Индивидуация. Стадии и застревания.

Итак, психика любого человека неизбежно стремится индивидуироваться. (См предыдущую публикацию). Кстати говоря, индивидуация нужна, чтобы мы стали полностью самостоятельными, автономными, свободными и могли самовыразиться, раскрыть свой потенциал. 


Сегодня остановлюсь подробно на стадиях и над тем, что нам мешает проходить их. 

Юнг выделил   5 стадий. 

1 стадия - «Мистическое соучастие».  Другими словами - это стадия слияния.  Ребенок до определенного возраста находится в слиянии со своими родителями и/или другими значимыми взрослыми. На этой стадии человек идентифицирует свое сознание с окружающим миром. Я и мир нераздельны.   Дети пока не дифференцируют себя. До того момента, когда  сознание  не проснется и не скажет: «Я есть». 

Обычно сепарация, отделение от родителей происходит в период подросткового бунта (когда ребенок начинает проявлять несогласие с мнением или правилами взрослых). Но начинается гораздо раньше.   Мне, кажется, это периоды возрастных кризисов, начиная с 3х летнего возраста. 

 Как можно застрять на этой стадии?  Не пройдя сепарацию человек продолжает всю жизнь сливаться либо со своими родителями, либо с кем-то и чем-то другим. Все мы знаем о зависимости и со-зависимости - это и есть формы слияния. Причем, говоря «зависимость» я имею в виду не только психоактивные вещества и сигареты, зависимости бывают разные (от человека, от работы , еды,  еще одна форма слияния -навязчивые мысли, идеи  и  ритуалы и тд).  Бухгалтер, который живет своей работой, Женщина, которая существует только в рамках своей социальной роли -матери, которая вживается в роль матери, но человека за этим не видно - всё это «мистическое соучастие» - субъект слит с объектом и не осознает этого. 

Испытывают ли люди страдание от застревания на стадии «мистического соучастия»? Конечно! Человек ориентируется на внешние смыслы,  эмоции, мнения, потребности других людей, считая  -то, что происходит во внутренним мире не важным. У такого человека нет привычки опираться на себя. Им сложно делать выбор, они не осознают свои чувства и истинные потребности. 

 2. Проективная стадия. На этой стадии человек начинает осознавать разницу между собой и объектом.  Сознание проснулось и человек обнаружил Себя.  Происходит выделение объектов:   мать, любимые игрушки, животные, братья, сестры, бабушки, дедушки, учителя. Цель стадии - базовая адаптация.  То есть в конце человек приобретает навыки социального взаимодействия и выживания. Из состояния неосознанности индивид переходит в состояние частичной осознанности: мы начинаем понимать, хорошо что плохо, что стоит делать, чтобы что-то получить. 

 Отделение происходит, но с осознаванием собственных характеристик пока еще проблема.   Наши собственные негативные и позитивные качества проецируются на другие объекты, человек не понимает, что это его качества и наделяет ими другого. 

Можно «застрять» на этой стадии и проживать всю жизнь видя себя в других, но не осознавая, что это Я.  Такие люди считают причинами своих неудач других, видят их недостатки и не способны осознать, что сами обладают индивидуальными чертами, которые влияют на то как строится контакт с объектом. 


3. Абстрактная. Человек учится отделять проекции от их носителей, все проблемы которые он видел в мире являются его собственными негативными чертами. Это стадия Взросления. На этой стадии может пробудится интерес к духовности, поиску смысла. Если раньше могли обожествляться кумиры, другие люди, то сейчас обожествляются собственные ценности.  

Когда мы формируем свои ценности находим других людей у которых такие ценности есть. «Застрять»  можно полностью погрузившись в религиозное или политическое направление. Ухать за своим учителем в ашрам и прожить там всю жизнь, например.  

 4. Снятие проекций.  На этой стадии утрачиваются любые проекции. «Человек в поиске души» по Юнгу.  Механизмы,  сознанные внешним и не имеющие ничего общего внутри отсеиваются. Единственный авторитет -Я. 

 5. Самость. Изучение себя.  Есть Я, есть реальность, которую я создаю, влияю на нее своими осознанными или неосознанными действиями. Человек проводит самоанализ, ищет внутренние смыслы, формирует свою систему ценностей и убеждений. Стремление к целостности, воссоединение сознания и бессознательного. 



Застревание   и невозможность психики развиться дальше может приводить к чувству неудовлетворенности, тоски, апатии,  одиночества,   к неврозам, обсессивно-компульсивным , тревожным, психосоматическим , личностным и многим другим  расстройствам. 

Опубликовано на сайте: ,  328 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться11
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Истинная целостность
Мне очень понравилась идея Юнга о том, что к самости можно прийти только путём соединения духовного и физического. Архетипом самости является Христос -БогоЧеловек,как символ соединения духовного и физического ...
Почему мы не взрослеем
Рай. Утроба матери. Какие у вас возникают ассоциации? У меня такие: изобилие и блаженство, никаких представлений о себе, никакого самосознания. Только Я и жизнь в своем единстве, все потребности удовлетворяются ...
Индивидуация. Стадии и застревания.
Итак, психика любого человека неизбежно стремится индивидуироваться. (См предыдущую публикацию). Кстати говоря, индивидуация нужна, чтобы мы стали полностью самостоятельными, автономными, свободными и ...
Почему люди обращаются к психологам
Почему так или иначе почти каждый человек сталкивается с периодами внутренних противоречий, терзаний, внутреннего напряжения, с желанием перемен и улучшений? Можно ли все жизнь прожить «без заморочек», ...
Путь к своему «Я»
Когда я говорю путь к своему «я», имею в виду «я» нашей личности. Принимаем за факт, что при рождении есть некое «я»-изначальное-чистая,кристальная душа, она обладает ...
Рекомендуем почитать
Тренируемся справляться с эмоциями.
Намного подробнее о мыслях, вызывающих тяжелые эмоции. Наиболее тяжелые эмоции, их иногда еще называют токсичными, вызывают страх, вина и стыд. Если эти чувства вас одолевают, просто зачеркнуть их или ...
Людмила Григорьевна
Программа за 13 тысяч.
Обучающие курсы - это сейчас очень популярное и доступное средство любой коррекции. Как физической, так и психологической. Курсы очень грамотно и научно объяснимо составляются с учетом различных психологических ...
Галина Яковенко
Умение говорить о чувствах
Почему важно уметь говорить о своих чувствах и зачем вообще о них говорить? Тому, как всегда – несколько причин: Мы живем чувствами – такова наша биологическая прошивка. Чувства – это ...
Алексей Фисун
Тайные смыслы подарков
В Новый год мы дарим друг другу подарки. Дарим самым близким и дорогим нам людям. А какие послания несут в себе те или иные подарки? Ведь подарки могут многое сказать об отношении к нам другого человека. ...
Васильева Алена
"Мой психолог шарлатан. А сколько же было надежд на него!"
Очень часто психологи сталкиваются в своей практике с тем, что клиент недвусмысленно обвиняет его в шарлатанстве. То есть, деньги заплатили, а результатов ноль. И, конечно, кто виноват? Правильно, психолог, ...
Андрей Савенко
5f67b
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз