Итак, психика любого человека неизбежно стремится индивидуироваться. (См предыдущую публикацию). Кстати говоря, индивидуация нужна, чтобы мы стали полностью самостоятельными, автономными, свободными и могли самовыразиться, раскрыть свой потенциал.
Сегодня остановлюсь подробно на стадиях и над тем, что нам мешает проходить их.
Юнг выделил 5 стадий.
1 стадия - «Мистическое соучастие». Другими словами - это стадия слияния. Ребенок до определенного возраста находится в слиянии со своими родителями и/или другими значимыми взрослыми. На этой стадии человек идентифицирует свое сознание с окружающим миром. Я и мир нераздельны. Дети пока не дифференцируют себя. До того момента, когда сознание не проснется и не скажет: «Я есть».
Обычно сепарация, отделение от родителей происходит в период подросткового бунта (когда ребенок начинает проявлять несогласие с мнением или правилами взрослых). Но начинается гораздо раньше. Мне, кажется, это периоды возрастных кризисов, начиная с 3х летнего возраста.
Как можно застрять на этой стадии? Не пройдя сепарацию человек продолжает всю жизнь сливаться либо со своими родителями, либо с кем-то и чем-то другим. Все мы знаем о зависимости и со-зависимости - это и есть формы слияния. Причем, говоря «зависимость» я имею в виду не только психоактивные вещества и сигареты, зависимости бывают разные (от человека, от работы , еды, еще одна форма слияния -навязчивые мысли, идеи и ритуалы и тд). Бухгалтер, который живет своей работой, Женщина, которая существует только в рамках своей социальной роли -матери, которая вживается в роль матери, но человека за этим не видно - всё это «мистическое соучастие» - субъект слит с объектом и не осознает этого.
Испытывают ли люди страдание от застревания на стадии «мистического соучастия»? Конечно! Человек ориентируется на внешние смыслы, эмоции, мнения, потребности других людей, считая -то, что происходит во внутренним мире не важным. У такого человека нет привычки опираться на себя. Им сложно делать выбор, они не осознают свои чувства и истинные потребности.
2. Проективная стадия. На этой стадии человек начинает осознавать разницу между собой и объектом. Сознание проснулось и человек обнаружил Себя. Происходит выделение объектов: мать, любимые игрушки, животные, братья, сестры, бабушки, дедушки, учителя. Цель стадии - базовая адаптация. То есть в конце человек приобретает навыки социального взаимодействия и выживания. Из состояния неосознанности индивид переходит в состояние частичной осознанности: мы начинаем понимать, хорошо что плохо, что стоит делать, чтобы что-то получить.
Отделение происходит, но с осознаванием собственных характеристик пока еще проблема. Наши собственные негативные и позитивные качества проецируются на другие объекты, человек не понимает, что это его качества и наделяет ими другого.
Можно «застрять» на этой стадии и проживать всю жизнь видя себя в других, но не осознавая, что это Я. Такие люди считают причинами своих неудач других, видят их недостатки и не способны осознать, что сами обладают индивидуальными чертами, которые влияют на то как строится контакт с объектом.
3. Абстрактная. Человек учится отделять проекции от их носителей, все проблемы которые он видел в мире являются его собственными негативными чертами. Это стадия Взросления. На этой стадии может пробудится интерес к духовности, поиску смысла. Если раньше могли обожествляться кумиры, другие люди, то сейчас обожествляются собственные ценности.
Когда мы формируем свои ценности находим других людей у которых такие ценности есть. «Застрять» можно полностью погрузившись в религиозное или политическое направление. Ухать за своим учителем в ашрам и прожить там всю жизнь, например.
4. Снятие проекций. На этой стадии утрачиваются любые проекции. «Человек в поиске души» по Юнгу. Механизмы, сознанные внешним и не имеющие ничего общего внутри отсеиваются. Единственный авторитет -Я.
5. Самость. Изучение себя. Есть Я, есть реальность, которую я создаю, влияю на нее своими осознанными или неосознанными действиями. Человек проводит самоанализ, ищет внутренние смыслы, формирует свою систему ценностей и убеждений. Стремление к целостности, воссоединение сознания и бессознательного.
Застревание и невозможность психики развиться дальше может приводить к чувству неудовлетворенности, тоски, апатии, одиночества, к неврозам, обсессивно-компульсивным , тревожным, психосоматическим , личностным и многим другим расстройствам.