комнаты, где можно  играть, читать, а  потом сладко уснуть в мягкой, теплой постели.
И вот однажды в  доме поселилась   студентка,  племянница - для родителей, и она же - двоюродная сестра для девочек-школьниц. Сестры были рады встрече. Гостье уступили одну из  детских комнат. Прошло немного времени, и радость встречи сменилась взаимным недовольством.
Родители упрекали племянницу: раскидывает вещи, избегает делать домашнюю работу, заботится исключительно о себе.
 Наблюдая мелкие конфликты, старшая из девочек стала капризно командовать своей взрослой двоюродной сестрой, пытаясь превратить ее в служанку. Но не тут - то было…  В ответ она получала резкий отпор. Ведь гостья обладала бурным темпераментом и, конечно, как многие из нас, чувством справедливости.
Родители переживали и  возмущались, неявно поддерживая своего ребёнка. . Страсти накалялись. Так продолжалось какое-то время, и гостье пришлось покинуть родственный дом, приступить к самостоятельной жизни.
Родители и племянница расстались с взаимной обидой. И в то же время, у племянницы. хотя и не сразу, и с трудностями,  наладилась самостоятельная жизнь. А в семье воцарилось несколько  большее спокойствие, чем до приезда племянницы.
Работа с семьёй проводилась по поводу "взаимной обиды". Консультирование каждой из сторон поспособствовало "наведению мостов". А для некоторого ускорения процесса была составлена терапевтическая метафора, которая приведена ниже.

В эриксоновском гипнозе существуют правила для создания метафор. Это сходство героев истории с прототипами, достижение желаемого результата, наличие варианта решения проблемы и др.

С помощью метафоры мы усиливаем работу  подсознания  (сенсорных репрезентативных систем). И как следствие, смягчается или решается внутренний конфликт. 

Метафора-сказка для семьи.  Воспитательная сторона метафоры   -  показать   членам семьи   полезные  и вредные последствия их поступков. Терапевтическая цель - достижение баланса в семейных отношениях, акцент на внутренних ресурсах каждого из членов семьи.  Итак,. история про Волшебную Поляну. 
«В одном прекрасном густом лесу среди рослых раскидистых деревьев жила-была Волшебная Поляна. У нее была мягкая податливая почва.
Поляна укрывалась шелковистой травой. Чудесные цветы источали нежный запах. Белые, синие-пресиние, розовые, лиловые и самых разных оттенков. Вокруг жужжали насекомые, сладко пели птицы..
Но вот наступило засушливое лето. Земля затвердела, цветы опустили свои головки, бутоны засохли, но зато в рост пошли Сорняки. И даже ночью была сушь. Поляна опечалилась. Она хотела дождика, хотя бы небольшого.  А Солнце было ослепительным и жарким, небо -  светло-голубым, и ни одной тучки.
И вот однажды подул ветер и пригнал Белое Облако.
 «Хочу, чтобы пошел дождь, - подумала Поляна, - и пускай Облако мне послужит». Услышало Облако эту команду, и она ему не понравилась. Надулось Облако, рассердилось и превратилось в темную, черную Тучу. И чем больше Туча злилась, тем больше надувалась водой. И, наконец, полился сильный дождь, настоящий ливень.
Поляна обрадовалась, но тут же испугалась. С неба падали потоки воды  и крупные  градины. Град больно бился, и, попадая на цветы, пригибал их к земле. А вот грубые стебли сорняков качались и торчали, как ни в чём ни бывало.
Вылив весь запас воды, Туча посветлела, стала Белым Облаком и удалилась.
Но что случилось с Волшебной Поляной! Куда делись яркие цветы! Вместо них вся Поляна была заполнена колючими Сорняками.  Впрочем,  она недолго горевала. Наполненная влагой и решимостью бороться, она перенаправила свои подземные теплые потоки по-другому - от Сорняков прочь. Она стала возрождать душистые цветы, сочные краски и нежную траву. .Снова защебетали птицы..
А Сорняки обиделись. И отправились они восвояси, отыскивать другие места в большом лесу, где можно поживиться чем-то просто так.
Говорят, что они бродят по прекрасному лесу до сих пор, но никто не хочет их принять. Ты, дружок, понимаешь, о чем это?»

Если в семье возникает "детская" проблема (заикание, энурез, страхи и пр.), то правильным подходом, на мой взгляд, будет изучение не только симптома у ребёнка, а , прежде всего, семьи как системы.

Затем создаю метафору - историю-сказку, которая подаётся в виде совместной игры или  кукольной постановки. Главную роль исполняет, естественно. ребёнок, а подъигрывают мать, или отец,  или оба родителя. Главный герой метафоры - схож с ребёнком и внешне, и  своей ситуацией. Такой сеанс всегда содержит вариант решения семейно-детской проблемы.

У некоторых родителей возникает желание научиться создавать метафору, чтобы вовремя и самостоятельно помогать своему ребёнку в будущем. И это возможно! Более того. я считаю этот навык необходимым в работе воспитателя и в практике семейного общения.

Тогда я приглашаю на курсы по эриксоновскому гипнозу. Первая ступень - это наведение транса. Вторая ступень - мастерская по созданию метафор, подробности можно посмотреть.

Для воспитателей и психологов, вероятно, интересна и такая сторона. Почему дети своим поведением копируют именно  главную стратегию общения в  семье при поиске семьёй баланса?  В нашем случае  - вредно-разрушительную? (Посмотрим на поведение детей в семье, и мы  многое о ней узнаем?). Что думают уважаемые коллеги по этому вопросу? 

Психолог, Гипнолог Тренер - г. Винница (Украина), г. Хмельницкий, г. Житомир
Опубликовано: , 258 просмотров
К автору уже обратились 36 человек с сайта
Провела 10 онлайн консультаций на сайте
Подписаться38
Подписаться38
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Удалено автором материала
Купченко Виктория Евгеньевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Омск
Спасибо за статью!
№2 | 16 мая 2016
Спасибо, Наталья Тимофеевна! Прекрасная метафора!
№3 | 16 мая 2016
Лобова Наталья Тимофеевна
Психолог, Гипнолог Тренер - г. Винница (Украина)
Уважаемая Эльвира! Конечно. Вы правы. Бывает быстро наступающий, ситуативный гомеостаз, а бывает - отдалённый. В нашем случае - второе))) Извините. нечаянно удалила Ваш комментарий.
№4 | 16 мая 2016
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов c78b1 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз