Как думаете, эмоции мешают мышлению? Они, вообще, связаны с мышлением? Может от них отказаться?
Давайте разбираться вместе!
Известно, что эмоции относятся к чувственной сфере, присущей каждому из нас, осознаем мы это или нет. Благодаря эмоциям можно сблизиться, они же и отдаляют. Подобно удару тока: эмоции способны убить или оживить.
Да, наше восприятие себя, восприятие мира опосредовано эмоциональным опытом, эмоциональными переживаниями. Именно они оставляют неизгладимый след в восприятии реальности, порой меняя ее
до неузнаваемости. Так два разных человека, встретившись с одним и тем же фактом, могут давать совершенно разные оценки и смыслы происходящего.
Эмоциональный опыт служит базой мышления. Ежесекундно каждый из нас погружён в лавины сенсорных сигналов внутренней и внешней среды. И сейчас, в данный момент, читая эти строки, Вы окутаны сенсорными раздражителями, стимулами, улавливаемыми Вашими глазами, ушами, Вашей кожей, Вы дышите и осязание и обоняние служат Вам, так же как и сигналы от внутренних органов. Всё это бесперерывно загружается в мозг, одновременно зарождая эмоциональные состояния, основанные в том числе на Вашем предыдущем опыте- воспоминаниях.
То, как будут обработаны эти сенсорные сигналы, на сколько будут вынесены эмоциональные переживания, какие смыслы им присвоятся, играют огромную роль в формировании психики. Именно поэтому так важны первичные объектные отношения- отношения матери и ребёнка: способность матери распознать и вынести тотальную зависимость младенца, его эмоциональные переживания, тот безымянный ужас переполняющих переживаний, ищущих чувства материнского понимания, её слова.
Увы, часто родители, общаясь с детьми, забывают о важности эмоций, о ценности в понимании и способности выносить эмоциональные состояния. Незадумываясь бросают фразы: “Прекрати плакать, ты же мальчик!” “Смешно бояться такой ерунды!” “Фу, как некрасиво ты себя ведешь!” “Разве можно злиться на маму?”
Что происходит таким образом? Так родители блокируют силу эмоций, обесценивают чувства ребенка, лишают надежды на то, что тебя могут понять, принять, аннулируют знания как можно справиться со своими
переживаниями, и даже лишают права на горе. Переоценить роль семьи в эмоциональном развитии невозможно. Семья- первое место, где учат распознавать эмоции, учат мыслить.
А что, если там провал в чувственной сфере? Что же происходит, когда родитель игнорирует чувства?
Отрекаясь от эмоций, мы обедняем свою психику и психику ребёнка, блокируем эмоциональное развитие. Стирая эмоции, не даём возможности научиться выносить эмоциональную боль, а значит, способности мыслить и права понять, кто Я! Ложное Self, здравствуй! Вспомните, от каких эмоций хочется отказаться? Да-да, это те самые нежелательные, неудобные, постыдные, связанные с яростью,
гневом, завистью, жадностью, стыдом, страхом. Конечно, у каждого свой калейдоскоп запретных чувств, свой ящик Пандоры. И да, порой страшно даже подойти к нему, не то что открыть.
Но путь игнорирования чувств, как подъем «вверх по лестнице, ведущей вниз». Попадая в ловушку избегания чувств, нежелания их понимания, их принятия, мы лишаемся близости и возможности развития, как для себя, так и для своего ребёнка, подставляем тело болезни, отыгрываемся в отношениях с близкими, рушим любовные связи или вовсе не можем их создать, выгораем на работе, лишаемся здоровой сексуальной жизни. И ведь этот перечень можно ещё долго продолжать. Заметим и то, что расхожая фраза: «Время лечит» - здесь не работает! Нет, время не вылечит! В лучшем случае такое ожидание лишь усилит невроз! А для некоторых «потерпи со временем пройдёт»- губительно настолько, что шансы на психически более здоровую жизнь, тают с каждым пропущенным месяцем, годом. Есть ситуации, когда ждать нельзя, нужно идти и разбираться, погружаться в проблему, работать над ней, узнавать себя, трансформировать свою боль, свои эмоции, чувства. Потому как, если это не сделать, вытесненные, аннулированные горячие переживания, с которыми нет сил справиться, прорвутся и проиграются в виде психосоматики, в действиях или психозе (кому как повезёт).
Так что, развивайте свой эмоциональный интеллект- свою чувственную часть. Дайте своему ребёнку возможность быть в контакте с вами, с самим собой! Если трудно самим, приходите на консультации, на
занятия, на терапию. И да, чтобы дважды не вставать, добавлю: книги-это замечательно, порой необходимое, ценное, но недостаточное условие. Для эмоционального понимания нужен Другой- живой человек! В безопасном контакте с которым, и будут проживаться, все те томящиеся, изнуряющие болезненные эмоции, так долго ищущие выход и не дающие жить. Ничто не может заменить живого
чувствующего человека! Ведь только в контакте с Другим рождается эмоциональный рассвет, взаимообмен, дарующий плоды здоровой полноценной жизни! Чего от души и Вам желаю!
С уважением, Екатерина Васильева психолог, работающий в психоаналитическом подходе ev5828727@gmail.com
Подписывайтесь, здесь будет публиковаться интересное!
Если Вам понравился материал, пожалуйста, нажмите «Сказать спасибо»!