Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29484 специалиста из 963 городов
Скрыть

Медитация в работе с эмоциональными состояниями

Хотелось бы написать - по следам мастерской "Медитация в работе с эмоциональными состояниями" на Зимней школе по гештальт терапии, но нет. Скорее, эта заметка родилась в предчувствии оной.

Философов, занимающихся проблемой сознания, интересует не только то, что оно из себя представляет - результат ли это нейрофизиологических процессов или панпсихическое поле, пойманное нейронными антеннами. Расширение проблематики касается самого статуса сознания - существует ли оно вообще или является иллюзией восприятия? Точнее даже будет сказать так - является ли переживание субъективности неотъемлемым признаком сознания или оно вполне может обходиться без этого?

Этот спор разворачивается между двумя мощными фигурами, олицетворяющими крайние точки этих воззрений - Деннетом и Чалмерсом. Начнем с первого, поскольку он бросает вызов естественным человеческим интуициям, требующим для сознания наличия некоторого внутреннего агента, который ощущает происходящий опыт уникальным, причем уникальность придает само нахождение в шкуре агента. Согласно здравому смыслу, перспектива от первого лица является единственной и неповторимой; любые попытки передать особенности восприятия из этой позиции оказываются редукционистскими и неудовлетворяющими пытливого исследователя-позитивиста.

Деннет уверяет, что здравый смысл создает излишние сущности. Если максимально подробно и точно описать все особенности восприятия того, кто является агентом опыта, то он (опыт) может быть без мельчайших потерь перенесен в другого агента, который будет испытывать его как свой собственный. И, соответственно, опыт субъектности не добавляет ничего нового к тому, что может быть описано из перспективы наблюдения третьего лица. Деннет даже сформулировал особый способ исследования персонального опыта, который назвал гетерофеноменологией. В отличие от обычной феноменологии она полагает, что за нарративами, которые можно получить, выспрашивая испытуемого, не стоит чего-то принципиально непознаваемого - все, что есть в тексте, есть и в субъекте.

Здесь конечно, философы заступили на нашу территорию. Решая вопрос о том, достаточно ли физикалистского основания для того, чтобы объяснить происхождение сознания, они случайно выплеснули с водой младенца. Сведя содержание сознание к тому, что может быть получено в ходе описания его "внешней" текстуры, они упустили возможность разглядеть "внутренние" ребра и контуры, на которые она натянута.

Вернемся к Чалмерсу. Он, как и многие другие философы и когнитивисты, придерживается мысли о том, что феноменальное сознание создает принципиально новую форму познания происходящего. Как справедливо замечает Нагель, даже если мы получим точную информацию о том, как видит мир летучая мышь, мы никогда не сможем ощутить, как это быть ею. Более того, нам порой даже сложно представить, как вообще можно быть кем-то другим, отличным от нас - переживать эмоции по другому, иначе видеть цвета, не замечать очевидного или думать о всяких пустяках.

Какое это имеет отношение к психотерапевтической практике? Андрей Парибок говорил о том, что существует два типа описания опыта - схема и модель. Схема обозначает то, что я, как индивид, принадлежащий к определенному классу существ, могу повторить. То есть, прожить, как собственный, тот опыт, который другой субъект описывает в виде объективного процесса. Например, пройти те же стадии работы горя, которые описаны в учебниках психологии или столкнуться с точно такими же трудностями медитативного процесса, как и многие другие практикующие. Но если я попытаюсь определить, как горюют боги или демоны, этот опыт можно описать только в виде модели. Ибо модель не предполагает проживания и идентификации.

Самое интересное в том, что очень часто субъект использует гетерофеноменологию как способ разбираться не с опытом другого, а со своим собственным. Другими словами, получает описание того, что происходит в реальности, но не имеет возможности присвоить его себе. Это происходит из-за того, что его идентификации связаны с прошлым опытом, тогда как новый никак не может проникнуть в психику, то есть стать феноменальным. Психотерапия так или иначе направлена на преодоление слияния с определенной картиной реальности для того, чтобы в психику проникло что то новое.

Другим, не менее эффективным способом для этого оказывается практика медитации. Медитация позволяет очутиться внутри того, что является объективированным описанием реальности, оживить "философского" зомби, который существует, но не отдает себе в этом отчёта. Одно из важнейших оснований медитации звучит так - наблюдение за состоянием меняет качество личного бытия. Наблюдение за тем, что происходит оказывается "прибавочной стоимостью" к простому участию в этом. Другими словами, феноменальное сознание по умолчанию присутствует в опыте, но, чтобы его обнаружить, необходимо приложить некоторое усилие.Медитация в работе с эмоциональными состояниями

Врач-психотерапевт, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре
Опубликовано: , 41 просмотр
К автору уже обратились 22 человека с сайта
Провел 3 онлайн консультации на сайте
Подписаться168
Подписаться168
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов e5779 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз