Один из моих клиентов разрешил написать пост о нашей работе. Большое спасибо ему за это! Потому что хочется рассказывать на конкретных примерах, с какими проблемами можно работать и какую пользу получить.
По понятным причинам, пишу без подробностей, так что все совпадения случайны :)
Мы работали с клиентом уже больше года назад. Недавно я связался с клиентом и спросил, сохранился ли результат работы через год, не возникала ли проблема вновь. Клиент ответил - "да я и не вспоминаю".
Клиент - квалифицированный специалист, что подтверждается дипломами и репутацией среди коллег. Проблема - "синдром самозванца". Разные знаки внимания, предложения о работе, приглашения на конференции вызывали острое чувство собственной некомпетентности. На момент нашей первой встречи клиент не мог начать делать работу, "потому что всё равно ничего не получится". Было ясно, что мысли о собственной некомпетентности иррациональны, дело в эмоциональной составляющей. Ведь прежде клиенту уже много раз удавалось хорошо сделать свою работу и квалификация в действительности есть, это факт.
Поскольку проблема была острой прямо сейчас (работать-то сегодня нужно), на первой встрече мы сосредоточились на ожиданиях от текущей работы ("ничего не получится") и связанных с этим эмоциях. Жаль, не получается словами передать некоторое волшебство EMDR переработки, но в общем, когда эмоции улеглись, клиент вдруг обнаружил, что работу делать может. В начале разговора он собирался «оставить эту сферу», потому что «она для профессионалов, а не для дилетантов», но через час решил, что нужно работу выполнить. Отличный результат за одну встречу.
На второй встрече мы исследовали, как ощущение некомпетентности появилось в жизни клиента. Клиент вспоминал прошлые трудности, разные ситуации, связанные с этим ощущением. И мы выделили один случай двадцатилетней давности, который клиента беспокоит до сих пор. В начале профессиональной деятельности в институте клиент поспорил с заведующим кафедрой, и тот кричал: "Да вас надо с нуля учить". Спор касался главы в учебнике. Переработали, и опять всё пошло хорошо. В ходе нашей встречи клиент вспомнил: "А вы знаете, ведь тот учебник недавно переписали, и там теперь так, как я говорил". Клиент понял, что был достаточно компетентен уже тогда. Давно.
На этом проблема была решена, и на третьей встрече клиент сказал, что не испытывает больше трудностей в работе и решать больше нечего. Но мы поработали ещё две встречи - потому что клиенту понравилось, как он сказал, «строить новое мироощущение», и он захотел поработать ещё с парой небольших других запросов.
Результат стабильный - больше года нет проблем.