Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).
Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении).
Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).
характерно признание действительных отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении).
Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения.
Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении).
Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).
Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.
Преследование (антипатия, уважение, близость).
Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении).
В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.
Отличия материнской и отцовской любви
Материнская любовь дает:
- безусловное утверждение в жизни ребенка его потребностей и сохранения жизни: - положительные источники тепла и пищи, эйфорического состояния удовлетворения и безопасноти. Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребенок отделился от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга.
Материнская любовь – это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.
В идеальном случае материнская любовь:
- не пытается помешать ребенку взрослеть;
- не пытается назначить награду за беспомощность;
- имеет веру в жизнь; - не должна быть тревожной;
- имеет желание, чтобы ребенок стал независимым,
- и, в конце концов, отделился от матери.
Негативная сторона в безусловной материнской любви.
1. Из-за того, что любовь матери не надо заслуживать, к ребенку может прийти ощущение, что этой любви нельзя добиться, вызвать или контролировать.
2.В основе материнской любви могут быть обнаружены мотивы стремительного желания власти или обладания. Ребенку важно, чтобы у него была не только хорошая мать, но и счастливая мать. Потому, что все тревоги матерей проецируются на детей.
Отцовская любовь
Отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.
Отцовская любовь это обусловленная любовь.
Условная любовь отца:
- учит ребенка, как узнавать дорогу в мир. - направляема принципами и ожиданиями; - она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной; - должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы; - позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца
Отрицательная сторона отцовской любви составляет :
- факт, что должна быть заслужена; - что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут.
Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.
Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни,
Функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.
На основании теоретического анализа и собственных размышлений выделяются факторы, депривирующие развитие родительской любви.
• Случайность зачатия ребенка. В данном случае родители воспринимают и относятся друг к другу, исключительно как к сексуальному партнеру, а не как к потенциальному родителю для своего ребенка. Незапланированная беременность в этом случае является фрустрирующим фактором для обеих сторон, что отрицательно сказывается на отношении матери и отца к беременности, а следовательно и к ребенку, при этом создается большой риск для его дальнейшего психического и физического развития.
• Отсутствие желания иметь ребенка. Нежелание иметь ребенка возникающее под воздействием каких-либо причин при запланированном зачатии.
• Негативное отношение родителей друг к другу. При отсутствии теплых отношений между родителями, каждый из них может видеть фрустрирующий образ другого родителя в ребенке.
• Негативный детский опыт общения с собственными родителями.
• Наличие у родителя более сильных и устойчивых "конкурирующих потребностей", чем потребность в реализации родительской любви. В этом случае родитель стремится удовлетворить внесемейные, социально-психологические потребности, которые стимулирует и поощряет общество.
• Отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения. В том случае, если родитель не заботится о ребенке с момента его рождения, он может перестать воспринимать его как родного и беспокоиться о нем и в последствии родитель может привыкнуть к этой мысли.
• Несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу (половая принадлежность ребенка, физическое и психическое здоровье).
• Индивидуально - типологические особенности ребенка - "трудный темперамент", чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность оказывают влияние на развитие родительской любви.
Таким образом, родительская любовь рассматривается как явление, основанное на аффилиативной потребности человека, которое формируется в процессе индивидуального развития родителя, ожидания и воспитания ребенка. Оно включает психофизиологический, эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты.