Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30472 специалиста из 985 городов
Скрыть

Эмоциональное выгорание

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 г. американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Социальный психолог К. Maslac определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-10) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

В зарубежной и отечественной литературе термин психическое «выгорание» используется наряду с терминами «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», «сгорание», феномен «выгорания», синдром выгорания. Существуют различные дефиниции феномена «выгорания», рассматривающие его: как дистресс; как механизм психологической защиты; как экологическую дисфункцию, вызванную интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды; как результат несоответствия между личностью и работой, как результат несоответствия между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами.

В.Е. Орел группирует их в два больших блока, включающие:

1) объективные факторы – особенности профессиональной деятельности, провоцирующие «выгорание». К ним можно отнести те, которые порождаются условиями самой работы или неправильной её организации;

2) субъективные факторы – индивидуальность самих профессионалов, препятствующие или способствующие развитию данного феномена.

Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.

В комплексных исследованиях личностных качеств, имеющих наиболее тесные связи со всеми характеристиками выгорания, используется пятифакторная модель личности, предложенная Р. Costa, R. МсСгае и включающая в себя пять основных личностных характеристик: нейротизм, экстраверсию, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.

В большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между составляющими «выгорания» и редукцией «Я – концепции», внешним «локусом контроля», а также между выгоранием и агрессивностью, тревожностью, пассивными тактиками сопротивления стрессу, а отрицательная – с чувством групповой сплоченности и с высокой степенью личностной выносливости. «Личностная выносливость» в зарубежной психологии определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения.

В исследованиях широко представлены ситуационные, групповые, личностные факторы, влияющие на «выгорание», но их анализ пока не дал ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. По мнению современных исследователей, актуальным является мало изученный экзистенциальный аспект анализа «выгорания», включающий исследование взаимосвязи "выгорания" с такими экзистенциальными факторами, как критические жизненные события, разочарование в избранном деле, обесценивание и потеря смысла своих усилий, переживание оди­ночества, сильная зависимость от работы, приводящая к отчаянию и экзистенциальной пустоте.

С. Маслач считает, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной деятельностью.

Деперсонализация предполагает негативное отношение к труду и объектам своего труда.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. В частности у студентов это выражается в чувстве некомпетентности в своей будущей профессии и в ощущении неуспеха в учебной деятельности.

Предложенные С. Маслач три компонента «выгорания» в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента «выгорания», а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорание» и его структуры.

Психическое выгорание традиционно понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; деперсонализацию; профессиональную эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

На наш взгляд, целесообразно рассматривать данное явление с экзистенциальной точки зрения в контексте био – социо – духовной организации существования человека в мире. Предпосылками профессионального выгорания могут выступать факторы разных «уровней». На индивидном, биологическом уровне это может быть несоответствие типа темперамента профессиональным требованиям, эмоциональная неустойчивость, предъявление повышенных требований к возможностям человека. На социальном уровне — низкий коммуникативный потенциал, несформированность продуктивных поведенческих стратегий, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, нерациональная политика администрации в организации рабочей активности сотрудников. На духовном, собственно экзистенциальном, уровне — обесценивание профессиональной деятельности, потеря смысла, мотивации и разочарование в профессии и в себе как профессионале. Другими словами, «выгорание» можно рассматривать как экзистенциальный кризис профессиональной самоидентичности на одном, нескольких, либо на всех уровнях.

Разместила: Глухих Любовь Сергеевна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано: , 612 просмотров
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий ded30 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз